Методические рекомендации к изучению модуля

 

Модуль охватывает обширный исторический период, насыщенный многогранными событиями, затрагивающими все стороны жизни российского общества. Поскольку главной чертой очередного этапа в развитии России является ориентация на западную модель развития и европейские ценности, студенту необходимо усвоить основные тенденции государственного и общественного развития европейских стран, сравнив их с российскими.

Модернизационные процессы начались в наиболее развитых странах Европы уже в ХVI-ХVII вв. Под ними подразумеваются как ломка традиционализма, так и формирование основных черт современной промышленной цивилизации. Только знание и понимание узловых исторических явлений и процессов, произошедших в странах «первого эшелона» модернизации (Англия, Голландия, Франция и др.), сущности и содержания революций в них, влияния эпохи просветителей на становление европейской цивилизации позволит оценить степень необходимости коренных перемен в жизни России на рубеже ХVII-ХVIII вв. Глобальные преобразования в мировом развитии, особенно в индустриальном смысле, настоятельно требовали реагирования России и ее соответствующего исторического выбора.

На фоне объективных предпосылок модернизации России к началу ХVIII в. возникла и личность реформатора – Петра I, чья деятельность по настоящее время рассматривается сквозь призму противоречивых исторических оценок. Комплексность характера преобразований, их стремительность, жесткость методов и поразительные результаты неодинаково оцениваются многими историками.

Исходя из этих оценок, студенту необходимо понять, прежде всего, те мотивы, которыми руководствовался монарх-реформатор. В этом смысле представляет интерес суждение В.О. Ключевского: «Война указала порядок реформы, сообщила ей темп и самые приемы. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной». У Петра I не было продуманного плана реформ, а было стремление превратить Россию в процветающую и грозную державу. Задача студента увидеть те реальные шаги, деяния, приемы, посредством которых царь добивался своей цели.

В первую очередь предстояло создать новую систему управления, то есть осуществить переход к светскому абсолютистскому государству с жестким централизованным аппаратом власти в центре и на местах. Студенту необходимо разобраться, каким образом была решена эта задача, а заодно уяснить сущность и основные черты российского абсолютизма. Соответственно важное значение в оценке петровских преобразований имеют другие реформы: военная, церковная, налоговая, в области промышленности, культуры и др. В конечном итоге все они способствовали не только укреплению международного авторитета государства, формированию имперского сознания, но и европеизации определенной части общества, приведшей к социокультурному расколу общества.

Послепетровская эпоха характеризовалась острой борьбой дворянских группировок за власть, расширением и укреплением привилегий дворянства, ослаблением страны, снижением боеспособности армии и флота. Вместе с тем сближение с Европой способствовало зарождению либеральных тенденций в русском обществе, что нашло яркое воплощение в жизнь в эпоху царствования Екатерины II. Увлеченность идеями французских просветителей склоняла императрицу к идее социальных преобразований, но страх потерять поддержку дворянства подталкивал к политике, ориентированной на поддержку интересов элитного сословия. Ярким подтверждением этой политики явились жестокое подавление пугачевского восстания и Жалованная грамота дворянству.

Порожденные ХVIII в. либерализм и имперское сознание пришли в противоречие в первой половине ХIХ в. В это время Российская империя для сохранения статуса великой державы оказалась перед необходимостью решения глобальных проблем: отмены крепостного права и учреждения конституционной монархии. Изучение эпох Александра I и Николая I позволит увидеть сложный противоречивый процесс борьбы либеральных замыслов прогрессивно мыслящей части русского дворянства и консервативно настроенной правящей бюрократии.

Половинчатые реформаторские шаги власти в первой половине ХIХ в. привели к кризису (военному, политическому и экономическому) в середине ХIХ в. Очередному российскому императору Александру II выпала доля развязывать узел российских противоречий, что нашло отражение в буржуазных реформах второй половины ХIХ в. Студенту необходимо дать оценку этим реформам с учетом их последствий. Несостоявшаяся реформа политического устройства в России обусловила модернизационный кризис в конце ХIХ в. Его разрешение состоялось в начале ХХ в. путем революций. Объективная оценка революционных событий в России возможна на основе тщательного анализа их причин и предпосылок, изучения основных программных положений крупных российских партий, их стратегии и тактики, особенно в период февраля-октября 1917 г. Все это позволит выявить возможные альтернативы развития России в будущем и понять причины победы большевиков в ходе октябрьского переворота.

Социально-политические последствия российских революций наглядно отразились в ходе гражданской войны. При рассмотрении этого исторического эпизода необходимо выяснить суть, этапы, цели и средства войны, а также эволюцию идеологии основных политических сил и последствия гражданского противостояния в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: