“Однако и вы помогите мне, и прострите руку, оживляя вашими молитвами наш язык и разумным вниманием облегчая дело учения. Ведь и пророк требует не только «советника», но и «мудрого» слушателя (Ис.3:3)” - так Златоуст начинает свою очередную беседу.
Молитва и внимание слушателей для него не пустой звук, вот как он свидетельствует об опыте, который пережил: “Вчерашний день ради ваших молитв и вашего усердия благодать Божия укрепила наш слабый голос. Наученный этим опытом, что может сделать усердие и ревность по благочестию, опять обращаюсь к вам за помощью, опять прошу о даровании ради вас той же благодати. Если Павел, избранный сосуд, имевший в себе глаголавшего Христа, управляемый Духом Святым, просил у слушателей поддержки молитвой, говоря: братие, молитесь о мне, «дабы мне дано было слово» (Еф.6:19), то насколько более мы, смиренные и ничтожные, должны просить вашего содействия, чтобы разрешились узы языка и отверзлось свободное слово, чтобы сама божественная благодать охранила и голос от препятствий и даровала обилие мыслей, - не для того, чтобы только один проповедник получил пользу от божественных благ, а чтобы он черпал небесное сокровище вместе с вами ”.
И еще одна просьба от Златоуста: “Сегодня у нас речь не о незначительных, но о важных предметах. Поэтому мне нужны глаза, видящие все зорко, ум бдительный, рассудок внимательный, мысли упорядоченные, душа неусыпная и бодрственная”.
Второй способ - предварительное чтение
Златоуст хорошо понимал, что готовность глубоко погрузиться в материал зависит от предварительной подготовки, поэтому он заранее сообщает, что нужно прочитать: “ Для этого я часто за несколько дней наперед говорю вам содержание того, о чем будет сказано, чтобы вы в эти промежуточные дни, взяв Библию, прочитав весь отдел ее и узнав, что уже сказано и что еще осталось, сделали свой ум более способным к слушанию того, о чем будет сказано после. Я всегда внушаю и не перестану внушать, чтобы вы не только здесь внимали тому, что говорится, но и дома постоянно занимались чтением божественных Писаний”. Важно отметить, что Златоуст о предварительном чтении Писаний перед беседой, а не толкований.
Для тех кто считал этот способ маловажным и приходил неподготовленным, святитель еще раз объяснял, что от выполнения его совета зависит понимание того, о чем сейчас говорится: ”А чтобы слово наше было удобопонятнее, просим и убеждаем вас (как делали мы это при изъяснении и других Писаний) наперед перечитывать тот отдел книги, который мы будем изъяснять; пусть уразумению предшествует чтение, как то было с евнухом; это доставит нам большое облегчение”.
Третий способ - обратная связь
Интересно отметить, что Златоуст не считает себя непререкаемым авторитетом, толкования которого все должны слушать с открытым ртом, при внимательном чтении можно заметить как он довольно часто использует выражение “мне кажется”, кроме этого он дает аудитории возможность критически отнестись к его словам и возразить ему: “Если ты, по размышлении и обсуждении моих слов, признаешь их истинными, то соглашайся; если же не признаешь, возражай, и я приму возражение, так как оно даст мне лишь повод к большему оправданию моих слов”.
Более того он настолько доверяет пастве, что в какие - то моменты, оставляет на их усмотрение решать истинны ли его высказывания или нет: “Прошу, однако, вашу любовь внимательно относиться к высказываемым мыслям и судить, - и истинны ли они, хотя они и новы. Как общепризнанное не всегда истинно, так и новое - не всегда ложно; но всегда нужно исследовать, представляем, ли утверждаемое истину или ложь. Прошу, чтобы никто никак друг, по расположению, не принимал слов без исследования, никак враг не отвергал слова за то, что оно новое, но, чтобы всюду замечали, запечатлена ли речь достоинством истины ”.
Четвертый способ - совместное (между участниками) разрешение недоуменных вопросов
Создается такое впечатление, что Златоуст пытается внедрить достаточно продуктивный метод работы в малых группах, когда участники внутри группы осуществляют совместный поиск ответов на недоуменные вопросы.
“Вот вы слышали довольно вопросов: рассмотрите и скажите причину: почему Евангелия (так называются)? Почему не пророчествами? Почему в Евангелиях есть правила деятельности? Если один будет недоумевать, то пусть подумает другой, и свои (мысли) сообщайте друг другу. А мы затем замолчим” - говорит Златоуст, оставляя паству на некоторое время одних.
И даже после окончания беседы взаимодействие между людьми не должно прекращаться: “ Каждый из вас, по выходе отсюда, вместе с ближним возобновляй в памяти то, что здесь сказано, и сообщая другому свое, принимай и от него, что тот припомнит. И таким образом собирая все и сохраняя в свежей памяти, уходите домой и там, каждый сам по себе, опять продумывайте эти божественные уроки” - так заканчивает очередную встречу святитель.
Пятый способ - самостоятельный поиск
Постепенно открывая способы толкования Священного Писания, святитель Иоанн готовит свою паству к тому, чтобы каждый из них смог стать учителем для других: “ У нас не та цель, чтобы только сказать много; мы говорим для того, чтобы вы, постоянно сохраняя это в своем уме, не только сами знали содержащееся в божественном Писании, но и для других были учителями, могущими вразумлять их ”.
Самостоятельное размышление и поиск смысла начинается с выполнения домашнего задания: “ Итак, сегодня следовало бы присоединить решение и этого затруднения; но так как у нас слово стремится к другому, и мы желаем воспитывать вас так, чтобы не всё от нас учиться, но находить и самим кое-что, - оставляю это для вас, - ищите и найдите”. И в другом месте говорит: «Это, как я сказал, представляю тебе исследовать со всею точностью на досуге, а сам перейду к прочим пророкам… для меня довольно только предложить вопрос, а остальное предоставляю вам, чтобы хотя таким образом возбудить ум ваш”.
Понимая все сложности самостоятельного прочтения, Златоуст максимально старается облегчить задачу для своих учеников и дает им правильное направление поиска: “Если увидим, что искали, но не нашли, — тогда и сами протянем руку; а чтобы нахождение сделалось для вас легче, я уже скажу вам наперёд апостольские места, в которых особенно можно найти сокровище и решение этого затруднения, - именно, он (апостол) рассмотрел этот предмет и разрешил в посланиях к Римлянам, Галатам и Евреям. Те, которые трудолюбивы, в состоянии будут найти это решение, обратившись к посланиям, если в промежуточные эти дни вы не предадитесь неуместным собраниям, ни глупой болтовне, но будете отыскивать сокровище с настойчивою заботою о сказанном. Оставив пока это нерешённым, приступим к следующему далее”.
Для того, чтобы ученики воспринимали такой способ научения естественным, святитель приводит примеры из мира живой природы: “Для чего же мы, предложив вопросы, не присовокупили решения их? Чтобы приучать вас - не все только разжеванную принимать пищу, но и самим (вам) изобретать решение мыслей, как это делают голубки. И они своих птенцов, доколе те остаются в гнезде, кормят из своего рта; когда же успеют вывесть их из гнезда, и увидят, что крылья у них выросли, то более уже не делают этого, но приносят зерно во рту и показывают (детям), и, как птенцы, выжидавшие (пищи), подойдут близко, матери, оставив пищу на земле, велят самим им подбирать ее. Так поступили и мы: взявши духовную пищу на уста, мы пригласили вас, как будто хотели представить вам, по обычаю, решение; а как вы пришли и надеялись получить, мы оставили (вас), чтобы вы сами подобрали мысли ”.
И, как всегда, в доказательство правильности своих суждений, Иоанн приводит пример из Священного Писания: “ Этим писатель (евангелист Лука) оканчивает свое повествование и оставляет жаждущего слушателя, чтобы остальное он дополнил собственным умозаключением. Так делают и внешние (языческие) писатели, потому что знание всего может располагать к лености и небрежности. Так и он делает, не говорит о последующем, считая это излишним для тех, которые внимательно читают написанное и из сказанного научаются дополнять остальное ”
Если учитель всегда сам будет решать задачи за своих учеников, это приведет к лени и как следствие к отказу от собственного размышления: “Но для чего же евангелист в средней части родословия опустил трех царей, а в последней, поместив двенадцать родов, сказал, что их четырнадцать? Первое предоставляю собственному вашему исследованию, не почитая нужным решать для вас все, чтобы вы не обленились; о втором же скажем…”
И может быть, особенно трудолюбивые ученики, впоследствии смогут превзойти и своего учителя: “Все это сказано мною для объяснения, написанного о звезде; вы же сами, может быть, в состоянии сказать и более, - сказано ведь: “Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее” (Притч. 9:9)”
Подводя итог
Каждому человеку, поставившему перед собой определенную цель, хочется увидеть плоды своих усилий. У святителя Иоанна Златоуста, как у пастыря, тоже была своя цель - научить и передать людям способы понимания Слова Божьего, и через это, открыть для них новый мир в котором человек и Бог узнают друг друга, мир, где Бог перестает быть отвлеченной абстракцией, мир, где начинает сиять Любовь, которую Христос принес на землю. Получилось ли у него это воплотить? Увидел ли он среди своих слушателей тех, для кого чтение Священного Писания стало потребностью жизни? Не переживал ли он тягостные моменты в своей жизни, когда все его труды казались ему напрасными? Мы этого никогда не узнаем.
Но нам достоверно известно, что его слово, прозвучавшее более 1500 тысяч лет назад, звучит и по сей день и вдохновляет все новые поколения христиан к живому прочтению Божественного Слова.
[1] Исключением пожалуй является блаженный Августин написавший труд “Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия”, при этом автор не описал герменевтический подход во всей полноте