Общественно-политическая борьба 80-90-х годов и ее отражение в литературе

Общественно-политическая жизнь России в 80-90-е годы 20 века и ее отражение в литературе.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА 80-90-Х ГОДОВ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ       

 

Вы знаете, что, после того как Народная воля казнила Александра II (1881), в стране воцарился жесточайший контрреволюционный террор. Боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, боятся помогать бедным, УЧИТЬ грамоте,- говорил позднее об этом времени один из героев Чехова (рассказ Человек в футляре).

 

Общественные настроения эпохи 80-х годов нашли воплощение в творчестве В. М. Гаршина В. М. Гаршина (1855-1888).(1855-1888). Писатель похож на героя своего рассказа Художники - Рябинина. Рябинин стремится писать картины, которые убивали бы спокойствие сытых и самодовольных. Такую картину ему удалось создать. Обращаясь к рабочему, изображенному на этой картине, художник восклицает: Ударь их в сердце, лиши их сна, стань перед их глазами призраком! Убей их спокойствие, как ты убил мое!

 

Свидетель трагической борьбы революционеров-народников 70-х годов, Гаршин не верил в спасительность революционного пути. Но и мириться с духовным рабством, с торжеством подлости и мракобесия он не мог. Рассказы Гаршина потрясали читателей изображением человеческих страданий, вызванных войной, злом и несправедливостью, царящими в мире. Писатель звал к борьбе за человека, к борьбе даже без надежды на успех.

 

Attalea princeps - прекрасная пальма, героиня гаршинской сказки - тоскует в оранжерее по родному южному небу. Сквозь стекла она видит пасмурное небо севера, но все-таки решает пробиться к нему. Растения-соседи считают ее гордячкой, а мечты ее - глупыми. Пальма дотянулась до стеклянной крыши, сломала ее и... погибла.

 

В этой сказке, прославляющей подвиг, есть нечто автобиографическое. Писательский труд требовал от Гаршина невероятного душевного напряжения. Хроническое нервное расстройство, мучившее его, ежедневно усугублялось впечатлениями действительности 80-х годов: обысками, ссылками, виселицами, расстрелами. Особенно сильный удар нанесла писателю неудачная попытка спасти от виселицы юношу-революционера. Чувствуя приближение безумия, Гаршин бросился в пролет лестницы...

 

В. И. Ленин сравнивал Россию 80-х годов с тюрьмой. Но одновременно он подчеркивал, что именно в эту эпоху всего интенсивнее работала русская революционная мысль, создав основы социал-демократического миросозерцания. Вы помните из курса истории, что 80-е годы подготавливали наступление пролетарского этапа Русского освободительного движения.

 

И литература этого времени жила напряженной жизнью. Салтыков-Щедрин в эту пору пишет сказки, в которых издевается над трусливой философией пескарей, разоблачает деспотизм и рабскую приниженность, скорбит о народном долготерпении. Именно в начале 80-х годов Толстой переходит на позиции крестьянства и обрушивается со страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки (Ленин).

 

В 80-е годы появляются рассказы А. П. Чехова, высмеивающие духовный застой, пошлую и пустую жизнь обывателей.

 

В середине 90-х годов наступил перелом в общественной жизни России. Широким фронтом разворачивается революционное рабочее движение, крестьянские волнения охватывают целые губернии.

 

Нарастала и приближалась революционная буря - движение самих масс. Пролетариат... поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году... - писал В. И. Ленин о третьем этапе русского освободительного движения.

 

Новая общественная обстановка определила и развитие литературной жизни. В произведениях писателей-реалистов, с одной стороны, обостряются обличительные тенденции (вспомните После бала Л. Толстого), а с другой - усиливаются поиски положительных начал в окружающей действительности (это явственно сказалось, как вы увидите, во многих произведениях Чехова).

 

Характерно для периода 90-х годов творчество В. Г. Короленко (вы, конечно, помните его рассказ Дети подземелья, где с такой силой раскрывается тема социального неравенства). Короленко создает обаятельный образ русской революционерки (Чудная), показывает неистребимое стремление человека к свободе, духовное пробуждение крестьянина (Река играет), обличает капиталистический мир (Без языка).

 

С новым словом в литературе выступает великий пролетарский писатель Максим Горький. Он видит не только кричащие противоречия капиталистической действительности, но и их причину, и верит в реальный выход из этих противоречий. В знакомой вам Песне о Соколе Горький воспевает революционный подвиг, прославляет безумство храбрых.

 

 

80-е годы открывают новую эпоху в социально-политическом развитии России. Все явственнее заявляет о себе русский пролетариат. Интенсивно развивается капитализм в России, который характеризуется ростом числа заводов и фабрик, строительством железных дорог, вхождением в быт электричества и вместе с тем — кризисом сельского хозяйства, общим отставанием экономики по сравнению с экономикой развитых западноевропейских государств. Ширится круг студенческих волнений, кульминационный момент которых приходится на весну 1901 г., когда в Петербурге полицейскими была разогнана студенческая демонстрация.

Происходит резкое усиление контроля со стороны правительства: закрыты «Отечественные записки», усиливается влияние «Московских ведомостей» (М. Каткова), «Нового времени» (А. Суворина), утрачивает свое прежнее значение и переходит в сторону либерализма народовольничество.

В начале 80-х годов Александр III последовательно осуществляет новый политический курс, следуя рекомендациям обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, министра внутренних дел графа Д. А. Толстого и министра просвещения И. Д. Делянова.

В 1882 г. введены «Временные правила о печати» для осуществления контроля над периодическими изданиями.

В то же время возрастает роль развлекательной журналистики. Наиболее известные юмористические издания 80-х гг. — журналы «Стрекоза» и «Осколки». В них начинал свою писательскую деятельность А. П. Чехов.

В литературной жизни 80-х гг. видное место занимает творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина, развиваются традиции критического реализма в творчестве Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, Д. Н. Мамина-Сибиряка, в эти годы создает свои лучшие произведения Н. С. Лесков.

В литературе того времени происходит обновление тематики — судьбы крестьянина и дворянина уступают место проблемам «среднего человека», интеллигента. Героями произведений становятся врачи, учителя, представители земства.

Значительное место в литературе этого периода занимает творчество Л. Н. Толстого, в центре внимания которого становится судьба народа. В своих произведениях он проповедует нравственное совершенствование отдельного человека, смирение личной гордыни.

Литературная деятельность А. П. Чехова также началась в начале 80-х гг. 19 века. Чехов остро чувствовал переломное состояние мира и человека. Для их воплощения искал и обрел особые художественные принципы. «Никаких сюжетов не нужно, — сказал он однажды. — В жизни нет сюжета, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным... Нужны новые формы, новые формы...».

Чехов пристально вглядывался в обыденное существование рядовых людей. И находил однообразие, отсутствие ярких событий, поступков, порой даже мыслей. Не во внешнем поведении, отношениях, а во внутреннем бытии увидел писатель неоднородные начала жизни. «Новые формы» повествования призваны были выразить потаенные, часто не осознанные героем душевные движения. В каждом конкретном случае освещались, конечно, неповторимые склонности личности. Но всегда — разные, «смешанные», глубинные. Любая вещь Чехова раскрывала сложный, «подтекстовый» смысл происходящего.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: