Родительство - социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.
В период становления родительство является неустойчивой структурой, что проявляется в отсутствии согласованности некоторых компонентов между родителями, периодическом возникновении конфликтных ситуаций.
Становление характеризуется согласованием представлений мужчины и женщины относительно роли родителей, функций, распределения ответственности, обязанностей, то есть в целом о родительстве. До момента появления ребенка на свет согласование представлений происходит на «теоретическом» уровне, во время бесед друг с другом, построения будущего, мечтая и планируя. С появлением ребенка согласование представлений получает «второе рождение», когда теория начинает реализовываться на практике.
|
|
Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о родительстве, комплементарности динамических проявлений родительства.
В развитой форме родительство включает: ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания.
Семейные ценности как компонент родительства.
Ценности семьи являются мощным интегрирующим фактором для семейной системы — как на уровне взаимодействия супругов друг с другом, так и на уровне взаимодействия родителей с детьми. Кроме того, ценностные ориентации определяют динамику семьи в целом и родительства в частности.
Когнитивная составляющая ценностных ориентации супругов характеризуется тем, что информация в ней находится на уровне убеждений. Это прежде всего убеждения в приоритетности каких-либо целей, типов и форм поведения, а также убеждения в приоритетности каких-либо объектов в некоторой иерархии.
Эмоциональная составляющая характеризуется однонаправленностью эмоций по отношению к той или иной ценностной ориентации. Именно эмоциональный аспект, определяющий переживания и чувства человека, показывает значимость той или иной ценности, является своеобразным маркером определения приоритетов.
Поведенческая составляющая: главное в ней - направленность: на реализацию ценностной ориентации, достижение значимой цели, защиту той или иной субъективной ценности и т. д.
|
|
Основная особенность семейных ценностей, их существенное отличие от других компонентов родительства заключается в том, что все три составляющие представляют собой сплав эмоций, чувств, убеждений и поведенческих проявлений, то есть связь составляющих друг с другом очень прочна и воздействие на одну из них сразу отражается на остальных.
Родительские установки и ожидания являются еще одной составляющей феномена родительства. Родительские установки - это определенный взгляд на свою роль родителя, включающий в том числе и репродуктивный компонент установки, основанный на когнитивном, эмоциональном и поведенческом компонентах. Родительские ожидания тесно связаны с родительскими установками; они предполагают право ожидать от других признания их ролевой позиции родителей, соответствующего поведения окружающих, согласованного с их ролью, а также вести себя соответственно ожиданиям окружающих.
Родительские установки и ожидания включают три уровня презентации:
- «мы — родители» (репродуктивные установки супругов в аспекте их отношений);
- «мы - родители нашего ребенка» (установки в детско-родительских отношениях);
- «это — наш ребенок» (установки и ожидания в отношении ребенка/детей).
Структура родительского отношения, типы родительских отношений.
Существуют по крайней мере четыре типа родительских отношений, отличающихся доминированием одной или нескольких образующих (А. Я. Варга):
o принимающе-авторитарное отношение, которое характеризуется тем, что родители принимают ребенка и одобряют его, но требуют социальных успехов;
o отвергающее с явлениями инфантилизации, характеризующееся тем, что родители эмоционально отвергают ребенка, низко ценят его индивидуально-личностные качества, приписывают ему социально неодобряемые черты и дурные наклонности, а также видят его более младшим по возрасту;
o симбиотическое отношение характеризуется наличием симбиотических тенденций в общении с ребенком, гиперопекой;
o симбиотически-авторитарное отличается от предыдущего типа наличием гиперконтроля.
Родительские чувства, их специфика.
Родительские чувства эмоционально окрашивают родительское отношение. Они представляют собой особую группу чувств, выделяющуюся среди других эмоциональных связей. Их специфика заключается в том, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А потребность в родительской любви является жизненно необходимой для маленького ребенка. Любовь каждого родителя — источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания физического и психического здоровья (А С. Спиваковская).
Родительские чувства, в частности, родительская любовь, не является врожденным свойством человека. Родительская любовь как высшее проявление родительских чувств формируется в течение жизни человека.