Задание 2. Картотека методов воспитания

Составьте картотеку различных методов воспитания (не менее 3) по предложенной схеме.

Пример:

Название метода воспитания Определение Характеристика / Признаки Пример использования
1. Поощрение Это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности; это средство регуляции поведения со стороны окружающих ребенка людей; это подкрепление необходимых нравственных действий. Способствует формированию позитивных качеств личности, таких, как чувство собственного достоинства, доброжелательности, дисциплинированности, чуткости, ответственности и др. Является необходимым стимулированием учащихся в обучении и воспитании. Основные формы поощрения - это одобрение, похвала, награждение, благодарность, предоставление почетных или дополнительных прав, присвоение различных почетных званий, присуждение почетного места в соревновании. Принципы использования метода: 1. Учет мотива действия. 2. Поощрение требует личностного подхода. 3. Выбирая поощрение, важно найти меру. 4. Не допустить расслоения учащихся на «лучших» и «худших», как следствие, может возникнуть конфликт. 5. Соблюдать справедливость.   Выдача медали «За особые успехи в учении» Медаль вручается выпускникам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом. Медаль вручается выпускникам в торжественной обстановке одновременно с выдачей аттестата о среднем общем образовании с отличием.  
2. Рефлексия   это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя", также это этап урока, в ходе которого обучающиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Если ребенок понимает: · ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; · какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; · какой вклад в общее дело он может внести; · может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, …то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.   · Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек. · Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д. · Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно. · "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.  
3. Беседа диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика, следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся шаг за шагом продвигаются в освоении новых знаний. Достоинства беседы заключается еще в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания.   1. На беседы по прочитанному рассказу (или нескольким рассказам). 2. Беседы, связанные с обсуждением книги. 3. Беседы, связанные с просмотром кинофильмов. 4. Беседы, основной материал для которых получен в результате целенаправленных наблюдений самих обучающихся за явлениями общественной жизни. Это диалог между преподавателем и обучающимися.
4.Диспут словесный метод обучения, суть которого заключается в целенаправленном сопоставлении различных взглядов на научную или общественную проблематику с целью формирования у учащихся оценочных суждений, укрепление мировоззренческих позициий. Эффективность диспута как метода формирования сознания личности основана на следующей закономерности: знания и убеждения, которые сформировались при обсуждении различных точек зрения, отличаются гораздо большей стойкостью и гибкостью, чем при усвоении «готовых истин». Диспут дает участникам возможность анализировать понятия, защищать свои взгляды, убеждать других людей своей правоте. При участии в диспуте нужно не только высказать свою точку зрения, важно обнаружить слабые и сильные стороны суждения противоположного, подобрать доказательства, подтверждающие достоверность одной и опровергающие существование другой точки зрения. Диспут учит мужеству признать верную (но чужую!) точку зрения, отказавшись от неверной (но своей). - Как понимать слова Л.Н. Толстого «Спокойствие – душевная подлость»? - Как стать кузнецом своего счастья? - Откуда берутся равнодушные? Это могут быть разные вопросы, в которых учитывается мнение каждого.

 

Задание 3. Анализ и решение педагогической ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: