Практикум по дисциплине «Школьное краеведение»

1. Изучите нормативный документ [Примерная программа регионального компонента содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «история Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века», - Мурманск. – 2017. – 10 с.]  и выпишите требования регионального компонента к исторической подготовке учащихся общеобразовательных учреждений Мурманской области.

 

       Требования регионального компонента к исторической подготовке учащихся общеобразовательных учреждений Мурманской области

       Курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села).

       Овладение знаниями об историческом развитии края, представлениями о закономерностях развития Кольского Севера с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах:

1) даты, хронологические рамки, периоды наиболее значительных событий и процессов в истории края;

2) основные этапы ключевых событий Кольского Севера с древности до 2012 г.;

3) основные историко-краеведческие понятия, термины;

4) места, обстоятельства, участники, результаты важнейших событий в истории края;

5) важнейшие достижения культуры Кольского Севера.

- формирование умений применения исторических знаний об истории края для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире:

1) читать историческую карту Кольского края с опорой на легенду;

2) проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках по истории Кольского Севера;

3) соотносить исторические события, процессы в развитии истории края с развитием страны в целом;

4) излагать оценки важнейших событий и личностей в истории Кольского Севера;

5) аргументировано высказывать свою точку зрения по наиболее значимым событиям, явлениям и процессам;

- формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения истории края и его места в истории России и человечества;

- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;

- использование знания об историческом пути и традициях в истории края в общении с людьми другой культуры, национальной, религиозной принадлежности;

- воспитание уважения к историческому наследию народов Кольского Севера; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе края.

 

2. Проанализируйте содержание примерной программы регионального компонента содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «История Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века» и составьте характеристику образовательной программы по следующим вопросам:

а) статус образовательной программы

 

       Примерная программа регионального содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «История Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века» определяет обязательную часть исторического школьного образования и наряду с требованиями стандарта, относящимися к результатам образования, является ориентиром для составления рабочих программ для общеобразовательных учреждений Мурманской области, обеспечивающих получение основного общего образования.

 

б) место и роль регионального курса в системе школьного исторического образования, объем учебного времени

 

       Региональный компонент исторического образования – неотъемлемый компонент современной структуры средней школы, в своем содержании отражающий своеобразие истории и культуры народов и регионов Российской Федерации (региональной истории). Реализация регионального компонента исторического образования в Мурманской области осуществляется на основе рассматриваемой примерной программы.

       Данная программа содействует формированию культуры исторического мышления, овладению элементарными методами исторического познания, предметными функциональными компетентностями, необходимыми для активной творческой жизнедеятельности человека в современных условиях Кольского Заполярья, для становления гражданина, патриота Отечества и своего края.

       Примерная программа регионального содержания исторического образования в 6-10 классах общеобразовательных организаций «История Кольского Севера с древнейших времен до начала ХХI века» способствует формированию у обучающихся знаний о важнейших событиях, процессах региональной истории как части отечественной и всемирной истории, а также способствует воспитанию у школьников уважения к истории Кольского Севера и традициям региона.

       Объём учебного времени, которое приходится на изучение регионального компонента, составляет 34 часа.

 

Вопросы для контроля:

1. Когда и кем была предпринята разработка региональной концепции историко-краеведческого образования школьников в Мурманской области? Каковы ее главные идеи и положения?

 

       В 2013 г. на федеральном уровне была разработана Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающая в себя историко-культурный стандарт. Данная Концепция содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий, событий и персоналий, трудных вопросов истории России (статья: Крутова, И.В. Разбегаева Л.П.).

 

2. Когда была выработана система требований РК ГОС по истории для школ Мурманской области? В чем их суть?

 

3. Какие варианты внедрения регионального компонента в учебный процесс по истории вы считаете наиболее предпочтительными?

 

       Целесообразно, на мой взгляд, проводить уроки-путешествия, которые будут направлены на изучение родного края. Не менее важным является посещение экскурсий с последующим анализом проведённого мероприятия (например, экскурсия в Мурманский областной краеведческий музей; знакомство с экспозициями и фондами местного краеведческого музея/музеев школ города). Распространён опыт приглашения на урок гостей – специалистов по краеведению.

       Целесообразным является введение интегрированного историко-обществоведческого курса регионального уровня (для старших классов). Стержнем такого курса может явиться идея «Я-гражданин Отечества», содержательно реализуемая на обобщении материала истории и современности родного края (идея малой Родины в прошлом и настоящем с акцентом на возможности гражданской самореализации школьника в настоящем и будущем) в контексте изучения интегрированных курсов федерального уровня «История России в мировом контексте», «Обществоведение».

 

4. Каковы проблемы учебно-методического обеспечения краеведческих уроков истории в школах Мурманской области?

 

       Минимальные знания по отечественной истории школьники и их родители (даже не имеющие хоро­шего образования) могут получить из многочислен­ных популярных изданий, художественных и доку­ментальных фильмов, телепередач. А вот такую ин­формацию о Кольском крае в специальных изданиях в достаточной мере школьники Заполярья по­лучить не могут. Кроме того, краеведческий матери­ал включает не только сложный общеисторический аппарат, но и местную терминологию, непонятную многочисленным приезжим и городским жителям (следует отметить, что Мурманская область являет­ся самой урбанизированной во всей Российской Фе­дерации).

 

5. Каковы особенности и проблемы реализации регионального компонента исторического образования в контексте ФГОС ОО?

 

Согласно требованиям к структуре основной образовательной программы основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования), данная программа должна обеспечить: приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа).

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края.

Таким образом, относительно изучения региональной истории в рамках учебного предмета «История» всё ограничилось тем, что при реализации основных образовательных программ содержится положение о необходимости учитывать историко-культурную и этническую специфику региона. В документе ФГОС ОО отсутствует чёткое определение места и роли региональной истории в учебно-воспитательном процессе в рамках исторического образования.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: