Культура речи как раздел науки о языке

Нормы русского языка

Сборник заданий


 


Пояснительная записка

 

Данный сборник  составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом СПО по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Целью сборника «Нормы русского языка» является обобщение и систематизация знаний студентов о языке, полученных в средней школе, а также формирование письменной и устной речевой культуры студентов.

Данный сборник составлен в соответствии с темами рабочей программы дисциплины. Особое внимание уделяется систематизации и углублению знаний студентов о норме как языковом явлении, подробно рассматриваются основные виды норм русского языка: орфоэпические (произношения и ударения), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические) и орфографические.

       По каждой теме подобраны практические задания разного уровня сложности и степени самостоятельности с учетом  индивидуальных возможностей студентов.

       В конце сборника содержится краткий словарь ударения и произношения, который поможет совершенствовать речевую культуру студентов.

 

 

Оглавление

 

1. Язык как важнейшее средство общения.  Литературный язык и нелитературные варианты 4

2. Культура речи как раздел науки о языке. 8

3. Нормы современного русского литературного языка. 14

4. Орфоэпические нормы (произношения и ударения) 18

5. Лексические нормы.. 23

6. Грамматические нормы русского. 31

литературного языка. 31

7. Орфографические нормы.. 40

Использованная литература. 41

Приложение 42

 

Язык как важнейшее средство общения.  Литературный язык и нелитературные варианты

Задание 1.

1) Прочитайте пословицы и поговорки со словом язык. Выпишите пословицы, в которых говорится о языке как средстве общения.

 

1. Язык мой враг мой: прежде ума глаголет. 2. Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами. 3. Языком мели, а рукам воли не давай. 4. Язык до Киева доведет. 5. Мал язык, да всем телом владеет. 6. Не спеши языком, торопись делом. 7. Языком и лаптя не сплетешь. 8. На языке мед, а под языком лед. 9. Не ножа бойся, а языка. 10. Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, да все языком.

 

2) Прочитайте фразеологизмы со словом язык. Выпишите те из них, которые характеризуют говорящего: а) положительно, б) отрицательно. В каких сочетаниях слово язык имеет значение «подвижный мышечный орган в полости рта»?

 

1. Боек на язык. 2. Сорвалось с языка. 3. Держать язык за зубами. 4. Вертится на языке. 5. Показать язык. 6. Находить общий язык. 7. Язык чешется. 8. Дать волю языку. 9. Типун тебе на язык.

 

Задание 2.

Спишите высказывание В.А.Сухомлинского о значении общения для человека, расставив, где необходимо, знаки препинания:

Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным благоуханным цветком и живой водой возвращающей веру в добро и острым ножом ковырнувшим нежную ткань души и раскаленным железом, и комьями грязи… Мудрое и доброе слово доставляет радость глупое и злое необдуманное и бестактное – приносит беду словом можно убить – и оживить ранить - и излечить посеять смятение и безнадежность – и одухотворить рассеять сомнения – и повергнуть в уныние сотворить улыбку – и вызвать слезы породить веру в человека – и заронить недоверие вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души.

                                                                   

Задание 3.                                                                                                                                                      1) Прочитайте внимательно; укажите диалектизмы и попытайтесь объяснить их значение.

 

Ворот в Подлипной вовсе нет. Добро бы лесу не было, а то кругом деревни лес высокий и густой, всё берёза да сосна, можно бы э-во какие дома построить и заплоты дощаные с воротами сделать... «А пошто? – спросит подлиповец, не понимая.– А и так тожно баско!» За дворами не видится риг или зародов сена, нет огородов с овощами. Только направо заметны гряды с капустой, морковью и преимущественно картофелем.

 

(Ф.М.Решетников. Подлиповцы)

 

2)   Прочитайте  и укажите слова жаргонной лексики.

Семёнов не стал более разговаривать... Он вспомнил, что у него в парте есть горбушка с кашей. Семёнов хотел позавтракать, но горбушки не оказалось. Раздражённый постоянными столкновениями с товарищами, он обратился к ним со словами:

– Господа, это подло наконец!

– Что такое?

– Кто взял горбушку?

– С кашей? – ответили ему насмешливо.

– Стибрили?

– Сбондили?

– Сляпсили?

– Спёрли?

– Лафа, брат!

Все эти слова в переводе с бурсацкого на человеческий язык означали: «украли», а лафа – «лихо».

          (Н.Г.Помяловский. Очерки бурсы)

3)   Прочитайте отрывок разговора и определите просторечные слова.

- Вы в 18? Большая очередь?

- Да. 5 человек, Вы – шестая; все в этом колидоре. Медленно принимають.

- Не медленно. Просто ей приходится часто уходить: то к заведующей, то в лабораторию, то к фтизиатру.

- Если Вы без полюса, то не примуть.

- Примут, потом по телефону скажете номер. Эта врачиха – хорошая, опытная, она у нас на участке больше 20 лет.

 

 

Задание 4.

Прочитайте внимательно; укажите диалектизмы и их значение, затем скажите, с какой целью они использованы автором; укажите слова, проникшие в деревню в результате социалистического переустройства её хозяйства. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

 

Жизнь в Гремяч...м Логу стала на дыбы, как нор...вистый конь перед трудным пр..пятствием. Казаки днём соб…рались на проулках и в куренях, спорили, толк...вали о колхозах, высказ...вали предпол...жения. Собрания созывались в течени... четырёх дней подряд каждый вечер и продолжались до кочетиного побуднего крику.

Нагульнов за эти дни так похудел, будто долгий срок лежал в тяжкой хворости. Но Давыдов по-прежнему хр...нил наружное спокойствие, лишь резче легли у него над губами, по обочинам щёк,глубокие складки упорства...

Андрей ходил по хутору, осматривая скотные общие базы с увере...ой ухмылкой.

(М.А.Шолохов.  Поднятая целина)

 

Задание 5.

Прочитайте фрагмент введения к «Русскому словарю языкового расширения А.И.Солженицына.

Лучший способ обогащения языка – это восстановление прежде накопленных, а потом утерянных богатств. Так и французы в начале XIX века пришли к этому верному способу: восстанавливать старофранцузские слова, уже утерянные в XVIII веке. Но нельзя упустить и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего и пытаться избегать таких слов, как компьютер, лазер, ксерокс, названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как уик-энд, брифинг, истеблишмент, имидж, - то надо вообще с родным языком распрощаться.

 

Согласны ли вы с предложениями писателя? Как вы оцениваете состояние современной русской речи? Объясните значение иноязычных слов в тексте.

 

Задание 6.

    Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

 

Язык

Язык это продукт обществе(н, нн).. деятельност.. это отличительн.. особе(н, нн)ость общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку (члено)раздельн.. речь?

(Во)первых для того чтобы люди могли обменива(т,ть)ся мыслями при всякого рода совмес..ной деятельност.. то есть он нужен как средство общения.

(Во)вторых язык нужен для того чтобы сохранять и закреплять кол..ективный опыт человечества достижения обществе(н, нн)ой практик... Когда Архимед открыл свой закон то первое что он при этом сделал – сформулировал этот закон в словах выразил свою мысль так что она стала доступной для понимания и его совреме(н,нн)икам и нам далеким потомкам. Когда вы учитесь в школ.. вы усваива..те достижения обществе(н, нн)ого опыта по учебникам где необходимые сведения изложены в языков.. форме.

Наконец (в)третьих язык нужен для того чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли чувства эмоции. Например в стихах человек передает самые сокрове(н,нн)ые мысли чувства переживания. И все это благодаря языку.

Без языка не было(бы) самого человека потому что все то что есть в нем человеческого связано с языком выражается в языке и закрепляется в языке.

 

(А.А. Леонтьев Путешествие по карте языков мира)

 

Культура речи как раздел науки о языке

Задание 7.

Выберите из данных в скобках слов такие, которые наиболее точно выражают мысль.

Всё, что люди (делают, совершают, творят, создают) (в мире, на земле, во вселенной) действительно человеческого, (творится, делается, совершается, происходит) при помощи языка. (Невозможно, немыслимо, нельзя) без него работать (дружно, согласно), совместно с другими. Без его посредства (невозможно, немыслимо, нельзя, невероятно) ни на шаг (двинуть вперед, развивать, совершенствовать) науку, технику, ремесла, искусство – жизнь … (Создавать, созидать, строить, основывать) (будущее, грядущее) счастье (беречь, запрещать, оборонять, охранять), (будущее, грядущее) Родины и всего человечества от ненавистных врагов, (громить, сокрушать, разбивать) (трудные, тяжелые, тяжкие, жестокие) (заблуждения, недочеты, ошибки, просчеты) прошлого, радоваться и грустить, делиться с другими своей любовью и своим (гневом, ненавистью) мы (можем, имеем возможность, способны) только при помощи слов

                                                                                         

(Л. Успенский).

      Задание 8.

Прочитайте отрывок из научно-популярной книги по культуре речи. Со всеми ли положениями, высказанными в нем, можно согласиться?


     Еще одним источником многословия является употребление так называемых слов-паразитов, слов-сорняков. И здесь никак нельзя не сказать о таких, например, «словоупотреблениях»: «Э-э-э, главной, понимаете ли, основной чертой его, так сказать, характера является, значит, это, его любовь к, сами понимаете, людям». Конечно, оратора, выступающего в таком ключе, никто и слушать не будет. «Приставая» к тому или иному человеку, проникая в каждое его высказывание, повторяясь по многу раз в пределах небольшого контекста, слова-паразиты делают речь трудно воспринимаемой и даже смешной. Такая речь, переполненная словесными сорняками, лишена точности, выразительности, строгости, логичности… Конечно, с этим речевым недостатком надо последовательно и постоянно бороться.

 

(Н. В. Федотова)

 


Задание 9.

Познакомьтесь с отрывком из заметки Д. Лукина «На каком языке они говорят?» Выскажите свое мнение по затронутой проблеме.
    

Захожу в один из многочисленных московских государственных… Преподаватели, студенты – все такие важные… Одна студентка говорит подруге:
     - Я чисто, на первую пару забила. Лажа все это! Он опять пургу

гнал…
     Подхожу, спрашиваю: «Нельзя ли по-русски?» У девушки, к счастью, было хорошее настроение, и я не «отлетел» на сто метров, она меня не «отрубила», а ответила:

- А что, разве можно говорить нормально, живя в ненормальном обществе?
    Можно, вместо «прикольно» сказать «замечательно», «очаровательно», прекрасно и т. д., но это будет лицемерием, ибо нельзя про дискотеку сказать, что нам было прекрасно. Это не прекрасно. Это прикольно. Вот в Третьяковке можно сказать «прекрасно» и «замечательно». А если про нашу жизнь говорить, то нужно все называть своими именами, а то можно с ума съехать.

Конечно, я не категорически против «ленча». Многие из этих слов, как сказал К. И. Чуковский, настолько метки и так точно отражают жизненные явления, что должны стать литературными. Но, поговорив чуть-чуть на этом тарабарском языке, мне вдруг захотелось увидеть просто улыбающихся юношей и девушек, мужчин и женщин, стариков и старушек, услышать настоящую русскую речь. Куда мне идти, я уже знал. Третьяковка была недалеко…

 





Задание 10.

Укажите, в результате чего возникли логические ошибки в конструкциях с однородными членами (объединение в качестве однородных членов слов, обозначающих родовое и видовое понятие; слов, выражающих скрещивающиеся или несоотносимые понятия; нарушение требования единого основания деления понятий; неправильный выбор союза; неправильное попарное соединение однородных членов; нарушение связи между однородными членами и обобщающим словом и др.) Устраните алогизмы.

1) В клетке сидели три тигра и дрессировщик.
2) В городе не хватало топлива, но и других продуктов.
3) На заводах, фабриках и промышленных предприятиях испытывают новые машины
4) Брошюра посвящена вопросам музыки, живописи, графики, культуры.
5) В кроссе принимали участие школьники, химики, энергетики, студенты.
6) Человек этот с всегда улыбающимся лицом и вместе с тем с большим опытом.
7) По «анкетным» данным – возрасту, роду занятий, семейному положению, образованию, интеллекту – они ничуть не схожи.

 







Задание 11.

Укажите причины возникновения логических ошибок в приведенных ниже предложениях (несоответствие действительности, нарушение порядка слов, неправильное соединение предложений или их частей и др.)

1) Широко распахнув двери, в комнату вбежала девочка лет                                                двенадцати. Но она мне сразу понравилась.
     2) День был жаркий, но ярко светило солнце.
     3) Управляемые определения находим в анализируемых рассказах, которые выражены формами предложного падежа с предлогами.
     4) Мы широко готовились отметить юбилей известного поэта.
     5) Прохоров не только знает воровское арго, но оно помогает ему лучше понять психологию преступника, его настроение.
     6) Мы внимательно слушали справедливую критику мастера цеха.
     7) Много вводных конструкций в предложении определяют их содержание.
     8) Сидя на диване, Коля читал книгу, задумчиво уставившись в потолок.
     9) Книги у меня лежат справа, а свет слева.
    10)Удар нанесен тупым орудием, возможно головой.

 


     Задание 12.

 В следующих примерах найдите тропы и стилистические фигуры. Определите их вид.

 

     1)  И упало каменное слово на мою еще живую грудь (Ахматова).
     2) Заплаканная осень, как вдова в одеждах черных, все сердца                  туманит (Ахматова).
       3)  Снег идет, снег идет. К белым звездочкам в буране. Тянутся цветы грани За оконный переплет. Снег идет, и все в смятеньи, Все пускается в полет, - Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплаканном салоне Сходит наземь небосвод (Пастернак).
     4)  А в двери – бушлаты, шинели, тулупы (Маяковский).
     5)  Все спит – и человек, и зверь, и птица (Гоголь).
     6)  Редкая птица долетит до середины Днепра! Пышный! Ему не равной реки в мире (Гоголь).
     7)  Прекрасный человек Иван Иванович! Он очень любит

дыни (Гоголь).
     8)  Лицейской жизни милый брат, делю с тобой последние мгновенья (Пушкин)
    9)  О, как мучительно тобою счастлив я (Пушкин).
    10) Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поиске пути, В сердечной смуте. До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины (Пастернак).
    11) Моих ушей коснулся он, И их наполнил шум и звон: И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, и гад морских подводный ход, И дальней лозы прозябанье (Пушкин).
    12) Какой красавице такое украшение не понравится?
    13) Даже такого талантливого политика, как президент Клинтон, сломало страшное поражение восьмого ноября. Мало того, что контроль в обеих палатах конгресса перешел в руки республиканцев. Мало того, что две трети штатов под управлением губернаторов-республиканцев. Мало того, что руководство важнейшими сенатскими комитетами перешло руки заядлых критиков. Так, в завершении всех бед, один сенатор-демократ заявил о своем переходе в республиканскую партию.

      

                                                                                                         Задание 13.

  Из приведенных ниже пар простых предложений составьте одно, используя различные синтаксические конструкции. Укажите смысловые и стилистические оттенки различия между полученными вариантами.

     1) Марина Цветаева создала замечательные поэтические произведения. Книги ее выходят большими тиражами.

2) Полиция во многих странах успешно борется с наркомафией. Она использует специально обученных собак.

 

         

                                                                                                                                           Задание 14.

Придумайте фразы, в которых предложенные ниже сочетания использовались бы: а) как свободные, б) как фразеологические.

 

Открыть рот, вариться в собственном соку, бросить камешек в огород, выносить сор из избы, держать камень за пазухой, пройти мимо, протягивать руку, заткнуть за пояс, засучить рукава, зажать рот.
         

Задание 15.

Объясните значение помещенных ниже крылатых выражений, восходящих к библейским и евангельским текстам.

 

Альфа и Омега. Вавилонское столпотворение. Вкушать от древа познания добра и зла. Глас вопиющего в пустыне. Египетские казни. Златой телец. Камень преткновения. Козел отпущения. Краеугольный камень. Манна небесная. Тяжелый крест. От лукавого. Смертный грех. Содом и Гоморра. Соль земли. Суета сует и всяческая суета. Хлеб насущный.

     Задание 16.

Укажите характер отклонения от литературных норм в приведенных ниже примерах. Определите правомерность и стилистические цели этих отклонений; выделите случаи нарушения принципов коммуникативной целесообразности.

    1) Солист его величества треснулся лбом.

2) Здесь праздники в будни. Арбы и арбузы. Торговки – как бубны, в браслетах и бусах.

3) За ночь на щеке огорченного до крайности Ипполита Матвеевича выскочил вулканический прыщ.

4) Он из Германии туманной привез учености плоды: Вольнолюбивые мечты, Дух пылкий и довольно страстный, Всегда восторженную речь и кудри черные до плеч (Пушкин).

5) Я от чистого сердца… И вовсе не с целью приобретения любви.

6) Человек уступчив. Крашено уступчив.

7) Такой он эрудированный: так хорошо одевается – сплошная «фирма».

8) Пока мы ходили за машиной, очередь сильно пролонгировалась.

    Задание 17.

О каких качествах речи говорится в данных высказываниях?


    1) Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению (Ломоносов).
    2) Повторение одних и тех же мыслей, одетых только другими словами без чувств, не токмо бывает ненужно, но и неприятно (Г. Держа-вин).
    3) Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области жизни и потом в практике жизни (Д. Писарев).

4) Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас (И. Тургенев).

5) Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слово так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия (Л. Толстой). 

6) Знание точного значения слов и их различия между собой, хотя бы и самого легкого, есть необходимое условие всякого мышления, ибо слова суть выражения понятий, а можно ли мыслить, не умея отличать, во всей тонкости, одного понятия от другого? (В. Белинский).

7) Но нельзя упустить… и других опасностей языку, например, современного нахлына международной английской волны. Конечно, нечего пытаться избегать таких слов, как «компьютер», «лазер», «ксерокс», названий технических устройств. Но если беспрепятственно допускать в русский язык такие невыносимые слова, как «уик-энд», «брифинг», «истеблишмент»…, то надо вообще с родным языком распрощаться. (А. Солженицын).

8) Умей слова ценить, как семена,

Чтоб не посеять тощего зерна,

Чтоб не заглушили злаков.

               (Н. Рыленков)

 

 




























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: