Внутренняя политика

Само убийство императора-реформатора доказывало возобладавшим консервативно-правым силам пагубность реформ.

По инициативе К. П. Победоносцева 29 апреля 1881 года был издан составленный последним «манифест о незыблемости самодержавия». Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, - к утверждению веры и нравственности, - к доброму воспитанию детей, - к истреблению неправды и хищения, - к водворению порядка и правды в действии всех учреждений                                                                                  Правление Александра Третьего знаменует переход к реакции и контрреформам, направленным на частичное свертывание либеральных реформ предшественника. После царского Манифеста подали в отставку все либерально настроенные министры-сторонники реформ (Лорис-Меликов, Милютин,), кандидатов на ихместа подбирал лично Победоносцев.

Контрреформы                                                                                                             Раньше других началась судебная  контрреформа. В августе 1881 г. было издано «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия»: губернаторам  предоставлялось право объявлять губернии «в состоянии усиленной и чрезвычайной охраны», передавать военному суду «за государственные преступления или нападения на чинов войска, полиции и всех вообще должностных лиц», требовать закрытого суда. Это положение, введенное на 3 года, действовало до 1917 г.  В 1887 г. был издан закон об ограничении публичных заседаний в суде. Суду давалось право закрывать двери для публики, что создавало возможности для произвола. С той же целью ряд изменений был внесен в положения судебной реформы. С июля 1889 г. законом о земских начальниках упразднялся мировой суд, его функции передавались новым судебно-административным должностным лицам - окружным земским начальникам. Они имели право приостанавливать решения волостного суда, назначать волостных судей, налагать штрафы и подвергать арестам в административном порядке. Надзор за исполнением их решений осуществляли губернские присутствия во главе с губернатором.

Под влиянием борьбы рабочих началось оформление общероссийского рабочего законодательства. В 1885 г. издается закон о запрещении ночной работы женщин и подростков. В 1886 г. – закон о порядке найма и увольнения, об упорядочении штрафов и выплаты заработной платы, для контроля его соблюдения был введен институт фабричных инспекторов. В 1887 г. – закон об ограничении продолжитель-ности рабочего дня на вредном производстве и тяжелом физически.

Контрреформы были проведены и в областипросвещения и печати. В 1882 г. были закрыты Петербургские высшие женские врачебные курсы, прекращен прием на другие высшие женские курсы. Вводились «Временные правила о печати», по которым газеты, получавшие «предостережения», должны были накануне выпуска пройти предварительную цензуру; совещанию министров просвещения, внутренних дел, юстиции и Святейшего Синода давалось право закрыть периодическое издание, запретить произведение, не лояльное к власти. Стеснена была деятельность народных читален и библиотек.

С 1888 г. особый отдел комитета при министерстве просвещения пересматривал каталог книг читален, для их открытия требовалось разрешение министерства внутренних дел, заведующие назначались с согласия губернатора. В сфере образования осуществлялась линия на свертывание автономии учебных заведений, сужение доступа низших сословий к обучению, усиление влияния церкви. Сеть церковноприходских школ была передана в ведение Синода, краткосрочные школы грамоты – в ведение епархиальных училищ; в школах министерства народного просвещения, расширялось преподавание «закона божьего». В 1887 г. был издан циркуляр (прозванный «законом о кухаркиных детях»), предлагавший принимать в гимназии и прогимназии лишь детей благонамеренных граждан, которые могли создать «им необходимое для учебных знаний удобство». Это сокращало доступ в них детей «кучеров, лакеев... и тому подобных людей», кроме особо одаренных. С той же целью была повышена плата за обучение. В 1884 г. был издан новый университетский устав. Во главе каждого университета был поставлен попечитель и назначаемый министром народного просвещения ректор с широкими административными полномочиями, сузились права ученых коллегий, совета и факультетских собраний. Профессора назначались министром, деканы – попечителем учебного округа, который утверждал планы и программы, наблюдал за всей жизнью университета, мог утверждать журналы заседаний совета, назначать пособия и т.д. Помощником ректора в организации надзора за студентами был инспектор. Положение студентов регламентировалось правилами. Для абитуриента требовалось свидетельство о поведении из полиции. Студенческие собрания и выступления воспрещались, вводилась форма. Повышалась плата за обучение. Устав вызвал протесты студенчества и профессуры. Ответ - увольнение и исключение. Все мероприятия были направлены против доступа в высшую школу выходцев из разночинской среды.

Правительство ограничило земское и городское самоуправление. С 1889 г. мировые посредники, их уездные съезды, уездные по крестьянским делам присутствия были заменены окружными земскими начальниками, назначаемыми из дворян и выполнявшими и судебные, и административные функции. Они имели право приостанавливать решения сельского схода. В 1890 г. принятием нового «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» была проведена земская контрреформа. Усиливалась зависимость земств от администрации, ни одно постановление земского собрания не могло вступить в силу без его утверждения губернатором или министром внутренних дел. Изменялась система выборов гласных. Выборные от волости являлись лишь кандидатами в гласные, из их списка губернатор отбирал и назначал гласных в земство, учитывая рекомендации земского начальника. Количество гласных от крестьян было уменьшено, от дворян увеличено при сокращении общего числа гласных. «Городовое положение» 1892 г. предоставляло избирательные права преимущественно владельцам недвижимой собственности, повышало имущественный ценз, что значительно сокращало число избирателей.

Развитие экономики                                                                                                                  В сфере экономики правительство проводило курс на поддержку и развитие отечественной промышленности, торговли, стабилизации финансовой системы и развитию капиталистического сектора в деревне в лице дворянского землевладения. В 1882 году была отменена подушная подать с безземельных крестьян и на 10% снижена с бывших крепостных крестьян. Этот закон вошел в силу с 1884 г. Окончательно подушная подать была отменена в 1885 г., ее заменили другими налогами. Создание Крестьянского поземельного (1882 г.) и Дворянского земельного (1885 г.) банков обеспечило кредитование земельных собственников. Закон о найме сельскохозяйственных рабочих (1886) обязывал крестьян подписывать договор о работе у помещиков и устанавливал наказания за самовольный уход от нанимателя. Он способствовал стабилизации рынка наемной рабочей силы в деревне. В условиях роста «земельного голода» с целью ослабления напряженности в деревне в 1886 и 1893 гг. издаются законы, затрудняющие земельные разделы надельной земли (требуется согласие старшего члена семьи и крестьянского схода) и переделы общинной земли (не чаще 1 раза в 12 лет); досрочный выкуп наделов разрешен при согласии не мене двух третьих сельского схода, запрещена продажа наделов лицам, не принадлежащим данному сельскому обществу.                                                                        В 1899 г. издаются законы, отменяющие круговую поруку крестьян-общинников при взимании платежей. В их разработке активное участие принимал министр финансов С.Ю.Витте. Монархист по убеждениям, идеалом государственного деятеля он считал Александра Третьего, в свою очередь высоко его ценившего. Он проявил себя как искусный дипломат при заключении Портсмутского мира, как столп самодержавия при разработке царского Манифеста 17 октября 1905 г. Даже его недруги не могли не признать, что все сделанное им способствовало укреплению Великой России. Экономическая платформа С.Ю.Витте: -  сократить расстояние между Россией и развитыми странами Европы путем привлечения иностранного капитала, накопления внутренних ресурсов, таможенной защиты товаров отечественного производства; он стремился занять прочные позиции на рынках Востока; создать прочный средний слой хороших налогоплательщиков в лице крестьян-собственников. Расширение сети железных дорог считал «лекарством от бедности». С.Ю.Витте понимал, что за короткое время догнать передовые промышленные страны Россия не сможет, следовательно, нужно извлекать выгоду из имеющегося потенциала. Он предпринимает активное и быстро окупающее себя строительство государственных железнодорожных линий в европейской части России, Транссибирской магистрали (1891-1905) для транспортировки грузов от Тихого океана и осуществления посреднической торговли, КВЖД (1897-1903 гг.). В 1887-1894 гг. в России были повышены таможенные пошлины на импорт железа, чугуна, каменного угля; на товары обрабатывающей промышленности они достигали 30%. Это получило название «таможенной войны». В 1894 г. Витте заключил взаимовыгодный таможенный договор с Германией. В 1894-1895 гг. он добился стабилизации рубля, а в 1897 г. ввел золотое денежное обращение, что повысило внутренний и внешний курс рубля, обеспечило приток иностранного капитала, вызвало подорожание экспортного хлеба и недовольство экспортеров. Витте был сторонником неограниченного привлечения иностранного капитала в промышленность, распространения иностранных концессий, т.к. собственного у государства средств не хватало, а помещики неохотно вкладывали их в предпринимательство.

Активное фабрично-заводское строительство в конце 19-начале 20 вв. получило название «индустриализации Витте». Для пополнения казны он ввел государственную винную монополию, дававшую до ¼ доходов бюджета. Витте начал работу над аграрным вопросом, добился ликвидации круговой поруки в общине, разработал реформу по введению частной собственности крестьян на землю, но осуществить ее не успел, очевидно, считая ее не первоочередной.

В 1897 г. в России была впервые проведена всеобщая перепись населения, численность его составила 125,6 млн. человек. Во многом именно в результате деятельности С.Ю.Витте 1890-е гг. стали периодом экономического подъема России. По мнению учёных той эпохи проведение политики протекционизма сыграло важную роль в резком ускорении промышленного роста в России в конце XIX в. Всего лишь за 10 лет (1887—1897 гг.) промышленное производство в стране удвоилось. За 13 лет — с 1887 г. по 1900 г. — производство чугуна в России выросло почти в 5 раз, стали — также почти в 5 раз, нефти — в 4 раза, угля — в 3,5 раза, сахара — в 2 раза. Россия вышла на первое в мире место по добыче нефти, на первое место в Европе по экспорту хлеба, ставшего основной его статьей. Характерной чертой индустриализации 1890-х годов стала быстрая монополизация ведущих отраслей промышленности. Например, синдикат «Продамет» в начале XX века контролировал более 80 % всего российского производства  готовых  металлических  изделий,  синдикат Кровля -  более 50 % всего выпуска листового железа, подобная же картина была в других отраслях, где были созданы «Продвагон», «Продуголь» и другие монополистические объединения. В та-бачной отрасли был создан Табачный трест - его создали англичане, скупившие все русские табачные компании. Это приводило к все большей концентрации производ-ства в промышленности, превосходившей даже тот уровень концентрации, который складывался в Западной Европе. Так, на крупных предприятиях с числом рабочих более 500 человек в России в начале XX века работало около половины всех промышленных рабочих, такой высокий показатель в Европе был лишь в Германии, в других странах этот показатель был намного ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: