Hиколай Hиколаевич Малофеев называет отличительные черты 4 этапа эволюции: 1) развитие законодательной базы специального образования;2) структурное совершенствование национальных систем специального образования (в некоторых странах функционировало до 20 типов спецшкол); 3) расширение охвата специальным обучением нуждающихся (5-15% детей школьного возраста); 4) смена старой парадигмы «полноценное большинство – неполноценное меньшинство» новой – «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами»; 5) формирование новой культурной нормы – уважение к различиям между людьми; 6) признание специальных школ и интернатов сегрегационными учреждениями, а изолированной от массовой школы системы специального образования – дискриминационной.
Проблемы детей с особенностями психофизического развития становятся предметом внимания таких международных организаций, как ЮНЕСКО, ВОЗ, отдела специальных служб ООН, отдела реабилитации ООН.
61. В 1960 г. Международная конференция по народному образованию (г. Женева) приняла …, в которой определялись права детей с особенностями психофизического развития на образование в специальных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально развивающихся сверстников в зависимости от их возможностей:
1) Декларацию о правах инвалидов;
2) Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования;
3) Декларацию о правах умственно отсталых лиц; 4) Декларацию о правах ребенка.
Правильный ответ – 2
В 1960 г. Международная конференция по народному образованию (г. Женева) приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования, в которой определялись права детей с особенностями психофизического развития на образование в специальных учебных заведениях и в обычных школах среди нормально развивающихся сверстниковвзависимостиотихвозможностей.
62. Руководитель лаборатории олигофренопсихологии Института дефектологии АПН СССР, автор монографий: «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов», «Развитие речи учащихся вспомогательной школы»:
1) Б.В. Зейгарник; 2) В.К. Кузьмина; 3) М.С. Певзнер; 4) В.Г. Петрова.
Правильный ответ – 4
Вера Георгиевна Петрова – руководитель лаборатории олигофренопсихологии Института дефектологии АПН СССР, автор монографий: «Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов», «Развитие речи учащихся вспомогательной школы».
63. Внесла значительный вклад генетических и нейрофизиологических нарушениями развития:
1) А.Г. Басова;
2)В.А. Феоктистова;
3) М.С. Певзнер;
4) А.Г. Доброва.
Правильный ответ – 3
Мария Семеновна Певзнер, ученица Л.С. Выготского, внесла значительный вклад в развитие клинико-генетических и нейрофизиологических исследований детей с нарушениями развития. Под ее руководством была начата многоплановая исследовательская работа по изучению феномена образовательных затруднений у детей, не обнаруживающих при клиническом обследовании специфических особенностей, характерных для умственной отсталости. В 1966 году М.С. Певзнер опубликовала классификацию задержек психического развития, основанную на огромном массиве собранных к этому времени научных данных.
64. Выдающийся нейропсихолог, доктор педагогических и медицинских наук:
1) С.Л. Рубинштейн; 2) А.Р. Лурия;
3) В.И. Селиверстов; 4) Л.С. Выготский.
Правильный ответ – 2
Александр Романович Лурия (1902–1977) – выдающийся нейропсихолог, доктор педагогических и медицинских наук. Глубокие фундаментальные труды А.Р. Лурия, выполненные при органическом сочетании психологии и медицины, способствовали совершенствованию психолого-педагогической диагностики при приеме детей с умственной отсталостью в специальную школу. Наиболее значимые работы: «Травматическая афазия» (1947), «Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка» (1956), «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга» (1962), «Принципы отбора детей во вспомогательные школы» (1960).
65. Известный отечественный клиницист, выявивший клинические особенности олигофрении, разработавший критерии ее отграничения от сходных состояний:
1) Г.Е. Сухарева;
2) В.А. Феоктистова; 3) М.Г. Блюмина;
4) А.Г. Московкина.
Правильный ответ – 1
Заслугой Груни Ефимовны Сухаревой, известного отечественного клинициста, стало выявление клинических особенностей олигофрении, разработка критериев ее отграничения от сходных состояний, определение ее клинических проявлений. В 1965 году выходит ее значимая для специальной педагогики и психологии работа «Клинические лекции по психиатрии детского возраста».
6. Развитие интеграционных тенденций в образовании лиц синтеллектуальной недостаточностью в пятом периоде эволюцииотношения общества и государства к лицам с отклонениями вразвитии
66. Декларация о правах умственно отсталых лиц принята Генеральной Ассамблеей ООН в:
1) 1950; 2) 1960; 3) 1971; 4) 1970.
Правильный ответ – 3
Декларация о правах умственно отсталых лиц принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1971 г. В ней провозглашаются равные права умственно отсталых лиц с другими людьми: право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение; право на образование, восстановление трудоспособности и покровительство; право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень; право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения.
67. Декларация о правах инвалидов принята Генеральной Ассамблеей ООН в:
1) 1950; 2) 1960; 3) 1971; 4) 1975.
Правильный ответ – 4
Декларация о правах инвалидов принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г. В ней определяется неотъемлемое право инвалидов на уважение человеческого достоинства; на основные права сограждан их возраста, каковым и бы ни были их происхождение, характер и серьезность их увечья или недостатков; право на медицинско лечение, восстановление здоровья и положения в обществе; право на образование, ремесленную профессиональную подготовку. Они имеют право в соответствии со своими возможностями получить и сохранить за собой рабочее место, жить в кругу своей семьи или в условиях, благоприятных для них, участвовать во всех видах общественной деятельности и досуга, пользоваться квалифицированной юридической помощью.
68. Термин «инклюзия» означает: 1) изоляция;
2) адаптация; 3) сегрегация; 4) включение.
Правильный ответ – 4
Термин «инклюзия» обозначает включение (inclusion). Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности устранение сегрегации и дискриминации в образовании.
69. Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей:
1) идею самостоятельного передвижения; 2) идею независимого образа жизни;
3) идею интенсивного общения; 4) идею активности субъекта. Правильный ответ – 2
Современный процесс социокультурного включения и адаптирования лиц с ограниченными возможностями принимает в качестве основополагающей «идею независимого образа жизни». Составляющими независимого образа жизни наряду с материальной независимостью является независимость от посторонних при передвижении, в общении, в социальной жизни, в быту, т.е. данному понятию придается широкий смысл.
70. Разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при коем контакты между группами воспрещены частично или полностью:
1) сегрегация;
Правильный ответ – 1
Сегрегация – разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при коем контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в нормах социальных, стереотипах поведенческих, общественных институтах, кодируется и подчеркивается символикой – знаками отличия, одеждой, табу, традициями, ритуалами.
71. Для пятого периода эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии характерна следующая парадигма общественного и государственного сознания:
1) полноценное большинство – неполноценное меньшинство;
2) общество с национальными, этническими, религиозными, сексуальными, физическими и интеллектуально неполноценными меньшинствами;
3) единое сообщество, включающее людей с различными проблемами.
Правильный ответ – 3
Для пятого периода эволюции характерна смена парадигмы «полноценное большинство» – «неполноценное меньшинство» на парадигму «единое сообщество, включающее людей с различными проблемами». При таком понимании вычленение, социальное маркирование национальных, этнических, религиозных, сексуальных, физических и интеллектуально неполноценных меньшинств становится недопустимым.
72. Для пятого периода эволюции характерна смена термина «аномальные дети» на термин:
1) дети с особыми нуждами; 2) неполноценные дети;
3) дети с проблемами: 4) дефективные дети.