Прозвенел звонок, и Наташа с сожалением положила баскетбольный мяч на место.
— У меня уже лучше получается, да? — посмотрела она на Лёвку.
— Нуууу, мы ещё будем тренироваться, и, думаю, скоро тебя начнут выбирать в команду в первой пятёрке!
— Ура! Пошли скорее, разберём следующую орфограмму!
— А что у нас следующее? Этот кабинет?
— Да, этот и вон тот.
— Два одновременно? Почему?
— Помнишь, как на английский и информатику на группы делят?
– Да, нас слишком много. И мы компьютеры поделить не можем. А в классе английского столов не хватает.
– Вот и буквы корни между собой поделили. Здесь у нас корни с чередованием Е-И.
— Давай для тех, кто малость отвлекался на русском, ещё раз: что за чередование?
— Когда корень один и тот же, но выяснить, какая в нем гласная, подобрав проверочное слово, нельзя. Потому что при разных обстоятельствах там пишется то одна, то другая! – Наташа толкнула дверь и шагнула в кабинет, – на Е и И правило только одно. Легкотня!
Лёвка опасливо зашёл следом. Лёгкое правило в русском – это из области фантастики!
|
|
– Здравствуйте, друзья! – сказала им учительница, словно бы составленная из геометрических фигур. Правильные дуги бровей на круглом лице, волосы торчат в разные стороны, как маленькие кочерёжки, ручки-палочки, платье и ножки треугольником, на ногах квадратные башмаки, – Морфема я. На подоконник садитесь, смотрите и учитесь!
Лёвка с широкого подоконника оглядел ряды букв.
— Слушай, а почему все И рядом с А устроились?
— О, вот ты и уловил основной принцип! — обрадовалась Наташа.
Морфема как раз повернулась к ученикам и спросила:
— Постройтесь, пожалуйста, у доски,
Корни с чередованием Е и И!
Наташа шептала себе под нос, пока буквы образовывали слоги:
БЕР — БИР
ПЕР — ПИР
ДЕР — ДИР
ТЕР — ТИР
МЕР — МИР
СТЕЛ — СТИЛ
БЛЕСТ — БЛИСТ
ЧЕТ — ЧИТ
ЖЕГ — ЖИГ
— Последние не рифмуются, — буркнул Лёвка.
— Придётся тебе их как-то иначе запомнить, — ответила Наташа.
— Итак, — сказала Морфема, когда все корни выстроились у доски, — теперь вспоминаем, как букву в корне мы выбираем! Образуйте скорее слова с чудесным суффиксом А!
Новые буквы шустро скатились вниз, к доске, и скоро Лёвка с Наташей вместе читали:
ВЫБИРАТЬ ЗАПИРАТЬ ОТДИРАТЬ ВЫТИРАТЬ ЗАМИРАТЬ СТИРАЮ ЗАСТИЛАЕТ БЛИСТАЮТ ВЫЧИТАЕМ ЗАЖИГАНИЕ...
— Девочка, правило повтори, — обратилась Морфема к Наташе, — когда мы напишем в корне И?
— Если после этих корней следует суффикс А, в корне пишется И! Но я точно помню, что есть одно исключение... — Наташа растерянно осмотрелась по сторонам.
— Видимо, вон, — Лёвка показал в угол у окна, где стояли, опустив глаза и ковыряя носками ботинок землю, буквы. Их слово не вписывалось в правило.
|
|
СОЧЕТАТЬ
— Точно, — обрадовалась Наташа, — СОЧЕТАТЬ и все однокоренные: СОЧЕТАНИЕ, БРАКОСОЧЕТАНИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. Как здорово, что на это правило всего одно исключение, так легко запомнить!
— А что же произойдёт, если ученик после корня А не найдёт? — уточнила у Лёвки Морфема.
— В корне будет Е, — уверенно ответил Лёвка и повернулся к Наташе. — Ты была права, определенная логика в русском языке прослеживается!
Морфема кивнула нетерпеливо подпрыгивающим за своими партами буквам, они мгновенно съехали вниз и стали словами:
БЕРУ ЗАПЕР ДЕРЁШЬСЯ ОТТЕРЕТЬ ВЫМЕРЛИ СТЕРЕТЬ ВЫСТЕЛИТЬ ЗАБЛЕСТЕЛИ ВЫЧЕТ ВЫЖЕГШИЙ
— Слушайте, тут я всё понял, действительно, легкотня! — радостно воскликнул Лёвка.
— Я очень довольна, ура-ура!
Пойдёмте теперь к корням с О и А!
И Морфема толкнула дверь соседнего кабинета.