по ДИСЦИПЛИНЕ «психологическое консультирование»
1. Цели и задачи психологического консультирования.
2. Определение понятия «психологическое консультирование» и его место в системе психологической помощи.
3. Модели консультирования. Виды психологического консультирования.
4. История консультативной психологии. Становление и развитие психологического консультирования.
5. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования.
6. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования.
7. Проблема методов исследования в консультативной психологии.
8. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта.
9. Мировоззрение и теория психолога-консультанта. Развитие профессионального мировоззрения консультанта.
10. Профессиональные умения психолога консультанта. Принципы работы психолога-консультанта.
11. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Способы поддержания психологического здоровья консультанта.
12. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта. Этика и ответственность психолога-консультанта.
13. Психоаналитическая модель в консультировании: сущность, цели, задачи.
14. Основные процедуры психоаналитической модели. Виды интерпретации.
15. Современные подходы к консультированию в психодинамическом направлении. Система критериев здоровой личности в рамках эго-психологии.
16. Адлерианская модель консультирования: сущность, цели, этапы работы, основные понятия и технологии.
17. Бихевиоральный подход в консультировании: сущность, цели, задачи. Стратегия предотвращения рецидивов.
18. Когнитивное направление консультирования: сущность, цели, задачи, этапы работы.
19. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры.
20. Гуманистический подход к психологическому консультированию: методология, цели, задачи.
21. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса и гештальт-консультирование: особенности, этапы проведения.
22. Экзистенциальный подход в консультировании: сущность, цели, задачи. Процесс экзистенциального консультирования.
23. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия.
24. Постмодернистский подход в консультировании. Модернистское и постмодернистское мировоззрение.
25. Социальный конструкционизм, как методология постмодернистского направления в психологическом консультировании.
26. Общие черты большинства подходов к оказанию психологической помощи. Проблема интеграции подходов и методов.
27. Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования.
28. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов.
29. Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы.
30. Консультативный контакт и его основные параметры. Приемы установления и поддержания консультативного контакта.
31. Специфика консультативного контакта в различных психологических школах.
32. Сравнительный анализ причин трудностей клиентов в различных концептуальных моделях.
33. Технологии слушания и воздействия в психологическом консультировании.
34. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании: их виды и факторы возникновения. Показатели позитивного и негативного переноса и контрпереноса. Ограничения в работе с переносом.
35. Сопротивление, его функции, виды и проявления. Использование конфронтации для преодоления сопротивления.
36. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним.
37. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ.
38. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса.
39. Процесс психологического консультирования: этапы, их задачи.
40. Первый и второй этапы консультативного процесса: установление контакта и двумерное определение проблемы.
41. Третий и четвертый этапы консультативного процесса: формулировка запроса и поиск альтернативных решений.
42. Пятый и шестой этапы консультативного процесса: список возможностей и экологическая проверка.
43. Жалоба и запрос клиента. Типология жалоб. Критерии запроса.
44. Вопросы в психологическом консультировании и их типология.
45. Специфика диагностического обследования в психологическом консультировании. Зависимость типа интерпретации данных от теоретической ориентации психолога-консультанта.
46. Требования к речи консультанта. Уровни понимания и речевая стилизация консультативной беседы.
47. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальном и постмодернистском.
48. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза.
49. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике.
50. Консультирование по поводу трудностей в общении.
51. «Трудные» клиенты и особенности работы с ними.
52. «Немотивированные» клиенты и работа с ними.
53. Консультирование при переживании утраты.
54. Психологическая помощь в ситуации горя.
55. Особенности беседы с умирающим человеком.
56. Консультирование при переживании вины.
57. Консультирование клиентов из «группы риска».
58. Консультирование асоциальных личностей.
59. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов.
60. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования.
61. Консультирование тревожных клиентов.
62. Особенности консультирования плачущих клиентов.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ