Поскольку основу анализа, как правило, составляют воспитательные задачи, покажем, как можно описать эти стадии.
Синтез 1: вывод о том, как в целом решена поставленная задача, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.
Анализ: что делалось для решения поставленной задачи, какая воспитательная работа проводилась, что и как повлияло на ее решение (характеристика степени влияния различных педагогических средств на решение задачи).
Синтез 2: выводы о наиболее эффективных педагогических средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности воспитательной работы.
На всех стадиях в большей или меньшей степени осуществляются следующие мыслительные операции:
— описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предмета (системы) анализа;
— расчленение явления, предмета анализа (системы, элемента) на составные части;
— сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;
|
|
— установление причинно-следственных связей;
— классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики;
— обобщение, синтезирование, позволяющее сделать выводы по результатам анализа;
— абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного элемента (системы).
Анализ решения воспитательной задачи включает следующие действия:
а) четкая, конкретная формулировка задачи;
б) выделение составных частей, компонентов задачи и краткая их характеристика;
в) определение в задаче основных, актуальных для данной ситуации характеристик;
г) разработка критериев и показателей уровня решения задачи с учетом основных характеристик;
д) разработка методик для изучения результатов решения задачи;
е) составление перечня педагогических средств с целью решения задачи, а также факторов, влияющих на ее решение;
ж) разработка методик изучения эффективности используемых средств и степени влияния различных факторов на решение задачи;
з) проведение методик, сбор информации;
и) обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем;
к) написание результатов анализа;
л) обсуждение и утверждение анализа в педагогическом коллективе.
Вышеизложенные действия педагоги могут осуществлять при проведении аналитической работы в конце учебного года в школьном или первичном коллективе; при подготовке вопросов на педагогический совет, если обсуждение этих вопросов связано с анализом состояния в школе какой-либо проблемы; при анализе решения задач конкретного дела.
Схема анализа воспитательного мероприятия
|
|
1. Обоснование темы внеклассного мероприятия.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Форма и место проведения.
4. Содержание и методика проведения.
5. Активность учащихся при подготовке и проведении мероприятия.
6. Общий эмоциональный фон проводимого мероприятия.
7. Педагогическая ценность проводимого мероприятия, его значение для последующего развития коллектива и отдельных учащихся.
Примерная схема психолого-педагогического анализа воспитательного дела
(из книги Г.М.Коджаспировой «Культура профессионального самообразования педагога»)
1. Тема занятий и ее педагогическое обоснование.
2. Цели и задачи проводимой работы.
3. Организация подготовки учащихся: степень участия; наглядное оформление; использование технических средств.
4. Содержание и методика проведения занятия;
а) соответствие содержания занятия поставленной цели;
б) познавательная и воспитательная ценность подобранного материала;
в) эмоциональная насыщенность; интерес учащихся к занятию; их активность;
г) приемы и методы, использованные на занятии; их соответствие возрастным особенностям учащихся, уровню развития детей данного класса.
5. Особенности личности воспитателя, проводящего занятие; убежденность, эмоциональность, контакт с учащимися, задание для детей.
6. Педагогическая ценность занятия. Как будет учтен опыт этого занятия в Вашей дальнейшей работе?