Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчётлива произносить звукоподражания со звуками т, п. к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью.
Ход занятия.
Первый вариант
Воспитатель рассказывает детям о том, что Язычок очень любопытен, и поэтому то и дело выглядывает из домика (показ), а зубы иногда не позволяют непослушному Язычку выглядывать, образуют заборчик (показ: зубы сомкнуты, обнажены).
«Я хочу посмотреть, – продолжает педагог, – умеют ли ваши зубы строить высокие заборчики». После выполнения упражнения он даёт детям возможность отдохнуть. Потом предлагает ещё раз сделать заборчики и разомкнуть зубы, позволив Язычку выглянуть.
«Мой Язычок, – говорит воспитатель, – умеет петь новую песенку. Послушайте: „Т‑т‑т“». Дети поют песенку все вместе и по одному (2–3 ребёнка).
Далее педагог предлагает произносить звук т сначала на каждый удар бубна, а затем, ориентируясь на силу удара (то громче, то тише, то совсем тихо).
|
|
«Большие ноги шли по дороге: топ‑топ‑топ, – рассказывает педагог. – Как шли большие ноги? Маленькие ножки бежали по дорожке: топ‑топ‑топ (произносит быстрее и тише). Большие ноги шли по дороге: тупы‑туп, тупы‑туп… Маленькие ножки бежали по дорожке: туп‑туп, туп‑туп… Большие часы стучали: тик‑так, тик‑так… Маленькие часики бежали: так‑так‑так, так‑так‑так…»
Воспитатель показывает детям щенка Тяпу и медвежонка Топа. Дети повторяют их имена: Тяп, Топ.
«Тяп и Топ сварили компот – объясняет воспитатель. – Что они сделали? (Дети дважды повторяют фразу.) Сами едят и вас угостят. Хотите компота?» (Добивается ответа: «Хотим».)
Педагог «наливает» в кукольные чашки из кувшина компот и угощает детей (4–5 человек). Они «пьют» компот, благодарят Тяпу и Топа за угощение: «Спасибо, Тяпа и Топ. Очень вкусный компот».
Остальных малышей воспитатель обещает угостить компотом после занятия. (Наливает его в воображаемые чашки.)
Второй вариант
Воспитатель показывает детям щенка Тяпу и медвежонка Топа: «Топ уснул, а Тяпа сидит рядом, охраняет его сон. Бегут… (жеребята; ставит картинку на фланелеграф). И громко ржут. Как ржут жеребята?» (И‑и‑и.)
«Тихо, тихо, не шумите. Проходите, проходите», – говорит жеребятам Тяпа, а вместе с ним и дети.
Потом мимо Топа с Тяпой проходят телята (или козлята). Дети и их просят не шуметь.
«Тяпа и Топ, – продолжает занятие педагог, – построили себе теремок. Вот он! (Педагог ограждает пространство на столе. Или перемещает игрушки в заранее построенный теремок.) И приглашает к себе животных – котят, тигрят, львят, лисят, барсучат и т. п. Они могут приходить по одному, парами, втроем. Придя в гости, нужно не забыть постучаться, представиться и попросить разрешения поселиться в теремке. Например: „Тук‑тук‑тук. Это мы, медвежата. Пустите нас в теремок“.
|
|
Педагог помогает детям начать игру, которая продолжается после занятия.
Можно иначе закончить это занятие. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением медведя, зайца, жеребенка или любых других животных и говорит: «Хотите, я загадаю вам загадку? Та‑та‑та, та‑та‑та – хвост пушистый… У кого?»
«У лошадки, – отвечают дети, – и у зайчика».
«Так‑то оно так, но надо чтобы у нас складное стихотворение получилось.
Та‑та‑та, та‑та‑та – хвост пушистый у зайца. Не совсем складно получается.
Давайте попробуем вставить слово лошадка: та‑та‑та… (дети проговаривают чистоговорку).
А теперь подставим слово медведь… Совсем плохо получилось – и хвост не пушистый, и не складно. Вот так загадка!
Мяу, мяу, это же про меня загадка. Про тебя, кот, ты уверен? Та‑та‑та, та‑та‑та – хвост пушистый у кота. Замечательно! И складно, и правильно».
Дети еще раз проговаривают чистоговорку.
Примечание. Для закрепления правильного воспроизведения звуков т, н (нь), п, к в словах очень подходит русская народная песенка «Тень, тень, потетень…»:
Тень, тень, потетень,
В огороде‑то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет,
Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег.
Апрель 2 неделя
Звуковая культура речи: звук ф
Цель. Учить детей отчётлива и правильно произносить изолированный звук ф и звукоподражательные слова с этим звуком.
Ход занятия.
Воспитатель, используя «волшебный кубик», проговаривает с детьми знакомые звукоподражания. Затем знакомит детей со звуком ф (ф‑ф‑ф – песенка ежа).
Далее педагог проводит игру «Заводные ёжики». Он «заводит» ключиком всех желающих, и они поют песенку ежей.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Ёжик, хочешь молока?» (5–6 детей). Если на предложение педагога ребёнок отвечает: «Ф‑ф‑ф», ему предлагается молоко в блюдечке (воображаемая ситуация). Если ребёнок отворачивается от блюдца, ему не наливают молока. Воспитатель напоминает детям стихотворение Г. Сапгира «Кошка»:
– Мяу, хочешь молочка?
– Мяу
– А в приятели – щенка?
– Ф‑рр!
Педагог читает эти строчки 3–4 раза, упражняя детей в выразительном проговаривании звукоподражаний мяу и фр‑р.
Выставляя картинки на фланелеграф, воспитатель рассказывает: «На лесной опушке, в хорошенькой избушке жили‑были дед и баба.
А в лесу, недалеко от их домика, жили три ежа. Звали их так: Фук, Фок, Фэк. Как их звали? (Хоровые и индивидуальные ответы.) Ежи сторожили лес. Что делали ежи? Гуляя по лесным тропинкам, они пели песенки. Вот одна из них:
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей. (2–3 раза.)
Однажды в избушку, где жили дед и баба, пробрались мыши. Даже днем они разгуливали по всему дому и грызли все подряд. Решили старики: „Пригласим ежей. Пусть прогонят мышей“. Что решили сделать старики? (Хоровые и индивидуальные ответы.)
И отправились ежи воевать с мышами. Впереди Фук. Кто впереди? За ним Фок. Кто за Фуком? А сзади?.. (Фэк.) Ежи друг за другом идут, песенку поют:
По тропинке мы идем – Фук, Фок, Фэк! К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк! | К деду с бабушкой идем, Фук, Фок, Фэк! И, тихонечко поем, Фук, Фок, Фэк!» |
Воспитатель повторяет песенку, дети хором нараспев произносят имена ежей.
«Прогнали ежи мышей, – продолжает рассказ воспитатель, – и отправились в обратный путь, так же напевая (имена договаривают дети):
По тропинке мы идем – Фук, Фок, Фэк! Мы от дедушки идем, Фук, Фок, Фэк! | Мы от бабушки идем, Фук, Фок, Фэк! Громко песенку поем, Фук, Фок, Фэк!» |
В заключение воспитатель спрашивает детей, не забыли ли они песенку ежа (ф‑ф‑ф), и если есть свободная грань на «волшебном кубике», наклеивает картинку с изображением ежа.
|
|
Апрель 4 неделя