Лётная эксплуатация CPDLC

 

Для изучения основных пользовательских функций в работе используется компьютерный тренажёр CPDLC ВС Airbus A320, состоящий из трёх взаимосвязанных панелей (рис. 10).

Панель MCDU (рис. 10, слева) предназначена для ручного управления работой ATSU (ACARS MU), получающей данные для передачи через VHF3 или SATCOM от FMGC и других связанных систем.

Панель DCDU (рис. 10, справа, в верхней части) предназначена для воспроизведения на экран сообщений экипажа ВС и органа ОВД, а также для своевременного ответа через расположенные рядом кнопки.

Панель RMP (рис. 10, справа, в нижней части) предназначена для отображения рабочих частот и статусов работы радиостанций VHF1,2,3 и HF1,2 Кнопки на панели нерабочие т.к. в нашей работе цель данной панели является всего лишь отображение информации. В работе панель RMP служит только для отображения информации.

Для удобства изложения на рис. 11, а показано общепринятое обозначение кнопок 1L – 6L находящихся слева от экрана панели MCDU и 1R – 6R – справа.

Поскольку тренажёр создан для решения определённых рамками лабораторной работы задач, некоторые кнопки панелей не симулированы. Порядок работы основан требованиях, изложенных в главе РПП ПАО «Аэрофлот» - «Процедуры CPDLC в европейском регионе» [8].

Включение системы (ATSU Initialization) и радиостанции VHF3.

1. Нажатием кнопки «ATC COMM», на клавиатуре MCDU, заходим в общее меню (рис. 11, а), затем входим в раздел «COMM MENU» (рис. 11, б) нажимая кнопки 6R – самую нижнюю справа.

2. Нажатием кнопки 1R заходим в раздел «COMM CONFIG» (рис. 11, в).

3. В разделе «COMM CONFIG» вводим коды опознавания (рис. 11, г):

- код самолёта «A/C ICAO CODE», состоящий из любых 7 цифр;

- регистрационный код самолета «A/C REGISTR», например, VP-BQN, VP-BEO;

- опознавательный код ACARS «ACARS A/L ID», состоящий из 2-х букв, например, AG, SE;

-  код ICAO авиакомпании «STANDART A/L ID», например, «Аэрофлот» – AFL, «Сибирь» - SBI.

Затем активируем введённые данные нажатием кнопки 1R. После активации конфигурации надпись «CONFIG ACTIVATE*» меняет цвет на зелёный.

Примечание. Набор знаков, отображаемых в левом нижнем углу экрана осуществляется с клавиатуры MCDU, стирание знаков – клавишей «CLR», возврат на предыдущую страницу – кнопкой 6L «RETURN». Для ввода набранного сообщения следует нажать одну из кнопок рядом со строкой на экране.

4. Нажатием кнопки 4R заходим в раздел «VHF3 SCAN SEL» (рис. 11, д). Здесь выбираем региональную сеть работы системы. По примеру, изложенному в РПП, нажатием кнопки 1L выбираем Европейский регион SITA. После выбора окончательно активируем наши введенные установки, нажимая на кнопку 5R «SCAN SEL ACTIVATE*» (цвет надписи «SITA EUR/AF/ASI» меняется на зелёный, рис. 11, д). В результате на включенной панели RMP радиостанция VHF3 готова к работе в режиме передачи данных, о чём свидетельствует подсветка клавиши «VHF3» и надпись «ACARS» а окне «ACTIVE» (рис. 11, е).

 

а б
в г
д е

Рис. 11.Информация, представляемая на экране MCDU и RMP

при включении системы ATSU

 

Начало сеанса – извещение службы ОВД (AFN LOGON).

"AFN LOGON" (ATS Facilities Notification) – является предварительной процедурой для любого подключения к CPDLC. Запуск AFN LOGON производится пилотом вручную при начальном этапе работы.

Например, случае вылета из аэропорта, расположенного в зоне Maastricht-UAC или вблизи её границ (Париж, Амстердам, Брюссель и т. д.), для работы с диспетчером вводится LOGON Address (кодек ICAO) «EDYY»

1. Необходимо вернуться в ATSU-меню. нажав кнопку «ATC COMM», расположенную на клавиатуре MCDU.

2. Нажатием соответствующих экранных кнопок входим в раздел «ATC MENU», затем «CONNECTION».

3. Нажатием кнопки «NOTIFICATION» раскрываем соответствующую страницу и в строку «ATC CENTER» вводим четырёхбуквенный LOGON Address «EDYY» (адрес FIR Maastricht) и нажимаем кнопку «NOTIFY*» (оповестить). После оповещения включается панель DCDU.

Примечание. На панели DCDU симулированы только две нижние кнопки слева и справа экрана.

В случае успешного соединения, на странице «NOTIFICATION» появляется зелёная надпись «EDYY NOTIFIED ****Z» (**** - время установления контакта бортового оборудования с наземным), на DCDU надпись «ACTIVE ATC: EDYY CTL». При этом на странице» «CONNECTION STANUS» в строке «ACTIVE ATC» (вызывается нажатием кнопки «CONNECTION STANUS» на странице «CONNECTION») отображается LOGON address центра ОВД, с которым установлена связь (EDYY – FIR Maastricht).

При отсутствии возможности оповещения органов ОВД о намерении экипажа работать по линии CPDLC на экране MCDU горит оранжевая надпись «NOTIFICATION UNAVAILABLE.», на DCDU - «NO ACTIVE ATC».

Вид панелей тренажёра после активации связи с диспетчером показан на рис. 10.

Получение сообщений от диспетчера и ответы экипажа.

В тренажёре через 5 с после подключения к CPDLC на DCDU автоматически выводится команда диспетчера об установке SQUAWK. Голубая надпись «OPEN» говорит о статусе полученного сообщения, как «открытого», т. е. требующего реакции экипажа. (рис. 12, а). Для выполнения следует нажать кнопку «WILCO*» (выполняю). Повторное нажатие этой кнопки, обозначенной «SEND*» (отправка), ведёт к отправке ответного сообщения (рис. 12, б).

После отправки диспетчеру ответа все надписи в верхней части экрана становятся зелёными, а в центральном поле нижней части экрана DCDU в процессе отправки ответа появляется надпись «SENDING» (рис. 12, в). После получения диспетчером ответа экипажа надпись меняется на «RECEIVD BY ATC» (рис. 12, г).

Следующее сообщение диспетчера формируется и выводится на экран DCDU автоматически. Ответ выполняется аналогично.

При получении команды, требующей голосового подтверждения, на DCDU под командой индицируется надпись «VOICE READ BACK REQUIRED» (рис. 12, г).

 

а в
в г

Рис. 12. Информация, представляемая на экране DCDU при обмене сообщениями

 

После выполнения полученной команды следует очистить экран DCDU кнопкой «CLOSE». При этом на экране появляется сообщение «ACTIVE ATC EDYY MAASTRICHT CTR».

Примечание. Экипажу на DCDU предлагаются три варианта ответа диспетчеру: «*UNABLE», «STBY*» и «WILCO*» (рис. 12, а). Здесь активирован только ответ «WILCO*».

Запрос экипажа о следовании на новую точку, на изменение высоты и скорости.

Экипаж имеет возможность сделать три вида запросов: изменение маршрута («DIR TO»), изменение эшелона полёта («FL/ALT»), изменение скорости («SPD/MACH»).

Для выполнения запроса необходимо зайти из раздела «ATC MENU» на страницу «REQUEST».

Запрашиваемую высоту полета вводим в строку «FL/ALT», например, FL360 (рис. 13, а) или 36000. Для перевода запроса на панель DCDU и её последующей отправки нажимаем кнопку 6R «XFR TO DCDU*». После выполнения данного действия вид экран DCDU показан на рис. 13, б.

Запрос отсылается нажатием кнопки «SEND*» на DCDU. После отправки запроса (рис. 13, в), ответ диспетчера придет автоматически (рис. 13, г).

 

а б
в г

Рис. 13. Информация, представляемая при запросе изменения эшелона полёта

Аналогично запрашивается скорость (например, 475) вводом в строку «SPD/MACH». Для запроса спрямления на точку (например, MASEK, WOODY), в строку «DIR TO» вводим название новой точки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: