Последствия бродяжничества. Работа социального педагога, психолога с родителями по предупреждению бродяжничества детей

Среди последствий бродяжничества следующие:

1. Вне надзора взрослых у ребенка возникают и впоследствии закрепляются привычки красть, попрошайничать, лгать; рождается склонность к непослушанию, агрессивность.

2. Менее заметно внешне, но более опасно для дальнейшего формирования характера изменение отношения к воспитанию. Бродяжничающие дети делают для себя открытие: можно жить и без родителей. Возникает соблазн уклониться от психологических перегрузок самоутверждения, связанных с прилежанием, послушанием.

 3. Бродяжничающие дети могут стать жертвами асоциальных групп, совершить преступление, приобрести ранний сексуальный опыт и болезни, передающиеся половым путем, не исключено приобщение к сексуальным отношениям в их цинично обнаженной и извращенной форме. Рано приобретенный опыт отклоняющегося поведения может привести к деградации личности.

Так как главной причиной детской безнадзорности является семейное неблагополучие, социальным педагогам и психологам необходимо проводить эффективную работу по предупреждению и преодолению бродяжничества и беспризорности подростков в коррекции общения и взаимоотношений в семьях. В практике работы социального педагога различные социально-педагогические технологии воздействия на родителей, на характер внутрисемейных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непосредственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при «тесном» взаимопонимании родителей и учителей. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семейных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, участвуют в различных общественно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Косвенное воздействие оказывается на характер взаимоотношений в педагогически несостоятельных или пассивных семьях, на содержание общения подростков «группы риска».

Действенными мерами профилактики безнадзорности несовершеннолетних являются развитие организационных форм поведения летнего отдыха, трудоустройство на условиях временной занятости подростков. Основное звено системы профилактики безнадзорности — развитие сети учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Основные положения психологии семейных кризисов: понятие о кризисе, семейный кризис, нормативный и ненормативный семейный кризисы.

Кризис — нарушение состоя­ния равновесия системы, резкий, крутой перелом в чем-нибудь, тяжелое пере­ходное состояние, острое затруднение в чем-либо.

Семейный кризис — состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привыч­ных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения.

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи: 1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содер­жащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность пе­рехода семьи на новый уровень функционирования.

Ненормативный семейный кризис — это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные. Р. Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семей­ных кризисов:

1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).

2. Неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становит­ся жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).

Понятие «нормативный кризис» связано с термином «жизненный цикл се­мьи», который впервые был использован в 1948 году Э. Дювалль и Р. Хилом. Они рассматривали семью как динамическую систему.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: