В отличие от рассмотренных приемов записи отдельных слов и словосочетание приемы конспектирования фраз более сложные, поскольку требуют полного осмысления и переработки текста. Обычно студенты записывают слова в той последовательности, в которой их произносит преподаватель. Но если размещать элементы записи не последовательно, а использовать всю длину и ширину тетрадной страницы, то можно значительно сократить число слов, которые следует записать. Способ, позволяющий полностью использовать пространство листа бумаги, называется пространственной записью.
Основными приемами пространственной записи являются: выделение абзацев, написание формул, формулировок в отдельной строке, отступы различной величины от начала строки, записывание информации на различных сторонах листа и т.д. Так, например, конспектируя лекцию по государственному регулированию экономики, его преимущества можно записать с левой стороны страницы, а недостатки – с правой.
Пространственная запись – способ, который наиболее концентрированно выражает суть конспектирования. Он ускоряет запись, улучшает ее восприятие и запоминание. При активном использовании такой записи конспект приобретает форму структурно-логической схемы, а каждая страница отличается от другой и легче запоминается.
|
|
Другой способ, часто применяемый для конспектирования фраз, называется использование контекста. Контекст – это законченный в смысловом отношении отрывок речи, точно определяющий смысл входящей в него фразы. Суть данного способа конспектирования заключается в том, что записывать в конспект нужно не все слова, а только те, которые несут основную смысловую нагрузку. Необязательно записывать вводные слова (безусловно, очевидно, по моему мнению и др.), эпитеты, сравнения и т.д. Можно сократить и слова, относящиеся к группе подлежащих. Например, если темой лекции является политическая система российского общества, то не нужно всякий раз писать фразу «политическая система российского общества». Достаточно ограничиться словами: «Служит для...», «Включает в себя:...», «Характеризуется...», «Достоинства:...», «Недостатки:...». Раз речь в лекции идет о политической системе, то эти кратко записанные фразы имеют отношение именно к этой системе.
Наиболее сложным и достаточно трудным способом скоростного конспектирования считается преобразование фразы. Он используется тогда, когда важна запись смысла, а не самого текста. Применение такого способа требует безусловного и полного понимания конспектируемого материала, его творческой переработки и довольно высокой скорости мышления. Суть его заключается в том, чтобы найти и записать фразу, эквивалентную высказанной преподавателем, но более короткую. Сделать это можно несколькими путями:
|
|
Во-первых, подбирать более короткие синонимы для составляющих фразу слов.
Например, вместо достаточно длинных слов можно подобрать более короткие синонимы:
Конфисковать – изъять Уменьшение – убыль
Изумительный – дивный Мгновение – миг
Наименьшее количество – минимум Совершенствовать – улучшать
Бесцеремонность – наглость Наводнение – потоп
Взволнованность – тревога Приземлиться – сесть
Воздействие – влияние Изогнутая – кривая
Во-вторых, сформулировать высказанную преподавателем мысль другими слонами. Особенно этот прием эффективен при конспектировании лекций по гуманитарным дисциплинам, где нередко используется достаточно много слов, необходимых для эмоциональной, оценочной окраски фразы. Так предложение, высказанное преподавателем на занятиях по педагогике: «В индивидуальной работе с персоналом постоянные упреки за допущенные ошибки, недостатки, взыскания и различного рода запрещения со стороны руководителя подрывают веру подчиненного в свои силы, порождают пассивность, безынициативность, не дают развернуться имеющимся у него положительным качествам» содержит 260 букв и знаков препинания. Используемые в нем слова способствуют созданию у обучаемых соответствующего настроя и лучшего восприятия фразы, но во многом дублируют друг друга. Оставив только самую суть высказанной педагогом мысли, эту фразу можно записать в 4,4 раза короче: «Постоянные придирки к подчиненным вредят их работоспособности».
Во время лекции может возникнуть ситуация, когда потребуется полная точность текста, например, при записи определений, положений соответствующего закона, названий правовых актов и др., где существенным может оказаться каждое слово. В этих случаях из менять фразу нельзя и пользоваться приемами сокращения следует с большой осторожностью.
Освоение достаточно сложного приема скоростного конспектирования, каким является преобразование фразы, на начальном этапе может вызвать определенные трудности. Для их преодоления нужны тренировки. Но сначала лучше тренироваться не в ходе лекции, а с печатными источниками, когда нет ограничения по времени.
Использование цветных ручек, карандашей, фломастеров при конспектировании
Давно замечено, что книга с цветными иллюстрациями читается с большим интересом и быстрее. То же самое относится и к конспекту лекции. Расцвеченный различными цветами конспект легче и быстрее читается, лучше запоминается. Основными способами использования цвета при конспектировании являются:
Рубрикация – выделение различным цветом начала заголовков, формул, цитат, пунктов, подпунктов, перечислений в тексте конспекта. Рубрикация ускоряет поиск нужной информации и облегчает ее запоминание. Для этого необходимо выработать определенную систему: размер букв, форма, цвет знаков должны быть постоянными для выделения одних и тех же рубрик. Например, заголовки выделяются красным цветом, формулы – зеленым, пункты – черным, подпункты – желтым и т.п.
Концентрация внимания – выделение, подчеркивание, закрашивание цветом фраз, формул, определений, заголовков. Текст в данном случае оказывается написанным как бы на соответствующем цветном фоне. Лучше всего для этой цели использовать бледно-зеленый, розовый, светло-коричневый, желтый цвет. При этом, заголовки закрашиваются одним цветом, формулы – другим, цитаты – третьим, главные мысли – четвертым. Закрашивание текста не дает экономии времени, но значительно облегчает чтение конспекта и выделение важных деталей.
|
|
Работа цветом по важности – выделение различным цветом частей конспекта, имеющих разную значимость. Удобно и эффективно пользоваться этим способом при конспектировании лекций по математическим и экономическим дисциплинам. Названия законов можно записывать красным цветом, определения – зеленым, формулы – черным, а прочий текст – синим или фиолетовым. Тогда при подготовке к экзаменам и зачетам, если необходимо запомнить все законы и определения, следует прочитать написанное красным и зеленым цветом, а если надо вспомнить формулы, то обратить внимание на черный цвет и т.д. Такой конспект не распыляет внимания и позволяет увидеть самое главное и существенное в учебном материале, обнаружить связь и различие между определениями и понятиями.
Таким образом, возможности скоростного конспектирования лекций заключаются в том, что рассмотренные способы и приемы позволяют:
во-первых, уменьшить время на запись слов, словосочетаний и фраз, а за счет этого законспектировать больший объем учебной информации;
во-вторых, осмыслить новую учебную информацию уже в ходе лекции, логически стройно ее записать и выиграть время на чтении и запоминании лекционного материала;
в-третьих, ярко, наглядно, оформить конспект и тем самым сократить время на подготовку к зачетам и экзаменам.
Обобщая все сказанное, можно сформулировать краткие методические рекомендации по освоению техники скоростного конспектирования лекции:
1 Творчески и внимательно продумайте собственную индивидуальную систему сокращения слов, их обозначений, записи фраз, выделения текста. Аккуратно запишите ее на отдельном плотном листе бумаги или в записной книжке и используйте в качестве шпаргалки во время тренировок.
2 Хорошо запомните выработанную систему и постепенно вводите ее в практику конспектирования. Сначала при изучении печатных источников, а затем, по мере освоения, и в ходе лекций. Если какие-то сокращения, обозначения, символы запоминаются с трудом или могут толковаться неоднозначно - усовершенствуйте их.
|
|
3 Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в ходе лекции. Не всегда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выписать и из учебника. Психологи предупреждают: 70% услышанной человеком информации забывается в первые 10 часов. Поэтому помните: конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция.
Взаимоотношения с преподавателем влияют на ваши занятия. Как правило, всем преподавателям нравятся студенты, искренне интересующиеся предметом и задающие конкретные вопросы. Наилучший способ быть на хорошем счету у преподавателя – это просто быть увлечённым студентом.
Вот несколько рекомендаций, как продемонстрировать свою заинтересованность и любознательность:
не критикуйте действия преподавателя, не порицайте и не жалуйтесь на них;
дайте знать преподавателю, что вам понравилось в его курсе, улыбайтесь;
запомните имя преподавателя и пользуйтесь им;
слушайте, что преподаватель рассказывает о себе;
беседуйте на темы, которые интересуют преподавателя;
избегайте споров;
лучше задать вопрос, чем сделать замечание;
честно старайтесь понять точку зрения преподавателя;
дайте знать преподавателю, что вы действительно хотите преуспеть в преподаваемом им предмете;
выполняйте все задания в течение семестра.
И в заключение, запомните отличия:
В школе | В вузе |
Школьники | Студенты |
Урок | Занятие (Пара) |
Учитель | Старший преподаватель, доцент, профессор |
Классная комната | Аудитория |
Класс | Студенческая группа |