Классификации методов обучения (классическая классификация, по М.Н. Скаткину - И.Я. Лернеру, по Ю.К. Бабанскому)

Организационные системы обучения.

В педагогической литературе можно встретить различные определения понятия «форма обучения». Ниже приведены наиболее распространенные из них.

Форма организации обучения – это

· внешняя сторона организации учебного процесса, отражающая характер взаимосвязи участников педагогического процесса (Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под ред. С.А.Смирнова. – М., 1999.);

· взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом (И.Я.Лернер);

· специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся (И.М.Чередов. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. – М., 1987)

· внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме (И.П.Поласый).

Классификация организационных форм обучения

По количеству обучаемых: индивидуальные, групповые, фронтальные.

По месту учебы: школьные (аудиторные), внешкольные (экскурсия, домашняя работа, кружки, олимпиады и т.п.).

По характеру взаимодействия учителя и учащихся: очные, заочные, очно-заочные, дистантные.

В исторически сложившихся системах обучения перечисленные организационные формы использовались в различном сочетании.

Рассмотрим подробнее основные системы обучения.

Белл-Ланкастерская система взаимного обучения предполагает обучение большого числа учеников. В этой системе более развитые (старшие) ученики под руководством учителя изучают новый материал, а затем обучают младших.

Батавская система предполагает избирательное обучение. Занятия делятся на две части: первая часть – учитель работает со всеми одновременно и одинаково; вторая часть – индивидуальные занятия с неуспевающими учениками и с теми, кто желает знать глубже. Таким образом в данной системе сочетаются фронтальная и групповая формы обучения.

Маннгеймская система так же как и Батавская осуществляет избирательное обучение. Все учащиеся распределялись по классам в зависимости от способностей, уровня развития и степени подготовленности. Формировались классы сильных, средних и слабых учеников. Предполагалось, что учащиеся из более слабых классов, по мере подготовленности смогут переходить в более сильные. Однако, такое событие маловероятно, поскольку в слабых классах уровень преподавания ниже.

Система Дальтон-план имеет своей целью приспособление темпа обучения к возможностям и способностям каждого ученика. Вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские, где ученики занимаются индивидуально, получив задание от учителя. Задания по каждому предмету выдаются на год и ежемесячно конкретизируются. Учащиеся в течение месяца выполняют задания и отчитываются по ним. Один час в день проводятся групповые занятия, все остальное время ученик работает индивидуально по собственному графику.

Классно-урочная система характеризуется следующими особенностями:

· объединение в классы учащихся одного возраста;

· работа всех учащихся класса по одному учебному плану одновременно;

· деление учебного процесса на отдельные, законченные в смысловом и временном отношении части (уроки);

· чередование уроков по расписанию, каждый урок посвящен изучению только одного учебного предмета.

Урок – основная форма организации обучения в современной школе.

Сущность и назначение урока в целостной системе обучения сводится к коллективно-индивидуальному взаимодействию учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоения учениками знаний и умений, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений.

Функция урока состоит в достижении завершенной цели, которая является частью общих целей образования (обучения, воспитания, развития).

Требования, предъявляемые к современному уроку:

ü Использование новейших достижений науки, техники и передового педагогического опыта.

ü Построение урока на основе закономерностей и принципов обучения

ü Обеспечение оптимальных условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся.

ü Опора на достигнутый уровень развития учащихся, организация деятельности учеников в зоне их ближайшего развития.

ü Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

ü Логичность и эмоциональность всех этапов урока.

ü Эффективное использование разнообразных педагогических средств и методов.

ü Формирование практически необходимых ЗУН, рациональных приемов мышления и деятельности.

ü Формирование потребности в саморазвитии и самообразовании, а также необходимых для этого ЗУН.

ü Тщательная, научно обоснованная диагностика, прогнозирование и проектирование каждого урока.

Классификации методов обучения (классическая классификация, по М.Н. Скаткину - И.Я. Лернеру, по Ю.К. Бабанскому).

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

· Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.

· Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

· Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.

· Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпробле-мы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

· Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: