Важнейшие тенденции развития речи

ЛЕКСИКА

 

 Школьный период, т. е. возраст от 6-7 до 18 лет, в речевом развитии человека является решающим, во-первых, потому, что это период становления личности, во-вторых, потому, что в эти годы речевое развитие человека протекает не стихийно, а под влиянием системы обучения.

Развитие речи учащихся — это процесс, предполагающий постепенное обогащение словаря, усвоение всего многообразия словосочетаний, синтаксических конструкций, умений строить текст. Развитие речи предполагает не только количественное увеличение языковых средств, употребляемых в речевой деятельности индивида, но и — главное — их активизацию, гибкость использования, быстроту реакций, точность и правильность выбора языковых средств и построения речевых конструкций. 

Все это может быть сформировано лишь в разносторонней речевой практике, на протяжении всех лет дошкольного воспитания и обучения в школе. Поэтому могут быть выявлены тенденции в развитии словаря учащихся, грамматического строя речи, построения текста, в формировании стиля их речи.

В обогащении лексики основная тенденция — усвоение новых слов и значений, сочетаемости слов и рост активности слов. По данным разных исследователей, изучавших объем словаря человека, ребенок 3 лет пользуется в своей речи 100 словами, а некоторые дети используют до 1000 слов; в 4-5 лет — от 1 до 4 тысяч слов, в 6-7 лет — от 62 -63 

З до 7 тысяч слов; ребенок 10 лет при переходе из начальной школы в средние классы использует в своей речи от 7 до 12 тысяч слов (засчитывается использование слова в естественных условиях, без прямого задания учителя, хотя бы один раз), у учеников старших классов знание слов колеблется в диапазоне 25-60 тысяч слов (считается не только общеупотребительная лексика, но и научные термины, топонимы, имена, иноязычные слова и пр.). Однако значительная часть лексики остается в пассивном словаре учащегося, так как условия его жизни и деятельности не требуют постоянной активизации огромного количества новых слов, усвоенных в курсе, например, истории. Поэтому активный словарь учащихся растет медленнее, чем словарь в целом, иными словами, доля пассивной части словаря в старших классах увеличивается.

Общей тенденцией в развитии словаря учащихся является рост разнообразия лексики и уменьшение повторяемости слов: учащиеся III класса делают в среднем примерно 8 повторов одинаковых слов на 100 слов текста, а десятиклассники — 5. Однако это «абсолютная» повторяемость; если же учесть, что в X классе объем словаря в 5 раз больше, чем в III, то окажется, что «относительная» повторяемость слов в старших классах становится выше. Учащиеся, понимая в основном значения членов синонимического ряда (например, запрещать, воспрещать, возбранять), употребляют обычно лишь один из них, стилистически нейтральный, так как слишком быстро прекращают или вообще не ведут отбор слов, поиск самого точного и выразительного слова.

В области фразеологии основная тенденция со­стоит в росте употребления единиц литературного происхождения (например, ахиллесова пята, мертвые души, темное царство, дубина народной войны и т. п.) и особенно языковых «стандартов», свойственных языку газеты: проведенные мероприятия, типичный представитель, сыграть роль и т. п. Последние не делают речь выразительнее, и поэтому сама эта тенденция не может не вызвать определенной тревоги.  

 

                                           ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

 

В области синтаксиса могут быть отмечены общая тенденция увеличения и внутреннего усложнения единиц — предложений, а также очень интенсивный рост подчинительных отношений на уровне словосочетания и сложного предложения.

Средние размеры употребляемых предложений (письменная речь): III класс — 6-7 слов, VII класс — 9 слов, X- XI классы — 12 слов в среднем и более.

По мере взросления школьников возрастает «разброс» этих показателей, по-видимому, как следствие формирования индивидуального стиля речи.

В устной речи в I классе около 4 слов в предложении, в остальных — на 1-2 слова меньше, чем в письменной. Та­ким образом, за время обучения в школе средние размеры предложений почти удваиваются.

Быстро растет глубина фразы, или глубина подчинительных рядов членов предложения: если в III классе подчиненные члены предложения, стоящие на четвертом и последующих местах после предикативных членов в ряду последовательного подчинения, составляют лишь 3 % всех словосочетаний, то их количество в старших классах возрастает примерно в 6-8 раз, т. е. процесс усиливается к старшим классам.

Пример глубины подчинительных отношений, или дистантные позиции подчиненных слов: Я боюсь (предикативная группа — 1-я позиция), что прервется (2-я) та (3-я) нравственная (3-я) работа (2-я) над самосознанием (3-я) и самоопределением (3-я), которая (3-я) началась (3-я) для вас (4-я), по крайней (6-я) мере для многих (5-я) из вас (6-я), в гимназии (4-я) под влиянием (4-я) великих (6-я) книг (5-я) классического (7-я) мира (6-я), в общении (4-я) с Ксенофонтом (5-я), Платоном (5-я) и Софоклом (5-я) (И. Ф. Анненский). Подобный анализ позволяет приблизительно определить и объем оперативной речевой (кратковременной) памяти индивида, и автоматизм синтаксических механизмов.

 

То же нужно сказать о соотношении простых и сложных предложений. Количество последних в речи старшеклассников неизменно увеличивается. Быстро увеличивается также число распространенных второстепенных членов, выделяемых интонационно и обособляемых соответствующими знаками препинания.

Количество главных членов предложения снижается в связи с ростом размеров предложений, а второстепенных — возрастает. При этом употребление дополнений и определений растет наиболее интенсивно, обстоятельств — несколько медленнее. Все приведенные данные свидетельствуют о быстром развитии подчинительных отношений в синтаксическом строе речи.

В употреблении слов, имеющих различный морфологический состав, тенденция состоит в том, что увеличивается число слов с производными основами: если в начальных классах они составляют около 25 % всего числа словоупотреблений, то в старших классах — 45-50 %. Старшеклассники предпочитают употреблять слова, имеющие усложненную словообразовательную структуру.

Тенденции в употреблении частей речи: несколько воз­растает употребление служебных частей речи — предлогов и союзов, в связи с усложнением синтаксического строя речи изменяется соотношение частей речи: снижается доля глаголов, возрастает использование местоимений, имен прилагательных. Значительно увеличивается употребление форм косвенных падежей; среди глагольных форм существенно возрастает употребление причастий.

Все приведенные характеристики речи учащихся дают возможность сопоставлений с образцовыми текстами и определения того уровня, которого достигают молодые люди, оканчивающие среднюю школу. Так, по размеру употребляемых предложений картина приблизительно такова (по данным Б.Н.Головина, «Язык и статистика». — М., 1971) — средний размер предложений в авторских повествованиях: художественный стиль — 17 слов, научный стиль — 28 слов; в сочинениях учащихся X-XI классов — в среднем 12-14 слов.

Глубина подчинительных рядов также в 2-3 раза уступает образцовым текстам. Иными словами, юноши и девушки, оканчивающие школу, не останавливаются в своем речевом развитии, но и не достигают показателей, характерных для образцов литературного языка (индивидуальные различия очень велики — в среднем до 300%).

Такая цель и не ставится: язык А. П. Чехова, К. Г. Паустовского, язык нашей прессы и научных трудов — это образцы, к которым стремится каждый человек, овладевающий своим родным языком.

Таковы краткие сведения из области теории речи и ее развития. Эти сведения позволяют увидеть применение языка в жизни людей. С позиций потребностей общения язык предстает как функционирующая система знаков, включенная в разнообразнейшие ситуации жизни миллионов людей, удовлетворяющая их потребности и сама вечно обогащающаяся и изменяющаяся.

XX век ознаменовался повышенным вниманием к исследованиям в области языковой прагматики. Это подтверждается успехами стилистики, теории устной речи, ее культуры, появлением функциональной грамматики, коммуникативного синтаксиса, психолингвистики, теории языковой личности, возрождением риторики (80-е гг.), введением ряда вузовских курсов: лингвистического анализа текста и пр. 

                                                                            

                                                                         Возникновение языка

Уже с древнейших времен людей интересовал вопрос о том, как возник человеческий язык. Поскольку язык появился в очень глубокой древности и ученые не располагают результатами наблюдений над какими-либо «возникающими» или «зарождающимися» языками, ответить на этот вопрос можно лишь путем логических рассуждений.

           Все гипотезы о происхождении языка делятся на две группы. Гипотезы первой группы исходят из того, что язык был дан человеку извне: Богом или силами природы. Гипотезы второй группы утверждают, что язык был создан самим человечеством без участия каких-либо внешних сил.

Имеется и промежуточная точка зрения, которая состоит в том, что Бог дал человеку дар речи, однако конкретные языки создали сами люди. Именно эта точка зрения получила отражение в Библии, где говорится: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как назовет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам, небесным и всем зверям полевым...» (Быт. 2.19-20).

Сведения о возникновении и эволюции человека как вида, а также о закономерностях исторических изменений языков, которыми располагает современная наука, заставляют отдать предпочтение той точке зрения, которая утверждает, что человек создал свой язык сам. Однако и в рамках этой точки зрения еще с античных времен выдвигались различные теории, объяснявшие, как именно появился язык. Остановимся на самых известных из них. 

1. В соответствии с теорией звукоподражания, которая была выдвинута еще древнегреческими философами и получила поддержку в науке XIX в., язык возник из тех звуков, которые древний человек произносил, подражая пению птиц, шуму ветра, журчанию воды и другим звукам, слышимым им в природе.

 

Слова, возникшие на основе звукоподражания, действительно, есть в любом языке. При этом подобное происхождение имеют не только слова типа гав-гав, ква-ква, мяукать или кукушка. Как показывают исследования, древние звукоподражания лежат в основе и таких слов, как ворона, воробей и жаворонок (подражание звукам, похожим на воркование, которые издают эти птицы), ключ в значении ‘источник’, остров и струя (подражание клокотанию воды), дуть, дым, пух, пухнуть, пыль и пыхтеть (подражание звукам дуновения), пучок и пучина (подражание звуку чего-то лопающегося). Вместе с тем, во-первых, теорией звукоподражания можно объяснить происхождение лишь некоторых слов любого из языков; во-вторых, способность имитировать различные звуки окружающего мира предполагает достаточно высокое развитие речевого аппарата, чего у древних людей не было; на­конец, в-третьих — и это самое главное — пытаясь ответить на вопрос, как появился язык, теория звукоподражания не дает ответа на вопрос о том, почему он появился.

 

2. Теория междометий, которая тоже возникла в Древней Греции, а в XVIII в. получила поддержку выдающегося французского мыслителя Жан Жака Руссо, усматривает происхождение языка в тех непроизвольных возгласах, которые производили предки человека, выражая свои эмоции.

Междометия (ах, ох, ай, эх, ого и др.), т. е. слова, которые непосредственно выражают эмоции и волеизъявления человека, не называя их, существуют и во всех современных языках. Однако, во-первых, таких слов очень немного, а во- вторых, трудно согласиться с тем, что язык появился из-за потребности человека в выражении эмоций, а не по каким- либо более важным причинам.

 

3. В соответствии с теорией общественного договора, основы которой были заложены античными учеными и которая получила развитие в XVIII в. в трудах английского философа Адама Смита и Жан Жака Руссо, язык возник потому, что древние люди когда-то условились между собой, как пользоваться языком. Эта теория утверждает социальный характер языка, невозможность существования языка без общества. Однако трудно представить себе, чтобы люди, еще не владевшие языком, могли о чем-нибудь сознательно между собой договориться.

 

4. В XIX в. появилась еще одна теория происхождения языка — так называемая теория трудовых выкриков. С точки зрения ее сторонников, язык возник из возгласов, которые производили древние люди с целью синхронизировать свои движения в процессе коллективной трудовой деятельности. Эта теория так же, как и теория общественного договора, справедливо связывает появление языка с жизнью человеческого общества, а кроме того, еще и с трудовой деятельностью человека. Однако стремление синхронизировать коллективные усилия в процессе труда вряд ли можно считать основной причиной, по которой возник язык.

Попытаемся установить эту причину. Необходимо отметить, что трудовая деятельность человека, начиная с того времени, когда человек появился как биологический вид, принципиально отличается от любых видов деятельности животных. Труд человека — это, во-первых, труд с применением специальных орудий, во-вторых, труд коллективный и, наконец, в-третьих, труд прогрессирующий, постоянно совершенствующийся и усложняющийся. Можно предположить, что наиболее ранней формой коллективной трудовой деятельности первобытного человека была коллективная охота на крупных зверей.

Как уже говорилось, знаковые системы, предназначенные для общения, имеются и у животных. Все они, однако, тесно привязаны к наличной ситуации и не способны передавать информацию о прошлых или будущих событиях. Можно предположить, что основная причина возникновения человеческого языка не была обусловлена простой потребностью координировать действия отдельных людей в процессе охоты. Такую координацию, связанную с жестовыми или звуковыми сигналами типа «беги сюда», «беги туда», «бей» или «берегись», вполне можно было осуществлять и с помощью примитивной жестово-звуковой системы общения, которая имелась у человекообразных обезьян.

Очевидно, что борьба за выживание требовала от первобытного человека постоянного усложнения коллективной трудовой деятельности, а такое усложнение вызывало необходимость в прогнозировании предстоящих трудовых действий, подготовке к ним и в обучении этим действиям членов племени. Понятно, что использовать в этих целях жестко привязанную к текущему моменту знаковую систему, подобную языку обезьян, было невозможно. Человек нуждался в принципиально ином средстве общения.

Предполагают, что такое средство общения зародилось в форме ритуального танца-пантомимы, который имитировал коллективную трудовую деятельность и был одновременно и формой первобытного искусства, и средством обучения труду. Подобные пантомимы сопровождались выкриками, которые постепенно превращались из простого выражения эмоций в способ обозначения тех или иных ситуаций. Постоянное усложнение трудовой деятельности требовало совершенствования акустических знаков, что в конечном итоге и привело к зарождению звукового языка. Это повлекло за собой превращение гортани и ротовой полости первобытных людей в богатый своими возможностями речевой аппарат человека. Развитие и совершенствование языка, в свою очередь, способствовали прогрессу форм трудовой деятельности и эволюции человеческого мышления.

Таким образом, возникновение языка было обусловлено появившейся в процессе постоянно усложнявшейся коллективной трудовой деятельности первобытных людей потребностью в таком средстве общения, с помощью которого можно было бы не только реагировать на наличную ситуацию, но и описывать будущие события. Появление языка стало важным стимулом для развития мышления, совершенствования труда, формирования и прогресса человеческого общества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: