Мирное урегулирование ближневосточного конфликта

30 октября 1991 г. в Мадриде начала работу вторая международная конференция по ближневосточному мирному урегулированию. В ней приняли участие Израиль, арабские государства, делегация палестинцев (фактически делегация Организации Освобождения Палестины (ООП), а также в качестве сопредседателей США и СССР. Все её участники в принципе одобрили формулу «земля в обмен на мир» как основу мирного урегулирования. Было принято решение о предоставлении палестинцам права на самоуправление. Эта борьба получила название «Мадридского процесса».

Изменение политической линии ООП привело к поиску шагов мирного пути решения палестинского вопроса. В сен­тябре 1993 года произошла первая встреча противоборству­ющих сторон, которая закончилась неожиданным рукопо­жатием Ицхака Рабина и Ясира Арафата. ООП отказалась от силовых приемов в политике и осудила терроризм. Она исключила из «Палестинской хартии» пункты, отрицаю­щие право Израиля на существование, заявила о переходе к мирному урегулированию конфликта между палестински­ми арабами и евреями. Со своей стороны Израиль, признал ООП в качестве представителя палестинцев. Соглашение, подписанное Израилем и ООП в Вашингтоне в сентябре 1993 года, содержит ряд общих принципов, определяющих пере­ход к палестинскому самоуправлению, осуществление кото­рого распределено в несколько этапов.

Первый этап - пе­реход к самоуправлению в секторе Газа и районе Иерихона - был проведен в мае 1994 года. В августе того же года начался второй этап, включающий передачу палестинским представителям полномочий власти. С резкой критикой об­новленной ООП выступили крайние палестинские группи­ровки исламского толка ХАМАС, «Исламский джихад» и др., не пожелавшие сменить террористические акции на процесс мирных договоренностей.

Реакция на мирное соглашение с палестинцами не была адекватной и в самом Израиле. Израильские «ястребы» бурно отреагировали на подписание мирных соглашений и созда­ние Палестинской автономии. Прозвучала не только крити­ка в адрес руководства Израиля. В ноябре 1995 г. произош­ло убийство премьер-министра Ицхака Рабина, совершен­ное экстремистом-евреем. Убийство премьер-министра Раби­на и постоянные террористические акции палестинских тер­рористических организаций затормозили процессы мирного урегулирования. Избранный на волне национализма новый премьер Израиля Б. Нетаниягу категорически отверг пона­чалу основные требования палестинцев по созданию палес­тинского государства. Однако объективные реалии и нужды страны заставили и нового премьер-министра продолжить диалог с Ясиром Арафатом, с которым тоже нужно было считаться.

В январе 1996 года прошли выборы в орган са­моуправления - Палестинский Совет (парламент), и Ясир Арафат, набрав 80% голосов, был избран президентом ав­тономии.

Преодолевая серьезные препоны на пути мирного урегу­лирования, в ноябре 1998 г. был сделан новый шаг в даль­нейшем развитии соглашений о палестинском самоуправле­нии. В ноябре при посредничестве США было подписано новое соглашение («мир в обмен на землю»), по которому Израиль обязался вывести войска с Части земель Западного берега реки Иордан, при этом около половины данной тер­ритории попадало под контроль палестинской администра­ции. Переговорный процесс был продолжен следующим пре­мьером Израиля Э. Бараком, который на выборах сумел по­бедить своего противника только потому, что готов был про­должать диалог и идти на компромиссы с палестинцами. Очередные переговоры между Э. Бараком и Я. Арафатом со­стоялись в Кэмп-Дэвиде в 2000 году при посредничестве пре­зидента США Б. Клинтона. Эти переговоры велись по про­блеме Восточного Иерусалима, который, по требованиям па­лестинцев, должен был стать столицей автономии. Но это требование было неприемлемо для Израиля, объявившего ещё ранее единый и неделимый Иерусалим своей столицей.

В условиях обострения борьбы против террористических организаций в 2003 году в Палестине, в иорданском курорте Акаба, премьер палестинской автономии Абу Мазен (Мах­муд Аббас), президент США Дж. Буш, премьер-министр Из­раиля Ариэль Шарон поставили подписи под новым планом мирного урегулирования - «Дорожная карта». Этот план мирного урегулирования на Ближнем Востоке предусматри­вал приход к окончательному пункту назначения, а именно к созданию палестинского государства. Однако на этом пути должна быть свернута деятельность таких организаций, как ХАМАС и «Исламский джихад». Несмотря на подписанный план, Арафату не удалось справиться с террористами и по­ставить под свой контроль разрозненные группы боевиков из ХАМАС и «Исламского джихада». В этих условиях раз­драженное правительство Израиля поставило вопрос о дове­рии палестинской администрации и Я. Арафату. Многие политические деятели Израиля зачислили Арафата в лагерь врагов израильского государства и требо­вали его смещения с поста президента автономии.

В ноябре 2004 года в Париже скон­чался Ясир Арафат и был похоронен в Раммалахе, столице палестинской автономии. Террористические группировки по­пытались сразу же обострить политическую ситуацию и из­влечь выгоду из смерти великого палестинца.

Преемник Ясира Арафата - Махмуд Аббас - занял пост главы Палестинской национальной администрации (ПНА) демократическим путем на основании успешных выборов, проходивших в январе 2005 года. Он сразу же заявил о том, что «палестинцы готовы к миру». М. Аббас начал с попыток уговорить радикальные палестинские организации заключить хотя бы временные соглашения о перемирии с Израилем. Когда же такая организация, как ХАМАС, отвергла предло­жения нового президента Палестины, глава палестинской орга­низации отдал необычный приказ сотрудникам палестинс­ких сил безопасности: охранять израильтян на контролируе­мой палестинцами территории и пресекать провокационные действия боевиков.

Став президентом палестинцев, М. Аббас прекрасно понимал, что в одночасье никак не удастся пре­кратить террор своих соплеменников, как и понимал факт того, что нормализовать отношения с Израилем при наличии террористических организаций, совеем не желающих подчи­няться нынешней администрации, - дело чрезвычайно слож­ное. По мнению ближайшего окружения президента, благо­состояние палестинского государства и его безопасность не­совместима с существованием ХАМАСа и др. террористичес­ких организаций.

В мае 2005 года в Москве было проведено заседание международных посредников по ближневосточному урегулированию на уровне министров иностранных дел.

Но насильственный вывод израильских поселений из сектора Газы вызвали раскол в израильском обществе. Палестинское радикальное движение (ХАМАС) расценило этот шаг как проявление слабости, капитуляции со стороны официальных кругов Израиля. Когда ХАМАС получило большинство в результате выборов в палестинской автономии, идея мирного компромисса была дискредитирована.

В январе 2009 года Израиль начал полномасштабные действия в секторе Газа. Военная операция прекратилась только к началу инаугурации нового президента США Б. Обамы, который выступал за мирное урегулирование конфликта.

 

Курдский вопрос в Турции и Иране.

 Курдский этнос исторически оказался разделённым на четыре группы – турецкую, иранскую, иракскую и, более малочисленную, сирийскую, которые стали проживать на территории соответствующих четырех государств. Создание собственного государства на протяжении многих десятилетий оставалось задачей всех курдских национальных движений. После Второй мировой войны курды в Иране и Ираке пытались создать курдские автономные районы, но обе эти попытки потерпели неудачу. Начался новый этап развития курдского движения в Иране, Ираке, Турции и Сирии.

Образовавшиеся в конце 50-х годов Демократические партии Курдистана Турции и Ирака ориентировались на Британию и Францию. Особого накала борьба курдов за автономию достигла в этот период в Ираке под руководством М.Барзани, который в результате репрессий со стороны правительства Ирака ушел в Иран, оттуда продолжая руководить движением.

Революция 1958 г. в Ираке была поддержана курдами и другими национальными меньшинствами, надеявшимися получить автономию. Однако новый режим в Багдаде прибег к гонениям против курдов, продолжавшимся до конца 60-х годов. В отличие от иракских, сирийские курды в 50-х годах прекратили борьбу и в 1962 г. объявили о лояльности властям. Вооруженная борьба иранских курдов против шахского режима также постепенно пошла на спад. Вспыхнувшее в 1968 г. восстание иранских курдов было жестоко подавлено. В дальнейшем иранские курды получили элементы культурной автономии и по существу тоже прекратили борьбу.

В феврале 1991 г. в Ираке активизировались национальные движения шиитов на юге страны и курдов на севере. В ходе боев курды освободили всю территорию Иракского Курдистана, снова спровоцировав рост опасений Сирии, Турции и Ирана.

Опасаясь курдского национализма, Тегеран оказывал помощь иракским шиитам, что вызывало тревогу как правительства С. Хусейна, так и Соединенных Штатов, которые видели в усилении проирански настроенного движения иракских шиитов угрозу для американских интересов. США предпочли бы, чтобы С.Хусейн подавил шиитов. Иракское правительство так и сделало, однако вслед за тем оно бросило силы на разгром курдов. Курдское движение было подавлено с крайней жестокостью.

В этой ситуации британский премьер-министр Джон Мейджор предложил создать для курдов «зону безопасности» на севере Ирака, куда не имели бы право вводиться войска иракского правительства и летать самолеты иракских ВВС. В 1992 г. в соответствии с резолюцией ООН была создана такая зона к северу от 36-й параллели. Международными гарантами безопасности курдов выступили США, Британия, Франция и Германия. Попытка курдов договориться с С. Хусейном о признании де-факто их автономии провалилась. И тогда под прикрытием военных гарантий четырех стран иракские курды 2 апреля 1992 г. провозгласили создание «Курдского автономного района». В мае 1992 г. был избран курдский провинциальный парламент, и сформировано местное правительство.

Во второй половине 90-х годов остро курдский вопрос стоял и в Турции, где курдские националисты-радикалы прибегали к тактике террористических актов. Курдские боевики контролировали обширные внутренние районы Турции, где курды составляли большинство. Турецкое правительство вело непримиримую борьбу с курдским движением, отказываясь рассматривать вопрос о создании для турецких курдов отдельной автономной провинции. 15 февраля 1999 г. спецслужбам Турции удалось арестовать лидера леворадикальной Курдской рабочей партии Абдуллу Оджалана, который перед тем долгое время находился в эмиграции в России, но был депортирован в Италию, откуда попытался проследовать в Кению, где был схвачен и доставлен в Турцию. Суд приговорил А.

Оджалана к смертной казни, но ему была сохранена жизнь взамен согласия обратиться к своим сподвижникам с призывом прекратить вооруженное сопротивление. Турецкие курды отказались от радикальных форм борьбы, хотя не прекратили ее полностью.

Письменно ответить на вопрос: Определите тип представленных конфликтов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: