Метафоры самовосприятия 18 страница

Сначала (а), как и любую часть данного процесса, главный герой (клиент) начинает с описания ЦСВ. Потом (б) главный герой смотрит на фон событий, только в этом случае фон отражает идеал, сбывшуюся в будущем мечту, при этом клиент как бы сам находится в своем будущем. Идеи-


220 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные ска зки-

тификация и описание подобных целей может занять несколько минут, терапевт может помочь клиентам завершить ментальную детализацию, помогая им извлечь у воспользоваться гипотическими переживаниями в псевдоориентации во времени, задавая вопросы в настоящее времени, предполагая-будущие переживания: Где вы? Кто с вами? Какие у вас с ним отношения? Чего вы добились? Как >на самом деле это выглядит? Что там еще у вас? Терапевт способствует также детализации описанием различных аспектов идеального будущего, которое одновременно наблюдается главным героем в метафоре.

В третьей части (в) этой фазы клиент погружается в описываемое будущее. Клиент получает инструкцию «раствориться в картине», «войти в картину», воспринять это как свое настоящее, заметить, как это чувствуется, когда достигаешь цели. Он должен запомнить это ощущение успеха, обогатить его всеми возможными чувственными деталями. В конце концов, эта жизнь принадлежит самому клиенту, а у него есть право прожить ее счастливо и представить, какой прекрасной она будет. А почему бы и нет? Когда клиент знакомится с ощущением успеха, он входит в эту картину, сознавая, каково все там — в будущем мире (сидит себе где-нибудь под пальмой с чековой книжкой, рядом жена, дети и т.д.). Но это собственная конструкция клиента, терапевт призван лишь помочь ему в ее создании, приводя клиенту различные аспекты жизни: взаимоотношения, качество отношений, здоровье, душевное равновесие, финансовое благосостояние, общественные связи, участие в общественной жизни, успехи в карьере и т.д.

Следующий шаг, когда клиент все еще в будущем как в своем настоящем, это описание того, как клиент (если это метафора, то гл.герой) может воспользоваться псевдоориентацией во времени, чтобы «оглянуться назад», раскрывая свой путь к «достигнутой» цели. Таким образом, идентифицируясь с визуализованной фигурой себя, радующегося исполнению желанных целей будущего, клиент (или гл.герой) направляется на создаваемую мысленно визуальную фантазию по представлению себя в будущем. В такой фантазии сцены «прошлого» создаются из воображаемого клиентом будущего, как если бы он размышлял в обратную сторону о взаимодействиях, результатом которых и стало желаемое будущее.


г. „дза 6- Метафоры самовосприятия


221


Другими словами, сейчас будущее, все что было раньше

_ в прошлом, включая время после терапии и будущие

годы между терапией и намеченной датой успеха, который еще не наступил. Мы просим клиентов размышлять по нескольким сценариям или ситуациям, которые им нужно «прожить» для того, чтобы дойти до этих нынешних успешных обстоятельств. Мы должны встречаться и прощаться с тем, что им приходится переживать, рисковать их риском и учить их не терять головы. Наша задача в том, чтобы они замечали свои неверные шаги также, как и шаги верные и мудрые, для того, чтобы определиться в многообразии путей. Другими словами, мы не просто говорим им, что это вот неудача, а то — успех, не просто показываем им легкий путь к успеху; мы показываем им все аспекты происходящего и помогаем им самим выбрать путь. И все же главная установка у всего этого — установка на успех. «Неудача» в создаваемом сценарии не является показателем несостоятельности клиента. Это показатель, что клиент идет по дороге успеха, что он в пути, он действует по установке и обязательно успешно справится с задачей.

Третья фаза окончательно завершена, когда клиент заканчивает восприятие, «запустив» фантазию в обратном: сначала опять изучение и оценка воображаемого будущего с последующей переориентировкой в реальное время и место.

А теперь обратимся к выполнению этих фаз в метафорах. Неприкрытость приведенного выше плана обязывает к созданию истории такой же направленной. Когда использование м.етафоры более не служит опосредованному облегчению размышления с самовосприятием, полезно вложить в историю такой контекст, в котором главный герой рассматривает свое собственное отражение. Это может быть отражением в зеркале, в воде, в окне машины ночью, в окне поезда, когда снаружи темно, а в купе горит свет. Вы можете, к примеру, рассказать историю о каком-то своем клиенте, который уходит из вашего кабинета, восстановив во время сеанса свои ресурсы, садится поздно вечером в автобус и едет домой. В туннеле в салоне автобуса включают свет. Человек смотрит в окно, и все, что он видит — это его собственное отражение. Он занят своим отражением, это заставляет его задуматься о конструкции своего центрального самовосприятия. Вдруг вся сцена может необъяснимо измениться, может быть в результате проезда автобусом


222 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказ ки"

освещенного участка или ухаба. Воображение гл. героя заполнено только что закончившимся сеансом терапии, и образы начинают появляться как смена различных сценариев. Вот так в общих чертах мы и создаем историю по размышлению с самовосприятием, в которой содержится логический фон для визуализации конструируемой сущности себя.

Еще один способ, это не разглядывание своего отражения главным героем, а описание его другим человеком. Например, «мой клиент вошел и присел в очень небольшой комнате, где стулья стояли вдоль стен; сев, Бил заметил, что все смотрят на него; им было видно как он спокоен, на лбу ни морщинки, лицо спокойно, на щеках легкий румянец, голову он держит ровно». Здесь мы описываем главного героя, глядя как бы изнутри комнаты, отмечая, как он спокойно сглатывает слюну, спокойно дышит и т.д. Мы смотрим на него глазами других людей, отмечая выражение его лица, позу. «Если бы они видели его в другой день, они бы заметили...» и затем описание становится сценарием, начинаясь с того, как он встает, как ведет себя с друзьями.

Первый пример метафоры самовосприятия — метафора, рассказанная под конец сеанса, в ней говорится о действующем лице из другой истории, рассказанной ранее на том же сеансе. Эта более ранняя история показывает21 главного героя в рассказе, используя протокол волнения, для того чтобы помочь восстановить состояние принятия и принадлежности. Ресурсные переживания явятся первичными характеристиками, которые визуально добавляются к ЦСВ и репетируются через сценарии в истории, приводимой ниже.

1. Цель самовосприятия (используя ЦСВ и сценарии): ассоциируйте текущие чувства принадлежности с появляющимися жизненными событиями.

Метафора Джейн сидела на лекции по американской литературе, мысленно вновь и вновь переносясь к той жаркой встрече с подругой на Бесси-холлском мосту. Она все еще ощущала тепло, лицо горело, сердце все еще колотилось, словно она влюбилась, но как же иначе, ведь она вновь нашла свою лучшую подругу. Она не могла видеть того, что хорошо было видно профессору, иначе перед ней предстала бы ма-

21 История рассказана на стр. 55-58 в главе 2.


p iae a 6. Метафоры самовосприятия ___________________________ 223

ленькая такая, нежная ласточка, тихо сидевшая за партой с закрытыми глазами, подперев голову кулачками. Как жаль, что перед ней не было зеркала, иначе она увидела бы в нем свое лицо, на котором отражались чувства принадлежности и принятия, которые подарили ей радость и любовь — порой очень даже стоит иметь возможность взглянуть на свое лицо, когда вы переполнены этим чувством радости, принятия и любви. В отражении увидишь тогда, как разглаживаются морщинки на лбу, как чуть подрагивают, превращаясь в улыбку, уголки нежных губ, как разливается румянец по щекам, как легко тебе дышится и по всему телу распространяется тепло, как чуть вперед подаются плечи, словно все еще стараясь удержать в объятиях кого-то.

Разве ж тут до какой-то там литературы. Профессор говорит о книгах, о чьей-то жизни, а перед ее мысленным взором проплывают совсем другие картины, где она занята чем-то таким, о чем и не помышляла никогда раньше, и в то же время — это она, наполненная чувством принятия и радости. В аудитории кто-то хлопнул книжкой — картина перед мысленным взором вновь изменилась — вот она идет по магазинам, а на лице отражаются все те же чувства принятия и радости, она разглядывает витрины, покупает одежду. Ей неизвестно, как ее подсознание сумело запомнить эти чувства и передать их в сознание, которое создало картины и образы ее самой, идущей по улице о ощущением, что видит как радость и принятие играют улыбкой на ее лице.

Сцена вновь изменилась, но это все та.же она, разговаривающая с незнакомцами. А на лице написано «Я всем на свете нравлюсь», об этом она как раз и думала. И когда она увидела себя с этими чувствами и этой мыслью, картина перед ней опять изменилась — вот она сидит в аудитории все с теми же чувствами, изучает что-то — а чувства все те же. Должно быть профессор говорит что-то о семье, о жизни, о родине, потому что она видит себя дома в своей комнате, все с тем же чувством. Она улыбается от мысли, что занята уборкой, а чувство не исчезает. Необычно как-то, хотя, почему бы и нет. Она видит себя, она чувствует радость и принятие, в ее сознании где-то глубоко и уютно устроилась добрая и такая приятная мысль, что тебя тоже кто-то любит, что ты тоже кому-то по сердцу.


224


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


Вот еще картина, черты любимого человека, черты мужа не совсем четкие в воображении. Образ одного мужчины сменяется лицами другого, третьего, в голове проносятся лица парней из студгородка, которые ей нравятся, и вот она целует мужа, когда тот возвращается домой, целует его, выходя из дому, целует, возвращаясь, при встрече, а он нянчится с детьми, и она сажает детей к себе на колени и целует детей. А вот она занята какой-то работой, стараясь принять позу, которая помогает ей вернуть это доброе чувство. Вот, что в воображении Джейн, и если бы вы были моей пациенткой, я обазательно попросил бы вас "представить себя в ситуациях, имеющих для вас особое значение, вот вы отправляетесь в больницу, где появится на свет ваш ребенок, и у вас такое же выражение, вот вы выезжаете в своей коляске из больницы, и у вас такое же выражение. Как это восхитительно иметь друга, как чудесно, как и она, сознавать, что ты нужен и любим, хотя сознание и не признается себе в этом. Ей просто хорошо, это чувство постоянно с ней, куда бы она ни шла, чем бы ни занималась, и я всегда прошу клиентов не расставаться с этим чувством. И еще послушать, о чем вы говорите, когда в вас это чувство. И заметить, как реагируют на вас другие, когда в вас это чувство.

А однажды я попросил группу моих клиентов представить себе, что они чувствуют радость и принятие, но натыкаются на совершенно неадекватную реакцию — в жизни часто приходится сталкиваться с раздраженными или неприятными типами, и нужно уметь не дать им как-то воздействовать на это ваше чувство. До тех пор, пока вы хотите, пока вам нужно это чувство, вы должны уметь оберегать его. У вас есть на него право. В жизни многое меняется, но чувство имеет право оставаться с вами всегда, наяву, во сне, нужно просто присесть и вспомнить о нем — и оно вновь придет.

А ей, чтобы вспомнить'как все это было, нужно мысленно вернуться в тот день на мост в Бесси Холле, к своим воспоминаниям о чувствах, объятиях, о сладком ощущении дружбы, впитать эти чувства и взглянуть на себя сегодняшнюю. И через эти чувства мысленно обратиться к тому, чем намерена заняться или чем уже занимаешься, идешь ли на встречу с работодателем, знакомишься с новым соседом, пишешь книгу,.укладываешь вещи по коробкам, готовясь к переезду на новое место, катишь ли перед собой тележку в гастрономе.


г- швд 6. Метафоры самовосприятия


225


В следующей метафоре по самовосприятию главный герой уже знаком нам, как это часто будет в дальнейшем, по рассказу, который приводился в этой книге ранее, где речь шла о концентрации сознания на характеристиках, визуальный образ которых будет представлен в этой метафоре.

2. Цель самовосприятия (с использованием ЦСВ и сценариев): ассоциируйте характеристики приятной сексуальности и зависимости с подходящим фоном для супруга, других людей и даже сотрудников.

Метафора Я все говорил и говорил, и Шерри впала в очень глубокий транс, а когда вышла из транса, никак не могла прийти в себя. Она опаздывала на автобус, а опаздывать ей никак не хотелось — это был последний.вечерний автобус, поэтому она спешно собралась, выскочила за двери и бросилась на остановку. Бежать ей пришлось во весь дух. Автобус уже отходил, когда она добежала, наконец, и забарабанила по дверям, закричав: «Подождите, впустите же меня!» Настойчивость и сила, с которой она барабанила по двери привели в конце концов к желаемому результату.

Ну, вот она и в автобусе, сердце бешено колотится, на тебе лица нет от волнения — это подсознание по необходимости добавило в кровь адреналина. А необходимость была самая что ни на есть неотложная. Она влетела в автобус и с облегчением плюхнулась в кресло, стараясь унять биение сердца, вздыхая с облегчением от того, что удалось избежать самого худшего. Теперь можно было расслабиться, вручив все заботы по доставке себя к месту назначения водителю. Она откинулась на спинку кресла и стала безучастливо глядеть в окно.

Сначала просто смотришь на проплывающие мимо дома и деревья, что-то привлекает тебя, что-то вообще никаких эмоций не вызывает. Постепенно возникают какие-то мысли, и ты погружаешься в грезы. Очень хорошая возможность. В какой-то момент восприятие меняется, когда именно — трудно сказать, может когда автобус въехал в туннель, и она увидела в дрожащем отражении в окне свое лицо. Она смотрела на это лицо, вначале поразившись, насколько же оно ей нравится, в ней появилось ощущение покоя и уюта. Откуда берется это ощущение — может от спокойствия глядящего на тебя лица, от расслабленности

Волшебные сказки


226 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные ска зки"

полных губок, мягкости взгляда, а может от спокойного дыхания. Вид собственного лица просто очаровал ее. В этом было нечто такое, что она не вполне сознавала, но она не могла отвести взгляда, и чем больше она на него смотрела тем больше она приходила к выводу, что есть что-то определенно сексуальное в блеске этих глаз, смотрящих на нее в отражении.

Вглядываясь в это лицо, запоминая свои ощущения этого, она по-видимому вновь впала в транс, потому что в следующий момент фон изменился,и она увидела себя в какой-то ситуации; вот и это лицо, и этот покой, и это расслабление, и эта сила. Вот она с тем человеком, с которым встречалась, но ведет себя с ним совсем не так, как обычно, и это ей нравится. Как же не нравится, если все именно так, как хотелось бы. Сознание может даже и не поверить, что это возможно, но ты упиваешься сценой, которую проецирует для тебя подсознание. А может быть это сознание проецирует сцену, а подсознание лишь сохраняет неизменными твои чувства.

А потом, вероятно, автобус тряхнуло, и сцена изменилась, она опять увидела себя, но в это раз с кем-то из коллег по работе. С разными людьми ведешь себя по-разному. И хотя чувства и мысли сохранились неизменными, но они как-то по-другому подстроились к изменившейся ситуации. Ты можешь даже ощущать свою сексуальность по отношению к мужчинам на работе, но отражается она на манере твоего поведения на работе. Возможно, тут срабатывает некая гордость за себя, свое тело, когда встаешь и начинаешь обсуждать производственную проблему. Еще толчок, еще ухаб — и сцена опять меняется. Теперь она с женщинами, доставлявшими ей столько хлопот в прошлом, совершенно неясно да и не важно, в чем именно заключались эти хлопоты. Но она увидела себя способной обратиться за помощью. Она увидела себя способной отклониться назад, развести руками и произнести: «Не могли бы вы мне помочь? Это очень важно». Она чувствовала себя уверенней, как бы в безопасности, границы запрашиваемой помощи — это уже другой вопрос. Еще ухаб, опять другая сцена...

Сознанию не требуется много времени для тщательного разбора происходящего, потому что подсознание способно дать этот разбор в очень короткий промежуток времени. Ей же казалось,' что она уже много часов наблюдает все эти


гяа&а 6. Метафоры самовосприятия


227


сцены и картины, запоминая что-то сознанием, переживая чТо-то подсознательно. И когда автобус выскочил из туннеля, замелькавшие огци неожиданно изменили ее восприятие, в голове молнией мелькнула мысль, что обычно ее автобус не проезжает ни по каким туннелям и все это время она была совсем в другом автобусе, который вез ее неизвестно куда. Когда делаешь подобное открытие, первое побуждение — поддаться панике; она вдруг заметила, что и-на самом деле начала было поддаваться панике, этому столь знакомому ощущению тревоги и волнения, но тут на нее накатило новое чувство уверенности и спокойствия. Неожиданно осознание, что она перепутала автобус, перестало быть чем-то важным и пугающим, потому что порой, когда учишься из ошибки, то и ошибка становится достойным переживанием. А в ее случае, глядя в это окно, она столь-кому научилась, что вполне смогла выйти, смеясь, из автобуса, гадая, в какой же стороне ее дом.

3. Цель самовосприятия (с использованием ЦСВ и сценариев): Соотнесите облегчение, радость и надежду с будущими ситуациями, рассматривая вопрос раздельной жизни с мужем и отношения с детьми, покидающими дом.

22

Метафора В горах порой приходится сначала лезть куда-то вниз, для того чтобы взобраться потом наверх. Единственное, что для этого требуется — начать движение, какая разница, куда лезть, направление тут большого значения, на самом деле, не имеет. Моя приятельница Нэнси обожает всякие приключения и редко от них отказывается. Приключением оказалось и замужество, приключением был и развод. Но приключение приключению рознь, это очень хорошо понимается, когда решаешь совершить нечто грандиозное, отваживаясь испытать себя в самом сердце горного массива Колорадо. Мы совершенно не задумываемся, на что обрекаем себя, куда это нас несет, а просто начинаем лезть куда-то от вершины вниз, шаг за шагом, все вниз и вниз, не сознавая, сколько же пройдено, пока не остановишься на привал, чтобы передохнуть и осмотреться. И если не видно дна, то и не узнаешь, далеко ли спустился. А что там внизу — тоже не знаешь, а просто стараешься изо всех сил, лезешь, цеп-

22 Качества восстановлены и развиты другими протоколами, рассказанными ранее.

К*


228                                   К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказ ки"

ляясь за скалы, не раздумывая особенно, что тебе жарко или что так сильно хочется пить. Подсознание сдерживает все это до более благоприятного времени.

И вот все дальше, все ниже, ниже, глубже и глубже пока, наконец, мы не достигаем дна, и хотя весь путь занимает минут 20, нам кажется, что спускались туда несколько часов. А как приятно расположиться внизу у горного озерка, спокойно дремлющего в горной ложбине. Гладь поверхности чуть рябит от стекающих с гор ледяных горных ручьев. Вот когда можно отдаться своим желаниям. Первое побуждение — броситься, припасть к воде и вдоволь напиться. Склоняешься к этой хрустальной прохладе — и вдруг видишь свое отражение. Я ничего не говорю Нэнси — у той свое отношение к смотрящему на нее лицу.

Она видит написанное на лице чувство облегчения от того, что пришлось лезть куда-то вниз по горам, а теперь можно присесть и расслабиться, что работа сделана как надо. В подобной ситуации можно впасть в легкий транс и как зачарованная все смотреть и смотреть на это лицо, в котором отражаются все качества, которые ценишь и хочешь видеть в себе. Как приятно иногда вот так невзначай увидеть себя совсем на себя не похожей, когда на лице отражаются все твои чувства — и облегчения, и наслаждения, и гордости и еще чего-то. Она разглядывала свое отражение в немом изумлении. И только гораздо позже рассказала мне, что видела свое отражение в озерце на фоне отражающихся облаков и ей показалось, что это ее друзья. Ей захотелось спросить у меня, не грезит ли она наяву, но слишком уж она была погружена в созерцание чего-то совсем нового и такого знакомого. В этот момент откуда ни возьмись прилетела самая огромная стрекоза, которую я когда-либо видел, и застыла в нескольких сантиметрах над водой, словно загипнотизированная собственным отражением. А потом вдруг окунула в воду хвост и так же неожиданно исчезла, оставив на воде несколько разбегающихся по поверхности озерца кругов.

А Нэнси все еще была занята глубинами то ли озерца, то ли собственного воображения, но образ, стоящий у нее перед глазами, вдруг поплыл и мзменился. Лицо и выражаемые качества остались, но в этот раз она увидела себя со своим будущим бывшим мужем. Ситуация несла в себе частицу ее тревоги, потому что хотя она и распрощалась с ним давным-давно, но предстояло еще встретиться, чтобы


Гла ва б. Метафоры самовосприятия ___________________________ 229

подписать документы по разводу. Вот она с ним. Он все тот ясе: брюзжащий, властный, своенравный и неаккуратный. К своему удивлению она обнаружила, что ей-нравится то, как она обращается с ним и что она ему говорит. Как еще можно говорить с человеком, с которым столько лет не в ладах, да неужели уронить свое достоинство и не посмаковать свои доброжелательность, чувственность и самоуважение? Ну, так как раз этим она и занималась.

И вновь ситуация поменялась. Подувший легкий ветерок, рябью пробежавший по озерцу, так и не смог отвлечь ее от созерцания столь необычных видений. В это раз она была с сыном и дочерью. Боже мой, сколько хлопот с этим несносным сорванцом. Нет, нельзя сказать, что только мать и любит его, но как же трудно порой любить его за все его постоянные шалости. Так, а лицо выражает те же качества, ей по душе то, что она видит в отражении — как она разговаривает с Мэтью, как она справляется с его проблемами. С чувством необычайной гордости она наблюдает, что она способна выделать в нем то, что ей по сердцу, как она старается помочь ему стать настоящим гражданином, которого все будут уважать. Никогда не знаешь, как это подсознание доводит до рассудка подходящий фон, а сознанию тогда остается просто отдаться изучению образа и порадоваться за твою способность увидеть себя спокойной и гордой во всех так пугающих раньше ситуациях.

Порой кажется, что ты погружен в вечность, настолько сильно сознание поддается чарам видения в отражении, поэтому мы просидели у озерца не известно сколько времени, пока кто-то из нас, наконец, не вспомнил, для чего же мы в общем-то подошли в воде — да чтобы напиться.

А когда погружаешь руку в холодное спокойное зеркало воды, видение исчезает, но это дает другое чувство — облегчение и новое понимание радости, потому что теперь ты можешь по-настоящему порадоваться полной пригоршне воды или даже обжигающему холоду хрустальных струй, окунувшись в озерце на мгновение. А солнце уже задевает за кромку каньона, и никому неохота ночью оставаться в ложбине. Поэтому мы торопимся наверх, и опять нам кажется, что путь занимает гораздо больше, чем рекомендованные 20 минут.

На рождественской открытке Нэнси написала мне в этом году, что Мэтью очень хорошо в новом интернате, что это очень хороший выход для всех. Там-то уж он научится


230 ___________________ К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказ ки"

уму-разуму, а домой приезжать будет по выходным. Да и рада она ему куда больше, встречаясь лишь по выходным.

4. Цель самовосприятия (с использованием ЦСВ и сценариев): Ассоциируйте чувства собственного достоинства и гнева с ситуациями конфронтации с мужем, заботы о себе и интимности.

Метафора

А теперь поговорим о неудачных браках — с вредными привычками обычно прощаются, когда созревают, и не обязательно осознанно, для понимания заключенных в себе возможностях жить по-другому.

Джини, когда была замужем, а этот неудачный брак продолжался 10 долгих лет, забыла что-то очень существенное, что в ней до того было. Когда она рассказывала мне об этом, я почувствовал в ней родственную душу. Мне по-настоящему понравились и сущность, и сила духа той маленькой девочки, которой она была когда-то, и эта сила должна была сохраниться в душе этой уже взрослой женщины, хотя штормы и ураганы 10-летнего замужества порядком ее потрепали.

Еще трехлетней девочкой Джини вполне могла уже очень рассудительно оценить все происходящее в доме, она ясно понимала, что мать ее — особа неуравновешенная, неспособная научить свою маленькую дочь, как нужно любить саму себя. Она не учила ее, что если уж тебе дарована жизнь — ты заслуживаешь всех тех чувств, которые так нужны ребенку, чтобы чувствовать себя полноценным. Ничего такого Джини так и не дождалась от матери, и меня удивляет, как же это она, несмотря ни на что, все же ясно осознала свою полноценность. И вот хорошенько все обдумав и взвесив, трехлетняя девчушка снаряжает свою кукольную коляску, укладывает туда куклу, кое-что из одежды, которая потребуется для к у клы, кое-что из одежды для себя, немного еды, несколько любимых игрушек, без которых не обойтись на жизненном пути, и решает уйти от этой сумасшедшей мамаши. Уложив все свои пожитки, она потихонечку уходит из дома.

Джини отправляется на поиски заслуженной ею любви. Она знает, что заслуживает, чтобы с ней обращались совсем не так', чтобы не вертели ею, как хотели, чтобы не было и

23 Здесь восстанавливаются чувства достоинства и силы; поведение, характеризуемое напористостью и-сердитым выражением, иллюстрировалось ранее.


г-чава 6. Метафоры самовосприятия ___________________________ 231

тени сомнений, чего она на самом деле стоит. Ты еще ребенок, но как-то, даже и не зная как, знаешь, что есть в тебе способность распознать свое внутреннее ощущение себя как особое существо — человека.

Каждый может восстановить в себе это чувство значимо
сти себя, которое так хорошо известно ребенку, который и
закладывает его в себя. Когда Джини обратилась за тера
пией, она уже оставила это свое замужество, продолжавше
еся 10 лет, и никому об этом и словом не обмолвилась. Это
была ее тайна, страшная тайна. А терапия ей нужна была,
чтобы смягчить депрессию и тревогу по поводу того, как
жить дальше, распростившись с дурной привычкой. Что же
ей теперь делать? Моя задача заключалась лишь в том,
чтобы помочь ей восстановить то, что она и сама хорошо
раньше знала. Когда она вошла ко мне в кабинет, на экране
компьютера все еще высвечивался план ее лечения, она и
не знала, что это план ее лечения, когда поначалу остано
вилась у стола с компьютером и с интересом поглядела на
экран. А экран заинтересовал ее лишь потому, что ее вооб
ще интересовали способы анализа и категоризации инфор
мации.                                                             •

Сознание сполна оценивает возможности компьютера по сохранению такого огромного объема информации. У нее у самой был небольшой переносной компьютер, который она недавно купила, он лежал в ее «дипломате», она пользова^ лась им для фиксации изменений в тех данных, которыми она занималась, обрабатывала, категоризировала. А все это так или иначе относится к показателю, насколько ты мотивирован, чтобы изменить нечто такое, что относится непосредственно к тебе.

Она остановилась у компьютера и какое-то мгновение молча простояла в замешательстве — первое, что она увидела на экране, было отражение ее собственного лица. Когда вот так неожиданно видишь вдруг себя, попадаешь на мгновение в какой-то легкий транс, особенно, если видишь на своем лице совершенно неожиданное выражение. Возникает вопрос, а ты ли это вообще. Но вглядись повнимательней, обрати внимание на расслабленность лицевых мышц, на влажный блеск глаз, символизирующий чувственность и силу, что твои чувственность и сила, и ты можешь восстановить их, вновь почувствовать и запомнить их.

И тут она поняла, что видит на экране и план своего лечения, первая мысль, которая пришла в голову — веро-


232


К. Лэнктон, С. Лэнктон "Волшебные сказки"


ятно, ей не следует его видеть, но она не могла оторваться от него. Иногда сознанию очень любопытно, что же это там будет, очень хочется понаблюдать процесс. Довольно-таки интересное возбуждение транса, когда стоишь, глядя на собственный план* лечения" и на свое отражение на экране.

Поэтому я просто попросил ее сесть на кушетку и еще больше погрузиться в транс —; так оно будет лучше. И продолжим восстановление силы ребенка. Ведь она всегда с вами. Можно сконцентрироваться на слезе, можно сконцентрироваться на своем дыхании. У каждого ребенка немало разных приключений, абсолютно не важно при этом, кто и как вас воспитывает. Вы не можете не вспомнить и не оценить какое-либо из своих приключений. Играть ребенок может бесконечно, бегая по двору, прячась за деревьями, представляя себе бог знает что. Нужно не мало поработать мозгами, чтобы сидя под деревом, представить себя в тайном убежище, в шалаше или хижине. А может быть вы способны даже вспомнить, сколько у ребенка силы — ребенок может носиться и два часа, и три, и четыре. Эта энергия, мощь, сила есть у каждого, есть она и у вас.









































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: