Нарушение лексической сочетаемости

 

Упражнение 7. Лексическая несочетаемость – это соединение двух слов, которые соединять в тексте нельзя, потому что объект, который выражен существительным, не может совершать действие, выраженное глаголом. Исправьте ошибки, запишите правильные словосочетания или переделайте предложения полностью.

1. Молодая березовая дубрава зеленела за околицей. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2 Дети произносят стихотворение, стоя врассыпную._________________________

______________________________________________________________________

3. В этих соревнованиях наша спортсменка одержала поражение.______________________________________________________________

_______________________________________________________________________

4. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. _______________________________________________________________________

5. Герои романа помечены жестокой печатью времени. _______________________________________________________________________

6. Широкие испытания этого витаминного комплекса привели к крайне положительным результатам. ___________________________________________

7. В нашей работе ведущее значение придается нравственному и трудовому воспитанию детей._______________________________________________________

____________________________________________________________________

8. Он установил столько мировых рекордов, что лишь отъявленные любители их помнят.______________________________________________________________

____________________________________________________________________

9. Эта политика уже приносит положительные плоды. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. __________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Он еще в глубокой юности начал писать собственные песни, и вот только теперь на его убеленную сединами голову обрушилась слава.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Объявления 

Выпас собак запрещается. ___________________________________________

Склад закрывается на санитарный день ввиду прихода тараканов. __________________________________________________________________

Продается пожилой дом. _______________________________________________

Лекция для бездетных родителей переносится на четверг.______________________________________________________________

3. Речевая недостаточность (пропущены слова в предложении)

Упражнение 8. Исправьте ошибки, вставив недостающие слова, или переделайте предложения.

1. Фразы с выставки собак

Товарищи участники! Тщательно оботрите морды от слюны для облегчения осмотра зубной системы. ____________________________________________

Уважаемые участники, разберитесь по породам и приготовьтесь к параду. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Гражданин Калиновский следовал по улице без номерного знака. ____________________________________________________________­­­______

3. Установить день сдачи страховых агентов в бухгалтерию до 10 числа каждого месяца. _______________________________________________________________

4. Интересующих вас лиц вышлем почтой._________________________________

_____________________________________________________________________

5. В пятницу, 25 апреля, состоится родительское собрание. Классным руководителям обеспечить явку своих родителей. _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

6. Сдается квартира с ребенком. _______________________________________________________________________

7. Студенты, прошедшие давление и сварку, могут записаться на обработку резанием. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Женщине присудили 25% мужа. _________________________________________

9. На плечи фермера ложится ответственность за содержание и сохранность.____________________________________________________________

_____________________________________________________________________

10. Опытные данные, полученные нами в 1995 году, не соответствуют 1991 году. ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

11. Продавцы в синих безрукавках, форменных юбках, пиджаках, все как один смуглолицые и черноусые, не могли не восхищать клиентов.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Речевая избыточность (неоправданное употребление слов)

А) Многословие (словесные повторы, употребление ненужных вводных слов)

Упражнение 9. Исправьте ошибки, убрав из предложений лишние слова.

1. Ну, можете представить себе: эдакой какой-нибудь, то есть, капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобно, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада, понимаете, эдакая. (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дело в том, что мы имеем дело с типичным хулиганством. _____________________________________________________________________

3. Само направление развития экономики в 20 веке у нас и на западе приняло разное направление._____________________________________________________

______________________________________________________________________

4. Все эти, извините за выражение, отходы, вся эта гадость попадает, извините за выражение, в великую реку Волгу.__________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Тавтология (употребление однокоренных слов в близком соседстве)

Упражнение 10. Зачеркните неверно употребленные слова, запишите исправленный вариант.

1. Сложилось странное положение. ___________________________________

2. Эти меры ни в коей мере не подрывают доверия к государственным учреждениям. ________________________________________________________

____________________________________________________________________

3. Наблюдается все возрастающий рост объема инфляции. _____________________________________________________________________

4. Нас слушают многие радиослушатели.__________________________________

5. Я хочу представить вам представителей… _______________________________

6. Хочу еще коснуться момента, касающегося… ____________________________

7. Мы добавляем минеральные добавки. ___________________________________

8. Появилось доселе неизвестное нам явление.________________________________

9. Данное обещание в определенной степени определяет нашу политику.____
_____________________________________________________________________

В) Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов, дублирующих данное в предложении понятие)

Упражнение 11. Зачеркните лишние слова.

1. Его наружная внешность достаточно привлекательна.

2. Беседа подходит к своему завершающему концу.

3. Если поднять этот винт вверх, то сопротивление уменьшится.

4. Он рассказал нам о планах на будущее.

5. Явка посещаемости занятий 90% личного состава.

6. Мы поставлены в сложные условия безвыходной ситуации. 

7. Нет ничего более худшего, чем ругань, грубость, крики.

8. Она бесплатно подарила свой дом людям.

9. Главная суть; повседневная обыденность; мировое человечество; жизненное существование; наша земная планета.

10. Неосторожность, шалости на бору могут привести к несчастным случаям, к гибели человеческих жертв.

11. На столе стоит глиняный кувшин с расписными рисунками.

12. Доделать, завершить, закончить работу.

13. Проводится приватизация земли и передача ее в частные руки. 1. Правительство в это трудное время должно представлять единый монолит.

14. Этот отряд считался передовым авангардом.

15. Возвращаясь домой из зарубежного путешествия, круиза, турне, каждый стремится привезти на память подарок или памятный сувенир.

16. Бывает и так, что в ответ на критику вы получаете обратный бумеранг.

17. Цена пребывания в этой больнице не финансируется государством.

18. Движущий лейтмотив, своя автобиография, мизерные мелочи, ведущий лидер, ответная контратака, народный фольклор, юный вундеркинд

19. Птицы селились на отвесных скалах, растили будущее потомство.

20.Упал вниз.

21.Кивнул своей головой».

22.Пнул ногой.

23.Облокотился спиной

24.Впервые познакомились

25. В мае месяце

Есть и другая группа плеоназмов, появление которых связано с дублированием иностранных слов русскими.

26. Свободная вакансия

27.Памятный сувенир

28.Своя автобиография

29.Передовой авангард

30. Прейскурант цен

31. Коллеги по работе

5. Нарушение структуры фразеологизма.

Упражнение 14. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.

1. Ко всему, что случилось, добавилось еще одно усугубляющее обстоятельство.______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Успехи этого ученика желают много лучшего. ____________________________________________________________________

3. Это дело гроша выеденного не стоит. ____________________________________

______________________________________________________________________

4. Зная об этих безобразиях, стражи правопорядка часто смотрят на мошенников спустя рукава. _________________________________________________________

____________________________________________________________________

5. Пора нам уже расставить точки на и. _____________________________________

Упражнение 15. Восстановите перепутанные фразеологизмы:

1. Играет значение ______________________________________________________

2. Предпринять меры _____________________________________________________

3. Быть в поле внимания _________________________________________________

4. Поднять тост__________________________________________________________

5.Улучшить уровень жизни ____________________________________________

6.Оказать заботу_________________________________________________________

Упражнение 16. Восстановите языковую форму фразеологизмов, на которых построены шутки.

1. Что посеешь, то и найдешь._____________________________________________

2. За чем пойдешь, то и пожнешь.________________________________________

3. Рыба запоет – и концы в воду. ___________________________________________

4. Голодный, когда рак свистнет. ___________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Сытый конному не товарищ. ___________________________________________

______________________________________________________________________

6. Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: