Специфика ознакомительной и развивающей экскурсий в музейной среде для дошкольников. Методические принципы подготовки и проведения с учетом возрастных особенностей

Содержание и происхождение термина «музейная педагогика».

Музейная педагогика
— область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями и др. Осн. цель М.п. - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Понятие "М.п." возникло в 19 в. в Германии и первоначально понималось как направление музейной работы с учащимися. Как особая область знаний и исследований М.п. начала формироваться с 60-х гг. 20 в. (первые центры М.п. появились в Берлине, Кёльне, Мюнхене и Нюрнберге), в нашей стране - с 70-х гг.
Музейная педагогика уже в первой половине двадцатого века сформировалась в отдельную научную дисциплину на стыке музееведения, педагогики и психологии, а ее предметом стали культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации. В 1920-е годы во многих странах мира стали создаваться музейно-образовательные центры, огромный вклад в развитие музейной педагогики внесли французские музейные работники и педагоги. В Великобритании начинают зарождаться традиции широких связей музеев с различными образовательными организациями. Учебные заведения Германии, Италии, США и Великобритании делают посещение музеев обязательным компонентом учебных программ. Россия отнюдь не отстает от остального мира, в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых крупных городах создаются музейно-образовательные центры.



Принципы музейной педагогики.

Принципы музейной педагогики
При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников необходимо учитывать следующие принципы.
1. Наглядность.
2. Доступность.
3. Динамичность.
4. Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).
5. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
6. Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями (в соответствии с задачами воспитания дошкольников на каждом возрастном этапе).
7. Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
8. Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
9. Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, сочинении историй).
10. Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).












Специфика ознакомительной и развивающей экскурсий в музейной среде для дошкольников. Методические принципы подготовки и проведения с учетом возрастных особенностей.

Методические принципы подготовки и проведения с учетом возрастных особенностей.
К подготовке и методике проведения развивающей экскурсии в художественном музее предъявляются особые требования, так как она ориентирована на развитие художественных способностей и личностных качеств зрителя, необходимых для полноценного восприятия произведений изобразительного искусства, а именно:
• наблюдательности;
• творческого воображения;
• эмоциональной восприимчивости;
• сенсорных способностей;
• способности анализировать и обобщать свои впечатления;
• навыков межличностного общения по поводу увиденного.
При подготовке экскурсии данного типа ее продолжительность
ограничивается параметрами школьного урока. Следует особое внимание уделить особенностям художественного восприятия, свойственным возрасту экскурсантов. Это поможет наиболее целесообразно выстроить зрительный ряд, использовать более эффективные методические приемы, определить продолжительность экскурсии и количественный состав экскурсионной группы.
Зрительный ряд развивающей экскурсии может включать от 3 до 7 произведений, с непременным требованием обеспечить условия для внимательного, вдумчивого изучения и переживания каждого из них. Разумеется, эти немногие произведения должны с максимальной убедительностью способствовать раскрытию поставленной педагогической задачи и быть доступны вниманию зрителей, составляющих группу не более 10—12 человек.
Ведущим методом развивающей экскурсии является метод диалога, живой беседы, в основе которой лежат непосредственные наблюдения, зрительные и эмоциональные ассоциации. Беседа, особенно в школьной аудитории, создает атмосферу, благоприятствующую творческому поиску и познавательному интересу, что предполагает сочетание известной непринужденности и дисциплины, когда учащиеся, с одной стороны, чувствуют себя достаточно свободно и раскованно, а с другой — сохраняют сосредоточенность и заинтересованность в совместной с экскурсоводом творческой работе.
В свою очередь, и вопросы экскурсовода должны отличаться ясностью, конкретностью, учитывать специфику детского восприятия. Они могут относиться к:
• формальной стороне произведения, к выразительным средствам («какой цвет ты считаешь главным в этой картине?»; «почему художник именно так расположил предметы?»), а также к технике исполнения («почему ты догадался, что эта скульптура выполнена в мраморе, а не в каком-либо другом материале?»);
• эмоциональному впечатлению («какое настроение вызывает
у тебя эта картина: спокойное, тревожное, радостное?»).
Полезно задавать вопросы, ориентированные на изобразительную деятельность ребенка, что значительно повышает интерес к экскурсии, дает возможность свободно высказываться, привлекая собственный опыт в области художественного творчества (например, «какие краски ты использовал бы для изображения этого сюжета?»). Беседа о художественных материалах и их выразительных возможностях пробуждает интерес и вызывает чувство уважения к труду художника. Вопросы, которые ставятся в ходе экскурсии развивающего типа, требуют не столько активизации памяти, сколько работы воображения, а также сравнений, сопоставлений, определенного исследования, то есть создают проблемные ситуации, побуждающие к поиску самостоятельных, нестереотипных решений (например: «как бы ты назвал эту картину, если бы был ее автором?»; «не напоминает ли тебе эта картина какое-либо музыкальное произведение?»; «каким характером обладает эта музыка?»).
Развитию воображения и ассоциативного мышления способствует включение в процесс зрительного восприятия поэтических фрагментов. В этом случае зрительный и поэтический ряд должны быть созвучны друг другу и использоваться в тесной взаимосвязи, что благоприятствует проникновению учащихся в глубину художественного образа и возникновению целостного впечатления от общения с произведением изобразительного искусства.
Успешному решению задач развивающей экскурсии помогают специальные дидактические игры, нацеленные на создание соответствующей психологической установки, организующей процесс восприятия в нужном направлении. Этот раздел экскурсионной методики требует особенно пристального внимания, так как умело организованные развивающие игры стимулируют работу воображения,
творческую импровизацию, позволяют избежать навязывания шаблонов и стереотипов восприятия.




















Основные формы культурно-образовательной деятельности для дошкольников. Музейный праздник: сущность новой формы. Специфика организации работы музея для дошкольников по формированию компетенций в творческой деятельности, по саморазвитию, самовыражению.

Формы культурно-образовательной деятельности музеев разнообразны; чаще всего выделяют базовые (традиционные) и новые формы.

К традиционным формам относятся экскурсии и лекции, сложившиеся ещё в конце XIX века. Для обращения к широкой аудитории Политехнический музей в Москве с 1870-х годов использовал публичные лекции и научные демонстрации. С 1889 года в Историческом музее столицы публичные лекции читали ведущие русские ученые того времени. Если лекции со временем утратили значение формы, имеющий широкий общественный резонанс, то экскурсии по-прежнему регулярно проводятся в музеях во всем мире. С середины 1980-х годов распространяются новые жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки. Другая базовая форма – музейная консультация, которую обычно используют для индивидуальных посетителей. В работе отечественных специалистов в отличие от зарубежных коллег эта форма встречается редко. Клубные формы музейной работы включают в себя лектории, музыкальные и литературные гостиные и салоны, вечера, кружки и студии (в художественных музеях). К традиционным формам относят также научные чтения (конференции), конкурсы (олимпиады, викторины), театрализованные представления и концерты, кинопросмотры, встречи с интересным человеком.

На рубеже 1980–1990-х годов постепенно складываются новые формы культурно-образовательной деятельности музея, что связано с удовлетворением потребности посетителей в рекреации и отдыхе.

В настоящее время новые формы продолжают развиваться, среди них музейный праздник (фольклорный или календарный, музейный фестиваль, музейная ночь), историческая игра, мастер-класс, интерактивная экскурсия.

Впервые музейная ночь состоялась в Берлине (Германия) в январе 1997 года и вошла в историю под названием «Долгая ночь музеев». Первоначально было очень популярным ночное созерцание лишь произведений искусства, то есть музейные ночи проходили в картинных галереях и художественных музеях. Постепенно оказалось, что музейные ночи интересно проводить в музее любого профиля. С тех пор волна музейных ночей прокатилась не только по всей Германии, но и Швейцарии, Австрии, Франции, Голландии, Чехии, захватив Скандинавские страны и США, и в апреле 2002 года добралась до Сибири. Музейная ночь в Красноярске стала тогда своеобразным празднованием 15-летненго юбилея Красноярского музейного центра. В 2005 году через Интернет музеи Франции выдвинули идею о проведении во всех странах мира акции «Ночь музеев» к Международному дню музеев 18 мая. На это предложение откликнулись многие российские музеи. Музейные ночи с успехом ежегодно проходят теперь в таких российских городах как Москва, Норильск, Кемерово, Смоленск, Пермь, Бишкек, Барнаул, Калининград и других. Первая акция «Ночь музеев» в Ярославле состоялась 20 мая 2006 года.

Музейная ночь, как и любой другой музейный праздник, рассчитана, в первую очередь, на привлечение в музей новых лиц. Вполне возможно, что они ранее совсем не интересовались посещением музея. Кроме того, эти формы культурно-образовательной деятельности могут показать новые возможности музея для людей, давно знакомых с музейными предложениями для посетителей.

Формы работы в мини-музее 1. мини-беседы с детьми. 2. Экскурсии для детей и родителей. 3. Самостоятельное рассматривание экспонатов. 4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов. 5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами. 6. Творческие игры, образовательные путешествия. 7. чтение художественной литературы. 8. исследовательская деятельность, экспериментировнаие. 9. музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.

 

ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ СВОЕВРЕМЕННО ЗАДАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ИЛИ НЕ БРАЛ ЭТУ ТЕМУ «Музейная педагогика» в Германии. Основные положения концепций музейно-педагогической деятельности А. Лихтварка, Г. Кершенштайнера, и других.

Предпосылкой зарождения музейно-педагогической мысли явилось осознание музея как института образования, что особенно заметно проявилось на рубеже ХIХ и ХХ веков.
В частности, на конференции "Музей как образовательное и воспитательное учреждение" (Маннгейм, 1903) директор Гамбургской картинной галереи А. Лихтварк в своем докладе произнес слова, отразившие этот новый взгляд на музей: "К университетам, появление которых относится к средним векам, и к академиям, появившимся в эпоху абсолютизма, Х1Х век присоединил новое высшее воспитательно-образовательное учреждение - музей. Все эти три рода учреждения носят каждый отпечаток той эпохи, которая их создала... Музеи, открытые для всех, задающиеся целью служить всем и не признающие никаких различий и разделений, являются выражением демократического разума" (Лихтварк А., 1914, с.3). Отметим, что впоследствии некоторые материалы конференции были опубликованы в России и имели большой общественный резонанс.
А. Лихтварку не случайно было доверена роль председателя и главного докладчика на конференции, ибо именно он первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как участнику диалога. Реализуя на практике метод "музейных диалогов", он впервые обосновал роль посредника, который помогает посетителю в общении с искусством, развивая способность видеть и наслаждаться художественными произведениями.
Как показано в работах Е.Б. Медведевой (1995; 1997), основополагающие идеи музейной педагогики связаны также с именами таких немецких педагогов и музейных деятелей, как Г. Кершенштейнер, Г. Фройденталь и А. Рейхвейн.
В частности, Г. Кершенштейнер, разработал концепцию педагогики музейной экспозиции. Его идеи воплотились в деятельности Немецкого музея шедевров естествознания и техники г. Мюнхена, экспозиция которого была построена с учетом возможностей ее восприятия не только специалистом, но и любым "обывателем", посетившим в музей. Она была специально ориентирована на осуществление наглядности обучения и провоцировала активность посетителя в процессе восприятия материала. Так немецкое музееведение обогатилось пониманием того, что для эффективного образовательного процесса важен не только посредник, но и экспозиция, построенная по педагогическому принципу.
Логичным следствием рассмотрения деятельности музея с педагогической точки зрения стало появление термина музейная педагогика, который, как установила Е.Б. Медведева, впервые употребил в своей книге "Музей - образование - школа" (1931) Г. Фрейденталь, занимавшийся проблемами взаимодействия музея и школы. Он разработал специальную методику работы со школьниками, которая включала подготовку детей к посещению музея и последующее закрепление почерпнутых там знаний и впечатлений на уроке. Центральное место в этой методике, естественно, отводилось школьному учителю, который стал рассматриваться как участник музейно-педагогического процесса.
Однако в послевоенное время, подчеркивает Е.Б. Медведева, в Западной Германии произошел окончательный отказ от трактовки музейной педагогики как использование музея в целях обучения. Этим термином стали обозначать новую научную дисциплину, рассматривающую образовательные проблемы музейной коммуникации. Сферой музейной педагогики, согласно трактовке западногерманских специалистов, является создание наиболее благоприятных условий для общения посетителей с культурным наследием.







ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ СДАВАЛ СВОЕВРЕМЕННО ЗАДАНИЯ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ ИЛИ НЕ БРАЛ ЭТУ ТЕМУ Формирование музейно-образовательной традиции в России. Теоретические взгляды и музейно-педагогическая деятельность Н.Ф. Федорова, Н.И. Романова, А.В. Бакушинского и других.

Поскольку Россия в течение длительного времени имела тесные связи с Германией и в той или иной степени испытывала на себе ее культурное влияние, образовательная деятельность отечественных музеев во многом аналогична вышеописанному немецкому опыту. Но как по времени создания, так и по количеству музеев Россия значительно отставала от Германии. При широкой известности Третьяковской галереи2, Исторического и Политехнического музеев в Москве и императорского Эрмитажа, первый государственный музей страны — Русский музей императора Александра III был открыт в Петербурге лишь в 1898 г.
Разумеется, труды А. Лихтварка и К. Фолля были хорошо известны российским специалистам того времени. Они оказали безусловное влияние на те процессы формирования теоретических и практических аспектов музейной педагогики, прежде всего в среде художественного музея, которые развивали Н. И. Романов, Ф. И. Шмит и особенно А. В. Бакушинский.
Наряду с этим следует отметить влияние на отечественных ис-следователей и воззрений известного философа, представителя рус-ского космизма Н. Ф. Федорова, который считал музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей — его смысл и назначение» Н. Федоров называл музеи «высшим учреждением единства». Ученый видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Н. Федорова, музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех представителей общества, независимо от уровня образования и социального положения. Выдающийся русский философ выделял три его основные функции: исследование, учительство и деятельность. Он считал, что только их совокупная реализация будет способствовать формированию духовности и творческих начал.
Начало теоретического осмысления опыта педагогической работы в российских музеях ознаменовалось изданием «Экскурсионного вестника», специальный выпуск которого за 1916 г. был полностью посвящен работе музеев со школьниками. Особое место среди пуб-ликаций заняла статья хранителя Румянцевского музея в Москве Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству». В ней автор высказывает мысль о том, что процессу обучения искусству должно предшествовать глубокое понимание его влияния на душу человека. Произведение искусства следует изучать как самоценный эстетический объект, а не как приложение к истории культуры или к общей истории. Средством общения с подлинником Н. Романов считал эстетическую экскурсию, задача которой — «ввести зрителя в ряд эстетических переживаний и дать серьезный углубленный анализ известного произведения».





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: