Методика воспитательной работы / Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2010. – 368 с.
Сущностное понимание анализа и оценки воспитательного процесса позволяет создать большие возможности для решения проблемы включения классных руководителей, педагогов, учащихся и их родителей в различные формы совместной деятельности. Анализ и оценка каждого субъекта воспитательного процесса осуществляется с учетом уровня развития у них способности к самоуправлению, самоактуализации, самоопределению и созданию таких технологий и методик воспитания, которые обеспечивали бы достижение эффективных конечных результатов в воспитательном процессе-
Заместитель директора по воспитательной работе ежегодно должен на основе полученных результатов диагностики и мониторинга писать отчет о реализации воспитательной деятельности, рассматривать его в динамике с предыдущими годами.
Такой системный подход позволит увидеть развитие каждого учащегося класса, отношение и качество воспитательной деятельности каждого классного руководителя, учителя-предметника, реализующего воспитательную функцию на уроках и во внеучебной деятельности, взаимодействие школы и родителей, качество проводимых воспитательных мероприятий.
|
|
Важно учитывать возрастной подход в воспитании и совместное целенаправленное создание условий для развития учащихся с учетом их особенностей личности и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологическим особенностям классов, обусловленности их половозрастным составом.
При оценке деятельности классного руководителя по всем направлениям воспитательной работы следует отметить два уровня критериев: результативность деятельности и удовлетворенность жизнедеятельностью учащихся класса.
Результативность деятельности отражает:
■ результаты успеваемости, развитие интеллектуальных и
познавательных способностей;
■ меру повышения уровня воспитанности каждого учащегося класса (интересы, ценности, культура общения, трудовая активность и др.);
■ уровень духовно-нравственного становления и гражданской позиции каждого учащегося;
■ уровень сформированности самостоятельности, самооценки у каждого учащегося.
Удовлетворенность жизнедеятельностью позволяет оценить проектно-организаторскую функцию классного руководителя с позиции: «ни для детей, а вместе с детьми»:
■ вовлеченность учащихся в проектирование собственной траектории саморазвития и самодеятельности;
■ удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и школе;
|
|
■ ответственность и забота классного руководителя о здоровье и комфорте каждого учащегося в условиях школы;
■ уровень самоуправления в классе и развития классного коллектива.
Главный критерий оценки воспитательной деятельности классного руководителя - самооценка. Чем чаще он анализирует свою деятельность, тем выше уровень воспитанности учащихся и качественный уровень профессиональной воспитательной деятельности классного руководителя.
Сущность и требования к организации аналитической деятельности
Роль педагогического анализа в воспитательной работе чрезвычайно велика. Чем глубже и обоснованнее педагог осуществляет анализ, проникает в сущность управляемого объекта и процессов, протекающих в нем, тем доказательнее и эффективнее его действие по упорядочению управляемой системы и переводу ее в новое, более высокое качественное состояние.
Анализ тесно связан с целеполаганием, прогнозированием, планированием воспитательной работы. Чем глубже анализ, тем правильнее и конкретнее будут определены цели и задачи деятельности коллектива на очередной период. Чем конкретнее цели, тем вернее, оптимальнее может быть осуществлен отбор содержания и форм планируемой работы.
В результате анализа воспитательного процесса педагоги определяют:
— результаты педагогического процесса;
— целесообразность проводимой работы;
— факторы, которые обусловили достигнутые результаты;
— эффективность используемых средств, степень их влияния на результаты воспитательного процесса;
— достижения и недостатки в организации воспитательной работы, их причины;
— неиспользованные возможности и резервы для дальнейшего совершенствования работы;
— пути развития воспитательного процесса и устранения причин обнаруженных недостатков.
Анализ может обеспечить:
а) научность планирования;
б) действенность регулирования воспитательного процесса;
в) действенность контроля.
Для осуществления анализа воспитательной работы в школе или первичном коллективе необходимо иметь следующую информацию:
1) четко сформулированные воспитательные и организационно-педагогические задачи;
2) материалы, отражающие результаты воспитательного процесса;
3) перечень педагогических средств, которые использовались для решения поставленных задач;
4) сведения об эффективности влияния используемых педагогических средств.
Стадии и мыслительные операции аналитической деятельности
Общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций, анализа и синтеза: