Звуковая культура речи: звуки м, мь

Дидактическое упражнение «Вставь словечко»

 

Цель. Упражнять детей в чётком произношении звуков м, мь в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи. Продолжать учить образовывать слова по аналогии.

Ход занятия.

Часть I. Педагог демонстрирует куклу. «Это говорящая кукла, – объясняет он, – она умеет говорить: „Ма‑ма“. Что говорит кукла?»

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Заводные куклы»: «Вы будете говорящими куклами. Любую (любого) из вас я заведу ключиком – вот так. Тот, кого я завела, должен чётко сказать: „Ма‑ма“». (Дети постарше говорят: „Мама! Я тебя люблю!“)

После того как 5–6 малышей выступят в роли заводных кукол, игра продолжается в несколько изменённом варианте. Дети изображают заводных коров, телят, кошек и котят (по выбору). Воспитатель напоминает, что голоса взрослых животных грубее, а голоса детёнышей тоньше. («Заведу‑ка я вот этого беленького котёночка… Сейчас заведу большого чёрного кота. А сейчас я заведу игрушку, а вы догадайтесь, кто это…»)

Далее педагог рассказывает, выставляя на фланелеграф картинки: «Медвежонок Мишка катает снежный ком. Что он делает? (Хоровые и 2–3 индивидуальных ответа.) А Мурка ему мешает. Кто мешает? Что Мурка делает? Мурка, не мешай Мишке! (Хоровые и несколько индивидуальных повторений.) Лучше помоги ему! Мурка стала помогать, и они вдвоём слепили вот этого снеговика. И дали ему метлу. Что они дали снеговику?»

Далее вниманию детей воспитатель предлагает рассказ без наглядного сопровождения: «Жила‑была Мурка. Как звали кошку? Она очень любила молоко. Что любила Мурка? Быстро‑быстро лакала она молоко язычком. Покажите, как она это делала? А ещё Мурка любила мыться. Что она любила делать? Но мылась она без мыла. Да‑да! Просто чисто‑чисто вылизывала свою шкурку язычком».

Педагог читает стихотворение Г. Сапгира «Кошка». Затем повторяет его, а дети участвуют в диалоге (от лица кошки).

– Кошка, как тебя зовут?

– Мяу.

– Стережешь ты мышку тут?

– Мяу.

– Мяу, хочешь молочка?

– Мяу.

– А в приятели – щенка?

– Фр‑р!

Часть II. Воспитатель просит детей вспомнить, в чем дома и в детском саду лежит мыло. (В мыльнице.) Просит вслушаться в слова мыло, мыльница и повторить их.

«А теперь будьте внимательны: мыло – в мыльнице, сахар… (в сахарнице), конфеты… (в конфетнице), салат… (в салатнике), хлеб… (в хлебнице)».

Примечание. На прогулке целесообразно (индивидуально) побеседовать с желающими детьми («кошками»), оценивая интонации, с которыми они произносят мяу и фр‑р.

 

Январь 4 неделя

 

Звуковая культура речи: звуки п, пь. 

Дидактическая игра «Ярмарка»

 

Цель. Упражнять в отчётливом и правильном произношении звуков п, пь. С помощью дидактической игры побуждать детей вступать в диалог, употреблять слова со звуками п, пь.

Ход занятия.

Часть I. Воспитатель сообщает детям, что его Язычок научился хорошо петь новую песенку: «П‑п‑п». Дети хором и поочерёдно произносят звук.

«Эта песенка отчётливо звучит, когда пищат мыши и цыплята: „Пи‑пи‑пи“», – говорит педагог и предлагает поиграть в игру «Заводные цыплята».

Во время игры воспитатель следит за тем, чтобы малыши отчётливо произносили звукоподражания.

Воспитатель, используя фланелеграф, знакомит детей с мышатами (мышата появляются по одному): Пиком, Паком и Поком.

Мы веселые мышата –

Пик, Пак, Пок!

Никого мы не боимся,

Пик, Пак, Пок!

Даже кошки не боимся,

Пик, Пак, Пок!

(Появляется кошка.)

Ой, спасите, помогите!

Пик, Пак, Пок!

Воспитатель повторяет песенку, а дети помогают ему, называя имена мышат. Песенка исполняется 2–3 раза.

Часть II. Воспитатель дает детям (4–5 малышам) товар на продажу. Учит рекламировать его: «Пироги, кому вкусные пироги! Пироги с любой начинкой! Подходите, не прозевайте!»; «Пуховые подушки! Самые лучшие!» и т. п. Дети могут продавать печенье, плюшки, погремушки, перинки для кошечек и собачек и т. п. Воспитатель и дети‑покупатели (им педагог раздает «деньги») проходят между рядами продавцов, которые предлагают, расхваливают свой товар. Его непременно надо купить. Затем роль продавцов исполняют другие дети.

Примечание.   В стихотворении В. Орлова «Три пингвина» (приводится в сокращении) героев зовут также, как мышат из песенки, представленной выше, – Пик, Пак, Пок. Педагог может песенку мышат использовать для отработки произношения звуков п, пь, а стихотворение В. Орлова – для закрепления материала.

Жили‑были три пингвина – Пик, Пак, Пок. Хорошо и дружно жили – Пик, Пак, Пок. Как‑то утром на рыбалку Пик, Пак, Пок. Зашагали вперевалку Пик, Пак, Пок. Наловили много рыбы Пик, Пак, Пок. И еще поймать могли бы Пик, Пак, Пок…

Для индивидуальной работы целесообразно использовать страницу 7 из рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей. Младшая группа». (М.: Мозаика‑Синтез, 2006).

 

Февраль 2 неделя

 

Звуковая культура речи: звуки б, бь

Цель. Упражнять детей в правильном произношении звуков б, бь (в звукосочетаниях, словах, фразах).

Ход занятия.

Воспитатель показывает детям куб с картинками. Крутит его, напоминая знакомую присказку: «Крутись, вертись, на бочок ложись». Если педагог поворачивает кубик стороной, на которой нарисован медвежонок, дети проговаривают звук э (э‑э‑э); если стороной, на которой изображен котенок, мяукают, мурлычут (мяу‑мяу, мур‑р‑мур‑р); если – колокольчик, воспроизводят звукоподражание бом‑бом; если – кастрюля, в которой варится каша, имитируют ее пыхтение (пых‑пых‑пых) и т. п.

Отложив куб, педагог уточняет, как поет большой колокол (бум‑бом, бум‑бом), большой барабан (бум‑бам, бум‑бам); сигналит машина (бип‑би‑бип), гремит покатившееся по ступенькам ведро (бам‑бам‑бам).

Дети (хором и по одному) повторяют звукоподражательные слова.

«Вы, должно быть, не заметили, но именно сегодня ваши язычки научились четко и правильно произносить звук б: бум‑бам, бип, бум‑бом, – продолжает занятие воспитатель. – И теперь ваши язычки с удовольствием споют колыбельную, которую очень любит белочка: „Баю‑баю‑баю, белочку качаю“ (исполняется хором и индивидуально детьми, которым педагог передаёт „засыпающую“ белочку)».

Появляется щенок, он тявкает. Дети говорят ему: «Не лай, Бобик. Не буди белочку».

Щенок просит и ему спеть колыбельную. Желающие дети (по одному) качают Бобика и поют: «Баю‑баю‑баю, Бобика качаю» (или «Баю‑баюшки‑баю, не ложися на краю»).

Если у детей есть рабочие тетради «Уроки грамоты для малышей. Младшая группа» (М.: Мозаика‑Синтез, 2006), можно предложить им рассмотреть картинку на с. 6 и ответить на вопросы:

– Кого вы видите на картинке?

– Кто что держит? (Белочка держит бублик, баран – барабан, бегемот – банан.)

– Кому кто нравится? Почему?

Педагог помогает малышам ответить на последний вопрос, побуждая их внимательно рассмотреть рисунок: «Бегемот толстый, симпатичный»; «Баран серьезный, важный. Ему нравится барабанить»; «Бабочка очень красивая» и т. п.

Воспитатель подсказывает детям, как правильнее, точнее построить свой ответ, акцентируя внимание на согласовании слов в предложении.

При индивидуальной работе с детьми, которые нечетко произносят звук б, целесообразно обратиться к стихотворению Г. Виеру «Ежик и барабан».

С барабаном ходит ёжик. Бум‑бум‑бум! Целый день играет ёжик. Бум‑бум‑бум! С барабаном за плечами. Бум‑бум‑бум! Ёжик в сад забрёл случайно. Бум‑бум‑бум! Очень яблоки любил он. Бум‑бум‑бум! Барабан в саду забыл он. Бум‑бум‑бум! Ночью яблоки срывались. Бум‑бум‑бум! И удары раздавались. Бум‑бум‑бум! Зайцы здорово струхнули. Бум‑бум‑бум! Глаз до зорьки не сомкнули. Бум‑бум‑бум!

 

 

Март 2 неделя

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: