Основные методы установления цены
Затратные методы ценообразования
Ценообразование — процесс формирования, движения, использования цен на товары, работы и услуги.
Методы ценообразования можно разбить на 3 группы:
- затратные, когда обоснование цены строится через обоснования затрат (наиболее применимый, лежит в основе базовых параметров всех следующих методов);
- параметрические, когда цена обосновывается через особые характеристики товара (продукта);
- рыночные, когда цена сбыта продукции устанавливается с учётом спроса и предложения.
Первые две группы можно определить в группу расчётных методов.
Затратные методы подразумевают калькуляцию затрат на производство продукции. Обосновываются с позиции производителя, так как затраты на производство несёт он.
Из темы «Издержки и прибыль в составе цены» знаем, что калькуляция себестоимости может проводится методом полных издержек и сокращённой себестоимости (замечу, что в обоих случаях в цену реализации включаются все затраты: прямые, общехозяйственные и коммерческие и прибыль).
Таким образом цена, обоснованная производителем (продавцом) определяется по формуле:
ОЦ изг = Затраты ед. + прибыль ед. + налоги с оборота ед., (1)
В случае применения метода полной себестоимости, формула имеет вид:
ОЦ изг = С + С х Rпр / 100, (2)
где ОЦ изг — расчетная оптовая цена изготовителя;
С — полная себестоимость единицы продукции;
Rпр — норма рентабельности продукции (к полной себестоимости), в процентах.
Rпр = х 100% (3)
В случае применения метода сокращённой себестоимости, формула имеет вид:
ОЦ изг = Прямые затраты ед. + Прямые затраты ед. х R прям. Затрат / 100, (4)
где R прям. Затрат – рентабельность прямых затрат (коэффициент покрытия затрат)
R прям. Затрат = , (5)
Параметрические методы ценообразования Метод удельных показателей. Метод регрессивного анализа. Балловый метод. Агрегатный метод
Параметрические методы позволяют обосновать цену на продукт не только с позиции затраченного на его производство ресурса, но и полезности продукта.
Для применения параметрических методов необходимо выделить параметрические ряды по химическим, физическим и прочим измеримым показателям. Для обоснования цены продукт относят к тому или иному ряду.
Эти методы могут применяться только к тем товарам, работам и услугам, которые можно охарактеризовать чёткими, измеримыми параметрами.
К параметрическим относят следующие методы:
1. Метод удельной цены.
Под удельной ценой понимается стоимость весомого признака (характеристики) продукта.
Ц уд = , (6)
Где Ц уд – цена удельная,
Ц баз – цена базового изделия, (рассчитанная по методу затратному),
Т баз – количество базового параметра в базовом изделии.
Цена нового изделия, относимого к данному параметрическому ряду будет рассчитана по формуле:
Ц нов = Ц уд х Т нов х kторм, (7)
Где Т нов – количество основного параметра в новом изделии
Kторм – коэффициент торможения (0,2 – 0,95). Может не учитываться.
Если признаков несколько, то может использоваться комплексный показатель, в качестве количества параметра (Т баз):
Ткомпл = , (8)
Где Х 1, У2, С3 – признаки.
2. Балловый метод.
Так же, как и метод удельной цены применяется к товарам с определёнными характеристиками, но когда их несколько. В отличие от применения комплексного показателя, при обосновании цены используется экспертная оценка.
При применении баллового метода так же используются параметрические ряды, но параметр не измеряется, а оценивается.
Для оценки параметра определяется шкала оценки (0-∞),баллов. Каждый параметр имеет свою значимость. Общая значимость параметров по изделию составляет 1.
Цена нового изделия определяется по формуле:
Ц нов = Ц баз х х Kторм, (9)
Где ∑ Б нов – сумма экспертных баллов, с учётом значимости по новому изделию,
∑ Б баз - сумма экспертных баллов, с учётом значимости по базовому изделию,
Kторм – коэффициент торможения. Может не учитываться, тогда Kторм =1.
Б = экспертная оценка х значимость параметра (10)
экспертная оценка – по выбранной шкале (5-ти балльная, 100-бальная и т. д.),
значимость параметра – в виде десятичной дроби, меньше 1.
3. Метод корреляционного (регрессивного анализа)
Применяется с учётом различных факторов, оказывающих понижающее и повышающее значение на цену товара.
Ц нов = Ц баз х Х1 х Х 2 х Х 3 х…. Х n, (11)
где х1, х2, Х n – факторы, в виде коэффициентов, выраженных десятичной дробью.
4. Агрегатный метод.
Применяется, в случае, меняется если цена зависит от состава агрегатов, входящих в комплект. Изделие должно иметь базовую комплектацию (Ц баз). Цена следующей комплектации увеличивается по мере включения новых агрегатов:
Ц изд = Ц баз + ∑ Цаi, (12)
Где Ц баз - цена базовой комплектации,
Цаi – цена агрегата дополнительного.