Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Тема 9: Организационные системы, формы, методы и средства обучения

План

Виды организационных форм обучения.

Организационная форма обучения специальная конструкция процессаобучения, характер которой обусловленего содержанием, методами, приемами,средствами, видами деятельностиучащихся.

Фронтальная форма обучения. Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми. Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей.

Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава. Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски). Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами.

Индивидуальная форма обучения. Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад).

 Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации.

Коллективная форма организации обучения. Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок

Организационные системы обучения.

Организационная система обучения - упорядоченная совокупность взаимосвязанных видов, форм и методов планирования, осуществления и контроля учебного процесса.

Принципы организации:

· самоорганизации;

·  развития;

·  самодеятельности;

· ролевого участия;

·  ответственности

Основные организационные системы обучения:

· Система индивидуального обучения

· Классно-урочная система

· Лекционно-семинарская система

Система индивидуального обучения

Учащиеся выполняют задания индивидуально; учитель оказывает помощь

либо непосредственно, либо косвенно; контакты учеников между собой не предусмотрены

Достоинства:

- возможность индивидуализировать содержание, методы и темп деятельности ученика

Недостатки:

- неэкономичность

- ограниченность сотрудничества с другими учениками

Класссно-урочная система

Впервые применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век), научно обоснована Я.А.Коменским (XVII в.)

Класс – группа детей одного возраста и уровня подготовки, сохраняющаяся весь период обучения, работающая по единому плану, программе, расписанию

Основная единица обучения – урок

Признаки классно-урочной системы:

учебный год, учебный день, каникулы,

расписание, перемены.

Достоинства:

-  четкая организационная структура, систематичность и последовательность обучения,

- экономичность, возможность взаимодействия и соревнования детей,

- целенаправленное воздействие учителя

Недостатки:

- ориентация на среднего ученика,

- слабый учет индивидуальных особенностей,

- работа в навязанном темпе,

- частая смена предметов,

- дефицит межвозрастного общения детей

Лекционно-семинарская система обучения

Оформилась с появлением первых университетов (XII-XIII вв.)

Элементы системы:  лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, практика, коллоквиумы, зачеты, экзамены

Попытки перенести эту систему в школу предпринял Л.Трамп (США, XX в.);

в России – Н.П.Гузик, XX в.)

Классификации методов обучения (классическая классификация, по М.Н. Скаткину - И.Я. Лернеру, по Ю.К. Бабанскому).

Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину

Информационно-рецептивный

Цель: организация и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой готовой информации

1. Наблюдение

2. Обследование предметов, игрушек, готовых построек

3. Рассматривание картин и иллюстраций

4. Показ способов изображения (общий и индивидуальный)

5. Образцы для прямого подражания (только в декоративном рисовании)

6. Рассказ воспитателя

7. Анализ и оценка работ воспитателем

8. Указание, совет

9. Объяснение способа изображения

Репродуктивный

Цель: закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов применения знаний, усвоения способов деятельности, суть и образец которых уже знакомы

- обследование с участием ребенка;

- повторное наблюдение;

- частичный показ, показ ребенком;

- вариативные образцы;

- беседа с вопросами репродуктивного характера;

- вопросы к детям;

- упражнения в способах изображения.

Эвристический

Цель: пооперационное или поэлементное обучение творческой деятельности

-эвристическая беседа;

-незавершенный образец;

-задание.

Исследовательский

Цель: самостоятельное решение творческих задач

-творческие задания;

-поисковые ситуации.

Метод проблемного изложения

Цель: самостоятельное выдвижение проблемы и ее разрешение.

В дошкольном возрасте не используется

Классификация методов обучения (предложеная Ю.К. Бабанским)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

1.1 Словесные - устное изложение, беседа, работа с книгой, учебные дискуссии, рассказ, объяснение, лекция и др.

1.2 Наглядные – иллюстрация (изобразительные средства наглядности), демонстрация (применяют натуральные объекты).

1.3 Практические – упражнение (репродуктивные, творческие, проблемно- поисковые, диагностические и др.)

1.4 Лабораторно-практические.

1.5 Активные - методы, предусматривающие активное взаимодействие обучающихся с педагогом, а также обучающихся между собой интерактивные методы в процессе обучения.

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной

деятельности - методы формирования интереса, формирования долга

и ответственности в обучении.

3. Методы контроля и самоконтроля – устный (фронтальный и индивидуальный),

- письменный,

- машинный,

- практический,

- комбинированный контроль, самоконтроль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: