Параметрические методы ценообразования Метод удельных показателей. Метод регрессивного анализа. Балловый метод. Агрегатный метод

Основные методы установления цены

Затратные методы ценообразования

Ценообразование — процесс формирования, движения, использования цен на товары, работы и услуги.

Методы ценообразования можно разбить на 3 группы:

- затратные, когда обоснование цены строится через обоснования затрат (наиболее применимый, лежит в основе базовых параметров всех следующих методов);

- параметрические, когда цена обосновывается через особые характеристики товара (продукта);

- рыночные, когда цена сбыта продукции устанавливается с учётом спроса и предложения.

 

Первые две группы можно определить в группу расчётных методов.

 

Затратные методы подразумевают калькуляцию затрат на производство продукции. Обосновываются с позиции производителя, так как затраты на производство несёт он.

Из темы «Издержки и прибыль в составе цены» знаем, что калькуляция себестоимости может проводится методом полных издержек и сокращённой себестоимости (замечу, что в обоих случаях в цену реализации включаются все затраты: прямые, общехозяйственные и коммерческие и прибыль).

Таким образом цена, обоснованная производителем (продавцом) определяется по формуле:

 

 

ОЦ изг = Затраты ед. + прибыль ед. + налоги с оборота ед.,         (1)

 

В случае применения метода полной себестоимости, формула имеет вид:

 

ОЦ изг = С + С х Rпр / 100,                                               (2)

 

где ОЦ изг — расчетная оптовая цена изготовителя;

 С — полная себестоимость единицы продукции;

 Rпр — норма рентабельности продукции (к полной себестоимости), в процентах.

 

Rпр = х 100%                                       (3)

 

В случае применения метода сокращённой себестоимости, формула имеет вид:

ОЦ изг = Прямые затраты ед. + Прямые затраты ед. х R прям. Затрат / 100,     (4)

 

где R прям. Затрат – рентабельность прямых затрат (коэффициент покрытия затрат)

 

R прям. Затрат = ,                  (5)

 

Параметрические методы ценообразования Метод удельных показателей. Метод регрессивного анализа. Балловый метод. Агрегатный метод

Параметрические методы позволяют обосновать цену на продукт не только с позиции затраченного на его производство ресурса, но и полезности продукта.

 

Для применения параметрических методов необходимо выделить параметрические ряды по химическим, физическим и прочим измеримым показателям. Для обоснования цены продукт относят к тому или иному ряду.

Эти методы могут применяться только к тем товарам, работам и услугам, которые можно охарактеризовать чёткими, измеримыми параметрами.

К параметрическим относят следующие методы:

1. Метод удельной цены.

 

Под удельной ценой понимается стоимость весомого признака (характеристики) продукта.

 

Ц уд = ,                                                                      (6)

 

Где Ц уд – цена удельная,

Ц баз – цена базового изделия, (рассчитанная по методу затратному),

Т баз – количество базового параметра в базовом изделии.

 

Цена нового изделия, относимого к данному параметрическому ряду будет рассчитана по формуле:

 

Ц нов = Ц уд х Т нов х kторм,                                                   (7)

Где Т нов – количество основного параметра в новом изделии

Kторм – коэффициент торможения (0,2 – 0,95). Может не учитываться.

 

Если признаков несколько, то может использоваться комплексный показатель, в качестве количества параметра (Т баз):

Ткомпл = ,                                                               (8)

 

Где Х 1, У2, С3 – признаки.

 

2. Балловый метод.

 

Так же, как и метод удельной цены применяется к товарам с определёнными характеристиками, но когда их несколько. В отличие от применения комплексного показателя, при обосновании цены используется экспертная оценка.

При применении баллового метода так же используются параметрические ряды, но параметр не измеряется, а оценивается.

Для оценки параметра определяется шкала оценки (0-∞),баллов. Каждый параметр имеет свою значимость. Общая значимость параметров по изделию составляет 1.

 

Цена нового изделия определяется по формуле:

 

 

Ц нов = Ц баз х х Kторм,                                    (9)

 

Где ∑ Б нов – сумма экспертных баллов, с учётом значимости по новому изделию,

∑ Б баз - сумма экспертных баллов, с учётом значимости по базовому изделию,

Kторм – коэффициент торможения. Может не учитываться, тогда Kторм =1.

 

Б = экспертная оценка х значимость параметра                              (10)

 

 

экспертная оценка – по выбранной шкале (5-ти балльная, 100-бальная и т. д.),

значимость параметра – в виде десятичной дроби, меньше 1.

 

 

3. Метод корреляционного (регрессивного анализа)

 

Применяется с учётом различных факторов, оказывающих понижающее и повышающее значение на цену товара.

 

Ц нов = Ц баз х Х1 х Х 2 х Х 3 х…. Х n,                   (11)

 

где х1, х2, Х n – факторы, в виде коэффициентов, выраженных десятичной дробью.

 

4. Агрегатный метод.

 

Применяется, в случае, меняется если цена зависит от состава агрегатов, входящих в комплект. Изделие должно иметь базовую комплектацию (Ц баз). Цена следующей комплектации увеличивается по мере включения новых агрегатов:

 

Ц изд = Ц баз + ∑ Цаi,                                                 (12)

 

Где Ц баз - цена базовой комплектации,

 Цаi – цена агрегата дополнительного.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: