Духовное произведение – «Всенощное бдение»

Введение

Имя Сергея Ивановича Танеева традиционно не связывается с русским духовным возрождением начала 20 в. и с миром религиозных идей. А между тем он был в этих процессах одной из ключевых фигур. Выдающийся композитор, пианист, ученый, педагог, он во многом определял развитие отечественной культуры своего времени и прокладывал пути в будущее. Танеев был главой московской композиторской школы, и именно в творчестве его учеников русская духовная музыка достигла одной из вершин развития. При его непосредственном участии проходила реформа Синодального училища церковного пения и всего церковно-певческого образования. Будучи учеником П.И. Чайковского, Танеев продолжил начатое им дело по возвращению русской церковной музыки, разрабатывая новые принципы обработки обиходных песнопений.

Кроме того, он поставил перед собой и иную творческую задачу – создание русской национальной кантаты, основанной на древних церковных роспевах, и успешно решил ее уже в первом своем произведении в этом жанре (кантата «Иоанн Дамаскин»).

Деятельность Танеева в сфере обновления духовно-музыкальной культуры получила отражение в его педагогической, общественно-просветительской, культурно-творческой, исследовательской работе. Духовная тема возникает на всех этапах творческого пути композитора.

Духовное произведение – «Всенощное бдение»

Духовная музыка Сергея Ивановича Танеева – наименее известная область его творчества. В исследованиях известных церковно-музыкальных историков она даже не упоминается, а если эти сведения и есть, то они кратки и не всегда точны. Рукописные автографы духовных сочинений хранились в архивах и были труднодоступны.

Однако, в 1999 году вышел в свет сборник «Танеев. Духовная музыка», в который вошли все не публиковавшиеся ранее духовные произведения замечательного русского композитора. В издание вошли песнопения из двух незавершенных циклов композитора: «Всенощное бдение» (все песнопения представляют собой обработки заменного роспева) и цикл причастных стихов на Литургии:

1. «Благослови, душе моя, Господа»

2. «Блажен муж»

3. «Господи, воззвах» 1-го гласа

4. Тропарь воскресный 1-го гласа «Камени запечатану от иудей»

5. «Свете тихий»

6. «Хвалите имя Господне»

7. Ирмос 1-й песни канона на Богоявление «Глубины откыл есть дно»

8. «И ныне… Преблагословенна еси»

9. «Взбранной воеводе»

10. «Творяй ангелы» греческого роспева

11. «Спасение соделал еси» киевского роспева

Этот сборник открывает новую страницу в жизни и деятельности выдающегося русского музыканта и показывает, что его интересам не была чужда эта область исконно русского искусства духовной музыки.

С.И. Танеев обратился к духовной музыке в 1870 г. Его консерваторские работы в этой области принадлежат жанру духовного концерта. Наиболее крупный концерт - «Боже, будь милостив к нам». Тематизм концертных сочинений принадлежал самому Танееву и обладал всеми качествами полифонического тематизма западноевропейской музыки, не имея при этом связи с древнерусскими роспевами.

В конце 1870-х в духовной музыке наблюдается новый этап. Танеев обращает пристальное внимание на древнерусские церковные роспевы – знаменный, киевский, греческий, которые соответствовали духу православного богослужения.

Танеев считал, что величественные здания католической и протестантской музыки возникли на основе длительного развития григорианского пения и протестантского хорала. В русской духовной музыке существовала лишь одна, самая элементарная форма обработки древних напевов – гармоническая. Танеев полагал, что григорианские хоралы совершенно сходны с древнерусскими роспевами, поэтому можно воспользоваться опытом вековой мудрости творцов строгого стиля и приложить учение к русской музыке:

«Истинное искусство, богатство и бесконечное разнообразие форм, простор для художественной мысли открывается лишь в области контрапунктической обработки мелодии. Войдя в эту область, наша музыка, подобно западноевропейской, может дойти до высшей ступени развития и выработать ей принадлежащий в будущем стиль <…> Контрапунктическая обработка русских церковных напевов, введение их в сочинения, имеющие законченную художественную форму; выработка музыкального языка неразрывно связанного с этими напевами, в котором бы отразились их характерные черты – вот задачи, которые предстоят русским музыкантам в области церковной музыки».

В течение нескольких лет Танеев писал обработки обиходных мелодий, пытаясь найти и гармонические и полифонические средства, соответствующие их неповторимой специфике, а в дальнейшем – самобытный национальный стиль церковной музыки.

В 1879 году были созданы два первых песнопения «Всенощного бдения» («Благослови, душе моя, Господа» и «Блажен муж»). С этого времени почти все произведения, созданные им в этой области – это именно обработки, переложения для хора одноголосных мелодий церковных роспевов.

Танеев считал, что основными качествами, которыми должна обладать обработка первоисточника выступают сохранение мелодии роспева, сопровождение ее консонантной гармонией, свобода и плавность голосоведения. Именно эти свойства проявляются в песнопении «Благослови, душе моя, Господи». Мелодия знаменного роспева помещена в партии сопрано. Голоса собираются в аккорды в начале и конце строк, а в основном имеют свободный мелодический рисунок. В гармонических обработках, опираясь на диатонику и консонирующие аккорды, композитор стремился к оживлению, выразительности голосов, сопровождающих напев. При этом Танеев стремится к обновлению сопровождения при повторении попевок, используя при этом приемы вертикально-подвижного контрапункта.

Идея мелодизации фактуры нашла свое развитие в трехголосных обработках Танеева. Не утяжеляя фактуру, Танеев насыщает ее мелодическим движением, имитациями попевок знаменного роспева. В «Свете тихий» имитации свободно включаются в фактуру, оживляют ее, способствуют тематическому единству. Этой цели служат и моменты контрапунктического сочетания мелодически родственных попевок.

Свободное и гибкое взаимодействие имитационной и подголосочной полифонии является открытием Танеева в области обработки церковных роспевов. Нормы строгого контрапункта получают национально-русское преломление. Это сказывается в гармоническом языке, в мелодическом строе голосов, близком церковным роспевам и протяжным русским песням.

Работа Танеева над мелодиями древнерусских роспевов состояла из нескольких этапов. Вначале он писал четырехголосную гармонизацию напева, затем – имитации, каноны, канонические секвенции, находил контрапунктические сочетания различных фрагментов напева, использовал другие формы полифонической разработки. В законченные песнопения реализовались эскизы только двух причастных стихов: «Творяй ангелы» греческого роспева и «Спасение соделал еси» киевского роспева.

Во «Всенощном бдении» С. И. Танееву удалось при насыщенности, богатстве музыкальной формы сохранить иконичность, неповторимый молитвенный строй древних русских церковных роспевов.

Песнопения напоминают о чувстве совершенной в Боге свободы первозданного человека, о чувстве восхищения от познания совершенства сотворенного Господом мира, о чистом вдохновении от осознания беспредельных возможностей совершенствования. Песнопения проникнуты духом древних христианских подвигов. Здесь и эхо молитвенной тишины монастырского храма, и глубина покаяния великих подвижников-пустынников, удивительное сочетание ощущения соборного единства и уединенной молитвы. Данное произведение - замечательный пример сочетания мастерства воплощения музыкальной мысли и тонкого понимания характера церковной музыки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: