Тема 9: Организационные системы, формы, методы и средства обучения
План
Виды организационных форм обучения.
Организационная форма обучения специальная конструкция процессаобучения, характер которой обусловленего содержанием, методами, приемами,средствами, видами деятельностиучащихся.
Фронтальная форма обучения. Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми. Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей.
Групповая (парная) форма обучения; группы сменного состава. Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников (с помощью учебника, карточек, классной доски). Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами.
Индивидуальная форма обучения. Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад).
Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации.
Коллективная форма организации обучения. Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок
Организационные системы обучения.
Организационная система обучения - упорядоченная совокупность взаимосвязанных видов, форм и методов планирования, осуществления и контроля учебного процесса.
Принципы организации:
· самоорганизации;
· развития;
· самодеятельности;
· ролевого участия;
· ответственности
Основные организационные системы обучения:
· Система индивидуального обучения
· Классно-урочная система
· Лекционно-семинарская система
Система индивидуального обучения
Учащиеся выполняют задания индивидуально; учитель оказывает помощь
либо непосредственно, либо косвенно; контакты учеников между собой не предусмотрены
Достоинства:
- возможность индивидуализировать содержание, методы и темп деятельности ученика
Недостатки:
- неэкономичность
- ограниченность сотрудничества с другими учениками
Класссно-урочная система
Впервые применена в братских школах Белоруссии и Украины (XVI век), научно обоснована Я.А.Коменским (XVII в.)
Класс – группа детей одного возраста и уровня подготовки, сохраняющаяся весь период обучения, работающая по единому плану, программе, расписанию
Основная единица обучения – урок
Признаки классно-урочной системы:
учебный год, учебный день, каникулы,
расписание, перемены.
Достоинства:
- четкая организационная структура, систематичность и последовательность обучения,
- экономичность, возможность взаимодействия и соревнования детей,
- целенаправленное воздействие учителя
Недостатки:
- ориентация на среднего ученика,
- слабый учет индивидуальных особенностей,
- работа в навязанном темпе,
- частая смена предметов,
- дефицит межвозрастного общения детей
Лекционно-семинарская система обучения
Оформилась с появлением первых университетов (XII-XIII вв.)
Элементы системы: лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, практика, коллоквиумы, зачеты, экзамены
Попытки перенести эту систему в школу предпринял Л.Трамп (США, XX в.);
в России – Н.П.Гузик, XX в.)
Классификации методов обучения (классическая классификация, по М.Н. Скаткину - И.Я. Лернеру, по Ю.К. Бабанскому).
Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру, М.Н. Скаткину
Информационно-рецептивный
Цель: организация и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой готовой информации
1. Наблюдение
2. Обследование предметов, игрушек, готовых построек
3. Рассматривание картин и иллюстраций
4. Показ способов изображения (общий и индивидуальный)
5. Образцы для прямого подражания (только в декоративном рисовании)
6. Рассказ воспитателя
7. Анализ и оценка работ воспитателем
8. Указание, совет
9. Объяснение способа изображения
Репродуктивный
Цель: закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов применения знаний, усвоения способов деятельности, суть и образец которых уже знакомы
- обследование с участием ребенка;
- повторное наблюдение;
- частичный показ, показ ребенком;
- вариативные образцы;
- беседа с вопросами репродуктивного характера;
- вопросы к детям;
- упражнения в способах изображения.
Эвристический
Цель: пооперационное или поэлементное обучение творческой деятельности
-эвристическая беседа;
-незавершенный образец;
-задание.
Исследовательский
Цель: самостоятельное решение творческих задач
-творческие задания;
-поисковые ситуации.
Метод проблемного изложения
Цель: самостоятельное выдвижение проблемы и ее разрешение.
В дошкольном возрасте не используется
Классификация методов обучения (предложеная Ю.К. Бабанским)
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
1.1 Словесные - устное изложение, беседа, работа с книгой, учебные дискуссии, рассказ, объяснение, лекция и др.
1.2 Наглядные – иллюстрация (изобразительные средства наглядности), демонстрация (применяют натуральные объекты).
1.3 Практические – упражнение (репродуктивные, творческие, проблемно- поисковые, диагностические и др.)
1.4 Лабораторно-практические.
1.5 Активные - методы, предусматривающие активное взаимодействие обучающихся с педагогом, а также обучающихся между собой интерактивные методы в процессе обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности - методы формирования интереса, формирования долга
и ответственности в обучении.
3. Методы контроля и самоконтроля – устный (фронтальный и индивидуальный),
- письменный,
- машинный,
- практический,
- комбинированный контроль, самоконтроль.