Тема занятия: «Народно-сценический танец в хореографических коллективах»

Тема занятия: «Концертно — исполнительская деятельность в хореографическом коллективе»

 

 

Концерт — это конечный результат, итогом которого является концерт. Своего рода экзамен на творческую зрелость, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителей.

 

Опытный руководитель подходит к тщательной подготовке концерта. Учитывает контингент зрителей, для которых будет исполняться танец, их эстетические и художественные вкусы.

 

О дне выступления, особенно с новой программой или отдельным номером, коллектив должен знать заранее.

Концерт — стимул творческого роста коллектива, средство воспитания, способ вовлечения в коллектив новых участников.

 

Концерт — это зритель, который является основным потребителм продукции, которую выносит любой коллектив вместе со своим руководителем на сценическую площадку.

 

Зритель является основным критиком и, если хотите, катализатором всей деятельности коллектива. От восприятия зрителя того или иного танца во многом зависит настрой исполнителей и успех всего коллектива.

 

Перед концертом каждый участник должен:

 

- прийти заранее и определить свое место за кулисами;

- проверить наличие и целостность всех деталей костюма;

- разложить их от последнего до первого;

- загримироваться;

- познакомиться со сценической площадкой, особенно если на нее будет выходить впервые;

 

Руководителю перед начало концерта следует:

 

- проверить сцену на отсутствие инородных предметов (гвоздей, стекла, и.т.д.);

- свободные проходы за кулисами;

- провести ознакомительную репетицию на сцене.

- проверить у исполнителей соответствие их прически и костюма тем образам, которые они будут создавать на сцене;

- дать последние советы, подготавливая участников к исполнению танца.

 

Основные правила поведения на сцене:

 

- одевшись в костюм, не появляться в фойе и вестибюле;

- снять с себя все украшения, если они не имеют отношения к номеру;

- не находиться за кулисами, если не занят в первых номерах, чтобы не мешать исполнителям;

- не выглядывать из-за кулис;

- не разговаривать за кулисами;

- во время исполнения номера не задевать кулис;

- исполнять номер с полной отдачей и эмоциональностью, независимо от настроения;

- не разговаривать во время исполнения номера.

Во время выступления руководителю необходимо посмотреть хореографический номер из-за зала, понаблюдать как он воспринимается зрителем, что следует доработать, усложнить, убрать и т.д.

 

Формы концертной деятельности — разнообразны!

 

Концертные программы рассчитаны на большую или малочисленную зрительскую аудиторию должны исполняться с полной отдачей, а не в «полсилы»

 

Отчетный концерт — это итоги работы коллектива за определенный период времени, который закачивается кратким обсуждением и подведением итогов. 

 

Проводить их следует не реже одного раза в год, в торжественной обстановке, в присутствии всех заинтересованных лиц и учреждений культуры, к которым имеет отношение данный коллектив. 

 

Руководитель делится с участниками своими впечатлениями от увиденного из зрительного зала. Дает необходимые творческие указания. Он должен все предусмотреть, помочь, подсказать, потребовать, поощрить, поддержать.

 

Фестиваль — от французского «веселый смотр достижений» - это общественное празднество, куда собираются мастера народного творчества, любительского и профессионального искусства, чтобы, поделиться и получить новый опыт.

 

Фестиваль — это мероприятие, где участник может проследить развитие хореографического творчества на современном этапе в различных регионах, краях, областях, странах (в зависимости от масштаба фестиваля).

 

Фестиваль позволяет каждому коллективу и его участникам продемонстрировать свое мастерство. А руководителю, под руководством которого они занимаются, выявить индивидуальное кредо каждого участника, художественное развитие личности.

 

Фестиваль — это расширение кругозора, обогащение знаний, интеллекта, культуры участника. Он непосредственно влияет на развитие интереса, понимание танцевального мира определенного народа, бережное отношение к его традиция, обычаям, образам, ритуалам и т.д.

 

Фестиваль может явиться источником активизации участника к этническому самосознанию, национальному хореографическому мышлению: дает возможность воспитать и расширить у участника и руководителя ассоциативный диапазон хореографического мышления, обогатить свою фантазию и воображение, которые всецело зависят от творческих достижений познавательного процесса.

 

Тема занятия: «Народно-сценический танец в хореографических коллективах»

Одной из основных задач народно-сценического танца является развитие яркой индивидуальности исполнителя, воспитания в нем способности при высокой исполнительской технике передать эмоционально, разно, органично своеобразие танца того или иного народа.

 

Эти важнейшие качества вырабатываются, главным образом, на практических занятиях, успех в которых во многом зависит от тщательной подготовки и интересного увлеченного проведения их педагогом.

 

Комбинированные упражнения показываются в обычном темпе характерном для определенного года обучения, один раз — под счет и второй раз — под музыку.

 

Преподаватель должен помочь всем ученикам усвоить, прежде всего. Технические приемы исполнения, поэтому он должен быть музыкально правильным. Показ педагога часто играет решающую роль в усвоении учащимися особенностей исполнения танца определенной национальности.

 

Разнообразие предлагаемого материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставо-связочный аппарат — залог успешного проведения урока и достижения главной цели: формирования необходимых исполнительских навыков.

 

На занятиях по народно-сценическому танцу педагог должен следить за точностью выполнения каждого движения и с первого же года занятий постепенно приучать учащихся выполнять упражнения не только чисто технически, но и обязательно в характере соответствующего народному танцу.

 

Профессиональные знания и умения педагога по народно-сценическому танцу в учреждениях дополнительного образования:

- знание теории народного танца, истории хореографии, ее современного состояния, всех основных видов хореографического искусства, умения исполнять и преподносить детям;

 

- музыкальная компетентность и образованность;

 

- преподаватель народно-сценического танца должен владеть пластикой, что очень важно для создания художественных образов;

 

- психолого-педагогическая компетентность педагога: наличие достаточных знаний по физиологии человека, общей возрастной психологии, педагогике, дидактике;

 

Основными приемами, которыми педагог пользуется при пояснении правил выполнения, а также образной, национальной стороны танца, являются показ и рассказ.

 

Показ особенно важен при пояснении техники исполнения движений и порядка исполнения комбинации.

 

Процесс обучения детей в учреждениях дополнительного образования основывается на знании педагогом принципов дидактики:

 

- принцип активности;

- принцип наглядности;

- принцип доступности;

- принцип систематичности;

- принцип последовательности;

- принцип прочности усвоения знаний;

- принцип индивидуального подхода.

 

Существенным моментом в работе педагога народно-сценического танца является умение активизировать творческий потенциал детей, сконцентрировать и развить его в нужном направлении.

 

Говоря о задаче педагога в обеспечении соединения теории и практики, важно подчеркнуть, что он должен:

 

1. Доказать детям на практике необходимость теоретической подготовки.

2. Научить владеть методикой перевода знаний в практические умения, навыки.

 

Принцип доступности народно-сценического танца должен нести основываясь на глубоком знании, уровне развития обучающихся и их потенциальных возможностях — умственных, психических, физических и других; это позволяет установить объем знаний, навыков которые должны быть усвоены.

 

Принцип системности в обучении детей включает в себя постоянную регулярность занятий и определенную систему в организации изучаемого материала; реализуется на основных этапах развития умений, знаний и навыков.

 

Принцип последовательности является одним из основных в хореографической работе. При освоении нового материала необходимо опираться на уже закрепленные танцевальные навыки, в противном случае обучение будет сводиться к механическому «натаскиванию» без всякого выхода разучиваемых движений в другие комбинации.

 

Очередной урок народно-сценического танца педагог должен готовить заранее с учетом уровня детей. Педагогические усилия преподавателя должны направляться на твердое усвоение пройденного материала. На базе прочного усвоения материала возможно постоянное обновление репертуара, методики занятий, повышение исполнительского мастерства.

 

Индивидуальный и дифференцированный подход в хореографическом коллективе — основа успешной работы.

 

Для успешной работы преподавателя и его воспитанников исключительно важны методические замечания. По своему содержанию замечания могут касаться техники исполнения, музыкальности, эмоционально-танцевальной выразительности, способности передавать национальный колорит танца и т. д.

 

Замечания по форме изложения должны быть краткими, ясными, логически последовательными. Образность, четкость, стремление отразить суть должны быть присущи замечаниям, поскольку от них в большей степени зависят успехи учеников.

 

Задача педагога — найти индивидуальный подход к каждому типу темперамента.

 

Наиболее подходящими для занятий танцем из четырех видов темперамента принято считать сангвиников и холериков, флегматики и меланхолики требуют особых, индивидуальных занятий. Но педагог должен знать особенности, «плюсы» и «минусы», каждого темперамента и уметь осуществлять индивидуальный подход к их обладателям.

 

Способности — это очень важная составная часть индивидуальности человека, и задача педагога народно-сценического танца — выявить их, всесторонне развивать.

 

Цель педагога: донести до высокого уровня творческие способности и сформировать гармонически развитую личность. 

 

Для более глубокого понимания национального характера изучаемого танца необходимо знакомить учащихся с народными обрядами, традициями, жизнью и историей народа.

 

При создании современной детской сценической одежды надо учитывать стиль образной характеристики, подчеркнутую ассоциативность, романтичность или гротесковую заостренность. Непременным условием является соответствие сценического костюма национальным особенностям исполняемого танца.

 

На уроке народно-сценического танца большое значение следует уделять музыкальному сопровождению. Инструментом, наиболее подходящим для музыкального сопровождения уроков народного танца, является баян или аккордеон, реже — рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске.

 

В процессе преподавания необходим дифференцированный подход к детям с учетом их физических данных и способностей. Педагог может увеличивать или уменьшать объем и степень технической сложности материала в зависимости от состава класса.

 

Педагог также должен обращать внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система — все эти особенности требуют от педагога народно-сценического танца очень острожного увеличения физической нагрузки и чередования быстрых темпов с медленными.

 

Большое внимание к танцевальной форме:

 

Мальчики — футболки (майки) с короткими рукавами и шорты, сапоги с небольшим каблуком.

 

Девочки — эластичные слитные купальники, короткие юбочки, туфли с каблучком для занятий народным танцем.

 

При подготовке к занятию педагог народно-сценического танца должен ввести вряд задач:

- освоить в полном объеме программный материал;

- развить умения координировать работы мышц при исполнении упражнений и движений;

- усвоить понятия и термины программных движений;

- правильно исполнять изучаемые движения;

- научить выразительности и музыкальности исполнения;

- научить отличать национальные особенности в исполнении различных танцевальных комбинаций;

- научить точно передавать особенности национального характера и манеру в комбинациях, у станка и этюдах;

- развивать и повышать уровень танцевальной техники;

- научить правильно анализировать свое исполнение;

- формировать умения парного исполнения народно-сценического танца;

- привить навыки работы в ансамбле;

- развивать навыки самостоятельной работы учащихся над исполнением;

- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету.

 

Урок народного танца состоит из трех частей:

1. Упражнения у станка

2. Движения и комбинации на середине зала

3. Композиционное построение учебных этюдов на танцевальном материале народных танцев.

 

Продолжительность занятия (урока) народного танца — 1 час 30 минут.

 

Условно время можно разделить следующим образом:

 

- упражнения у станка — 20 мин.

- перерыв — 2 мин.

- занятия на середине зала — 20 мин.

- перерыв — 3 мин.

- разучивание танцевального материала и композиционное построение этюдов — 45 мин.

 

Упражнения видоизменяются сообразно с разделами программы, убыстряется темп их выполнения, этюды становятся более сложными.

 

Упражнения народно-сценического танца построены по принципу усложняющихся движений, развивающих суставо-мышечно-связочный аппарат. Они выстраиваются по возрастной доступности.

 

Примерный порядок выполнения упражнений у станка:

 

1. Demi and Grand plies — приседания, полные и полуприседания

2. Battements tendus — упражнения на развитие подвижности стопы

3. jetes — маленькие броски работающей ногой

4. Rond de jambe par terre — круг ногой по полу или по воздуху

5. Подготовка к «веровочке». «Веревочка».

6. Каблучные упражнения

7. Низкие и высокие развороты работающей ноги.

8. Раскрывание ноги на 90 градусов

9. Flic-Flac – упражнение с не напряженной стопой

10. дробные выстукивания

11. Grand - большие броски работающей ногой на 90 градусов

12. Port de bras — наклоны корпуса

13. Прыжки

 

Ученикам необходимо владеть рядом понятий и правил. В движении участвует стопа, пятка, носок, каблук.

 

- Стопа, или ступня — нижняя часть ноги (ниже голеностопного сустава)

- Пятка ноги — имеется в виду подошвенная часть ступни

- Носок — имеются в виду вытянутые пальцы ступни при любом положении подъема.

- Каблук — имеется в виду каблук сапога или жесткой туфли.

 

Упражнения преследуют следующие цели:

 

1. Развитие всего организма учащегося: его двигательного аппарата костей, их соединений, суставов, связок, мышц. Упражнения содействуют развитию подвижности в суставах, укреплению и эластичности связок.

 

2. Повышают техническую сторону танцовщика, вырабатывают силу, гибкость, мягкость и точность движений.

 

3. Подготавливают к восприятию на середине движений народного танца.

 

4. развивают выразительность, танцевальность

 

Основная цель занятий у станка — добиться четкости и точности исполнения при внутренней осмысленности движений.

 

Если первая часть носит тренировочный характер, то вторая, хотя и тренируют определнную технику движений. Является преимущественно исполнительской. Требование выразительности, чувства национального стиля особенно необходимо предъявлять при занятиях на середине зала.

 

Существует некоторая последовательность движений на середине зала:

1. Веровочки

2. Моталочки

3. Молоточки

4. Подбивки

5. Дроби

6. Хлопушки

7. Присядки

8. Вращения

9. Трюки

 

Упражнения и движения, исполняемые на середине зала:

1. Позиции рук

2. Положения рук

3. Движения рук

4. Проведение рук в 1-ю позицию

5. Проведение рук во 2-ю позицию

6. Положение рук в кулачках на талии (для девочек)

7. Разучивание движения с платком (для девочек)

8. Положение рук в паре

9. Положение рук в «воротцах»

10. положение рук в фигуре «звездочка»

11. Ходы: обыкновенный шаг, скользящий ход, русский переменный ход, боковой ход, боковой ход с припаданием

12. Выведение ноги на каблук

13. Ковырялочка

14. Присядка для мальчиков

15. Полуприсядка с выведением ноги на ребро каблука

16. Присядка-подскоки

17. Дроби

18. «Гармошка»

19. Гусиный шаг

20. «Веревочка»

21. «Веревочка» с переступанием

22. «Молоточки»

23. «Хлопушки»: по бедру, по голени

24. «Ключ» - дробный простой

25. Русский переменный ход с каблука

26. Дробь с подскоком и переступаниями

 

Постепенно занятия на середине усложняются: педагог соединяет пройденные движения в небольшие этюды. Представляющие собой как бы части народного танца.

 

1. Белорусский народно-сценический танец.

2. Латышский народно-сценический танец.

3. Эстонский народно-сценический танец.

4. Итальянский танец «Тарантелла».

5. Украинский народно-сценический танец.

6. Туркменский народно-сценический танец.

7. Армянский народно-сценический танец.

 

Ориентируясь на задачи определенного года обучения, учащиеся должны:

 

1. Полностью освоить весь материал, запланированный в программе.

2. Уметь объяснить понятия и термины движений народно-сценического танца.

3. Методически правильно исполнять изученные танцевальные элементы у станка и на середине зала.

4. Координировать работу различных групп мышц, участвующих в движениях народно-сценического танца.

5. Развивать технику, силу ног и координацию.

6. Повышать уровень танцевальной техники.

7. Выполнять все задания педагога выразительно и эмоционально.

8. Знать и уметь передавать в танце характер исполнения танцев народов мира.

9. Уметь отличать особенности стиля и характера различных народно-сценических танцев.

10. Исполнять движения музыкально и выразительно.

11. уметь анализировать свое исполнение.

12. Овладеть навыками самостоятельной работы над исполнением изучаемого материала.

13. Уметь работать в ансамбле с другими исполнителями.

08.04.20

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: