Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые»

Дата 09.01.2020 г.

Прохорова С.В.

Использование креативных заданий на уроках биологии

 

Успешность обучающихся часто зависит от того, насколько методы, применяемые преподавателем при обучении соответствуют их способностям. Использование на уроках приемов с учетом способностей детей, приводит к развитию не только логического, но и образного мышления, позволяет вовлечь в активную познавательную деятельность учащихся с разными типами восприятия. Творчество - это деятельность, результатом которой является создание нового. Это предполагает наличие у учащихся способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью. Слово «творчество» образовано от слова творить, а это означает искать, изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. 

Навязывать – НЕЛЬЗЯ!

Вызубрить – НЕВОЗМОЖНО!  

Стараться запомнить всё - БЕЗУСПЕШНО!

Заинтересовать - ВОТ РЕШЕНИЕ!»

–форма самовыражения каждого школьника, независимо от уровня обучаемости и его познавательных возможностей.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство.

Развитие творческих способностей учащихся включает в себя:

- формирование у учащихся знаний и умений, необходимых для вовлечения их в творческую учебную деятельность;

- развитие отдельных способностей, необходимых для творческой деятельности;

- вовлечение учащихся в учебную творческую деятельность, в которой происходит развитие всего комплекса творческих способностей.

Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках биологии – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера.

Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся.

Эффективность работы учителя подтверждается тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей ученика, формирует творческую личность и готовит ее к познавательной активной деятельности.

Творческие задания - учебные задания, которые требуют от учащихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов.

  Творческое задание (особенно практическое и близкое к жизни обучающегося) придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Неизвестность ответа и возможность найти свое собственное «правильное» решение, основанное на своем персональном опыте и опыте своего коллеги, друга, позволяют создать фундамент для сотрудничества, сообучения, общения всех участников образовательного процесса, включая педагога.

Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям:

-- не имеет однозначного и односложного ответа или решения

-- является практическим и полезным для учащихся

-- связано с жизнью учащихся

-- вызывает интерес у учащихся

-- максимально служит целям обучения

Линии поведения учителя

-- умение сформулировать учебно-познавательные проблемы;
• стимулировать к поиску новых знаний и нестандартных способов решения заданий и проблем;
• поддерживать ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям;
• создавать атмосферу творчества посредством моделирования ситуации успеха;
• стремиться к выполнению принципов гуманности и саморазвития.





Методы

Словесно-книжный метод.

 Наглядный метод.

Практический метод

Метод проблемного изложения материала.

Исследовательский метод.

Наиболее популярной формой работы в исследовательском методе является проектная деятельность.

Формы уроков

Аукцион

Живая картина

Рекламный плакат

Урок «Путешествие в прошлое»

Урок - суд

Деловая игра

Семинарское занятие

Проектная деятельность

Проблемные уроки

Урок «Мозговая атака»

Научное общество учеников (НОУ).

Использование данных приемов работы открывает путь к повышению качества образования, т.к. потребности школьников в самосовершенствовании можно использовать для мотивации учения, которое будет осуществляться без принуждения.

Школьники на таких уроках более спокойны, уверенны, они имеют  возможность свободно высказывать свое мнение, давать оценку ответам одноклассников.

Творческая работа способствует развитию личности: формируются жизненно важные компетентности: коммуникативная, рефлексивная, информационная, исследовательская, культурологическая и социальная.

Примеры творческих заданий

В мире интересного

Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное.

Пример1. Тема: «Вода и минеральные вещества». Введение в общую биологию. (9 класс) Учитель: Однажды, в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И это был правдивый рассказ! Разве такое возможно? А вот и возможно. Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? (Дело происходит осенью, за окном дождь и лужи.) Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

В мире интересного

Пример 2. Биология. (7 класс)

Тема: «Тип Членистоногие. Класс Насекомые».

Сколько цветков посещают пчёлы?

В среднем пчела посещает 12 цветков в минуту, 720 цветков в час, 7200 цветков за 10 часов своего рабочего дня. Даже сравнительно слабая семья пчёл может отправить в поле до 10 тысяч рабочих пчёл. Если принять условие, что все они будут собирать только нектар, то посетят они не менее 72 миллионов цветков в день.

Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:

1. Задачи на выбор информации.

Выберите признаки характерные для земноводных.

2. Задачи на исправление ошибок.

Например: Ты прав. Одним воздушным очертаньем

              Я так мила.

              Весь бархат мой с его живым миганьем

              Лишь два крыла.

             …Не спрашивай: откуда появилась?

              Куда спешу?

              Здесь на цветок я легкий опустилась

              И вот дышу…

Биологические задачи, способные развивать познавательный интерес учащихся:

1. Задачи на сравнение и сопоставление выводов

Сравните строение, функции, образ жизни лягушки и ящерицы

2. Задачи на установление взаимосвязей.

Установите взаимосвязи между процессами: питанием и фотосинтезом; строением и образом жизни и т.д.

3. Задачи на выявление приспособлений.

Какие приспособления имеются у растений, животных, конкретного вида к условиям окружающей среды и т.д.

4. Задачи на выявление противоречий.

Из биологической литературы выбирается информация о живой системе, несущая противоположные требования к ней.

Например, активность двух видов муравьев, питающихся одной пищей в разное время суток.

Задача: Объясните активность муравьев в разное время суток.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: