9. Назовите литературное направление, одним из представителей которого был В.В.Маяковский
10. Назовите разновидность авангардистского движения, характеризирующуюся нигилистическим отрицанием всего предшествующего опыта, к которой относится творчество В.В.Маяковского
11. Как называются новые слова, придуманные писателем для достижения какой-либо художественной цели?
12. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны
1) оксюморон
2) инверсия
3) эпитет
4) риторическое восклицание
5) сравнение
Для выполнения задания 13 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём –10 -15 предложений)
13. В чем смысл сопоставления образов скрипки и лирического героя в данном стихотворении?
КУРГАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Структурное подразделение среднего профессионального образования
|
|
РАССМОТРЕНО Протокол заседания цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин от «30» августа 2019г. №1 Председатель ЦК ________Е.В.Васильева | ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ по учебной дисциплине «Литература» (промежуточная аттестация) Специальность: 27.02.03, 23.02.01, 09.02.01, 13.02.07, 08.02.10 Курс 1 Семестр 2 | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по учебной работе и качеству образования КИЖТ УрГУПС ________О.А.Шабалина «30» августа 2019г. |
ВАРИАНТ 17
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–8.
Избу Матрёны до весны забили, и я переселился к одной из её золовок, неподалёку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрёне и как-то с новой стороны осветила мне умершую.
— Ефим её не любил. Говорил: люблю одеваться культурно, а она — кое-как, всё по-деревенски. А одново мы с ним в город ездили, на заработки, так он себе там сударку завёл, к Матрёне и возвращаться не хотел.
Все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно (и самый повод вспомнить Матрёну выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
И даже о сердечности и простоте Матрёны, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением.
И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.
|
|
В самом деле! — ведь поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.
А она не имела…
Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.
Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.
Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.
Ни город.
Ни вся земля наша.
(А.И. Солженицын. Матрёнин двор.)
Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Укажите ответы в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ справа от номера соответствующего задания
1. Как зовут героя, от имени которого ведётся повествование?
2. Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в «Матрёнином дворе».
3. К какому эпическому жанру относится «Матрёнин двор»?
4. Установите соответствие между персонажами «Матрёнина двора» и их характеристиками. К каждой позиции первой строки подберите соответствующую позицию из второй строки. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.
ПЕРСОНАЖИ:
А) Фаддей
Б) Ефим
В) Игнатич
ХАРАКТЕРИСТИКИ:
1) председатель колхоза
2) приезжий, учитель математики
3) муж Матрёны, пропавший на войне
4) брат Матрёниного мужа
5. В третьем абзаце фрагмента (неодобрительные отзывы золовки о Матрёне) и в его финальной части ("…не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”) использован один и тот же стилистический приём, при котором каждое последующее словосочетание или предложение усиливает значение предыдущего, что позволяет воссоздать действия, мысли и чувства в развитии — от малого к большому, благодаря чему усиливается эмоциональность речи. Какой приём употреблён автором?
6. Как называются восклицательные конструкции, использованные автором в шестом абзаце фрагмента и усиливающие эмоциональность высказывания?
7. Содержание фрагмента показывает нам, что образы Матрёны и её золовки резко различаются между собой отношением к жизненным ценностям. Как называется такое противопоставление персонажей?
Для выполнения задания 8 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ. Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём –10 -15 предложений).
8. Почему неодобрительные отзывы о Матрёне, которые рассказчик услышал после её смерти, наоборот, убедили его в том, что она и есть "тот самый праведник”?
Часть 2.
Прочитайтеприведённоенижепроизведениеивыполнитезадания9–13.
Незнакомка
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
|
|
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
(А.Блок)