Конспектирование фраз

В отличие от рассмотренных приемов записи отдельных слов и словосочетание приемы конспектирования фраз более сложные, поскольку требуют полного осмысления и переработки текста. Обычно студенты записывают слова в той последовательности, в которой их произносит преподаватель. Но если размещать элементы записи не последовательно, а использовать всю длину и ширину тетрадной страницы, то можно значительно сократить число слов, которые следует записать. Способ, позволяющий полностью использовать пространство листа бумаги, называется пространственной записью.

Основными приемами пространственной записи являются: выделение абзацев, написание формул, формулировок в отдельной строке, отступы различной величины от начала строки, записывание информации на различных сторонах листа и т.д. Так, например, конспектируя лекцию по государственному регулированию экономики, его преимущества можно записать с левой стороны страницы, а недостатки – с правой.

Пространственная запись – способ, который наиболее концентрированно выражает суть конспектирования. Он ускоряет запись, улучшает ее восприятие и запоминание. При активном использовании такой записи конспект приобретает форму структурно-логической схемы, а каждая страница отличается от другой и легче запоминается.

Другой способ, часто применяемый для конспектирования фраз, называется использование контекста. Контекст – это законченный в смысловом отношении отрывок речи, точно определяющий смысл входящей в него фразы. Суть данного способа конспектирования заключается в том, что записывать в конспект нужно не все слова, а только те, которые несут основную смысловую нагрузку. Необязательно записывать вводные слова (безусловно, очевидно, по моему мнению и др.), эпитеты, сравнения и т.д. Можно сократить и слова, относящиеся к группе подлежащих. Например, если темой лекции является политическая система российского общества, то не нужно всякий раз писать фразу «политическая система российского общества». Достаточно ограничиться словами: «Служит для...», «Включает в себя:...», «Характеризуется...», «Достоинства:...», «Недостатки:...». Раз речь в лекции идет о политической системе, то эти кратко записанные фразы имеют отношение именно к этой системе.

Наиболее сложным и достаточно трудным способом скоростного конспектирования считается преобразование фразы. Он используется тогда, когда важна запись смысла, а не самого текста. Применение такого способа требует безусловного и полного понимания конспектируемого материала, его творческой переработки и довольно высокой скорости мышления. Суть его заключается в том, чтобы найти и записать фразу, эквивалентную высказанной преподавателем, но более короткую. Сделать это можно несколькими путями:

Во-первых, подбирать более короткие синонимы для составляющих фразу слов.

Например, вместо достаточно длинных слов можно подобрать более короткие синонимы:

Конфисковать – изъять                                        Уменьшение – убыль

Изумительный – дивный                                      Мгновение – миг

Наименьшее количество – минимум                       Совершенствовать – улучшать

Бесцеремонность – наглость                                 Наводнение – потоп

Взволнованность – тревога                                 Приземлиться – сесть

Воздействие – влияние                                          Изогнутая – кривая

Во-вторых, сформулировать высказанную преподавателем мысль другими сло­нами. Особенно этот прием эффективен при конспектировании лекций по гуманитарным дисциплинам, где нередко используется достаточно много слов, необходимых для эмоциональной, оценочной окраски фразы. Так предложение, высказанное преподавателем на занятиях по педагогике: «В индивидуальной работе с персоналом постоянные упреки за допущенные ошибки, недостатки, взыскания и различного рода запрещения со стороны руководителя подрывают веру подчиненного в свои силы, порождают пассивность, безынициативность, не дают развернуться имеющимся у него положительным качествам» содержит 260 букв и знаков препинания. Используемые в нем слова способствуют созданию у обучаемых соответствующего настроя и лучшего восприятия фразы, но во многом дублируют друг друга. Оставив только самую суть высказанной педагогом мысли, эту фразу можно записать в 4,4 раза короче: «Постоянные придирки к подчиненным вредят их работоспособности».

Во время лекции может возникнуть ситуация, когда потребуется полная точность текста, например, при записи определений, положений соответствующего закона, названий правовых актов и др., где существенным может оказаться каждое слово. В этих случаях из менять фразу нельзя и пользоваться приемами сокращения следует с большой осторожностью.

Освоение достаточно сложного приема скоростного конспектирования, каким является преобразование фразы, на начальном этапе может вызвать определенные трудности. Для их преодоления нужны тренировки. Но сначала лучше тренироваться не в ходе лекции, а с печатными источниками, когда нет ограничения по времени.

Использование цветных ручек, карандашей, фломастеров при конспектирова­нии

Давно замечено, что книга с цветными иллюстрациями читается с большим интересом и быстрее. То же самое относится и к конспекту лекции. Расцвеченный различными цветами конспект легче и быстрее читается, лучше запоминается. Основными способами использования цвета при конспектировании являются:

Рубрикация – выделение различным цветом начала заголовков, формул, цитат, пунктов, подпунктов, перечислений в тексте конспекта. Рубрикация ускоряет поиск нужной информации и облегчает ее запоминание. Для этого необходимо выработать определенную систему: размер букв, форма, цвет знаков должны быть постоянными для выделения одних и тех же рубрик. Например, заголовки выделяются красным цветом, формулы – зеленым, пункты – черным, подпункты – желтым и т.п.

Концентрация внимания – выделение, подчеркивание, закрашивание цветом фраз, формул, определений, заголовков. Текст в данном случае оказывается написанным как бы на соответствующем цветном фоне. Лучше всего для этой цели использовать бледно-зеленый, розовый, светло-коричневый, желтый цвет. При этом, заголовки закрашиваются одним цветом, формулы – другим, цитаты – третьим, главные мысли – четвертым. Закрашивание текста не дает экономии времени, но значительно облегчает чтение конспекта и выделение важных деталей.

Работа цветом по важности – выделение различным цветом частей конспекта, имеющих разную значимость. Удобно и эффективно пользоваться этим способом при конспектировании лекций по математическим и экономическим дисциплинам. Названия законов можно записывать красным цветом, определения – зеленым, формулы – черным, а прочий текст – синим или фиолетовым. Тогда при подготовке к экзаменам и зачетам, если необходимо запомнить все законы и определения, следует прочитать написанное красным и зеленым цветом, а если надо вспомнить формулы, то обратить внимание на черный цвет и т.д. Такой конспект не распыляет внимания и позволяет увидеть самое главное и существенное в учебном материале, обнаружить связь и различие между определениями и понятиями.

Таким образом, возможности скоростного конспектирования лекций заключаются в том, что рассмотренные способы и приемы позволяют:

во-первых, уменьшить время на запись слов, словосочетаний и фраз, а за счет этого законспектировать больший объем учебной информации;

во-вторых, осмыслить новую учебную информацию уже в ходе лекции, логически стройно ее записать и выиграть время на чтении и запоминании лекционного материала;

в-третьих, ярко, наглядно, оформить конспект и тем самым сократить время на подготовку к зачетам и экзаменам.

Обобщая все сказанное, можно сформулировать краткие методические рекомендации по освоению техники скоростного конспектирования лекции:

1 Творчески и внимательно продумайте собственную индивидуальную систему сокращения слов, их обозначений, записи фраз, выделения текста. Аккуратно запишите ее на отдельном плотном листе бумаги или в записной книжке и используйте в качестве шпаргалки во время тренировок.

2 Хорошо запомните выработанную систему и постепенно вводите ее в практику конспектирования. Сначала при изучении печатных источников, а затем, по мере освоения, и в ходе лекций. Если какие-то сокращения, обозначения, символы запоминаются с трудом или могут толковаться неоднозначно - усовершенствуйте их.

3 Обязательно дорабатывайте конспект, написанный в ходе лекции. Не всегда удается хорошо записать то, что сказал преподаватель, что-то нужно выписать и из учебника. Психологи предупреждают: 70% услышанной человеком информации забывается в первые 10 часов. Поэтому помните: конспект должен быть доработан в тот день, в который прочитана лекция.

Взаимоотношения с преподавателем влияют на ваши занятия. Как правило, всем преподавателям нравятся студенты, искренне интересующиеся предметом и задающие конкретные вопросы. Наилучший способ быть на хорошем счету у преподавателя – это просто быть увлечённым студентом.

Вот несколько рекомендаций, как продемонстрировать свою заинтересованность и любознательность:

не критикуйте действия преподавателя, не порицайте и не жалуйтесь на них;

дайте знать преподавателю, что вам понравилось в его курсе, улыбайтесь;

запомните имя преподавателя и пользуйтесь им;

слушайте, что преподаватель рассказывает о себе;

беседуйте на темы, которые интересуют преподавателя;

избегайте споров;

лучше задать вопрос, чем сделать замечание;

честно старайтесь понять точку зрения преподавателя;

дайте знать преподавателю, что вы действительно хотите преуспеть в преподаваемом им предмете;

выполняйте все задания в течение семестра.


И в заключение, запомните отличия:

В школе В вузе
Школьники Студенты
Урок Занятие (Пара)
Учитель Старший преподаватель, доцент, профессор
Классная комната Аудитория
Класс Студенческая группа

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: