Употребление сложноподчиненных предложений

Место придаточного предложения зависит от того, какое слово в главном предложении оно поясняет. Ср.: Отрицательные явления можно встретить ещё и в наши дни, против которых были направлены сатирические произведения поэта; вместо: Ещё и в наши дни можно встретить отрицательные явления, против которых были направлены сатирические произведения поэта.

ТЕСТ 126. Отметьте нарушения норм употребления определительного придаточного.

1. Пушкин оставил нам в наследство свои произведения, читать которого большая радость.

2. Люди, которые только что высадились на эту неустроенную землю и после далёкого морского пути не знали, где проведут предстоящую ночь, слушали концерт затаив дыхание.

3. Я ценю хороших людей, которые встречаются мне в жизни.

4. Есть такая страна – Детство, в которое уже мы, взрослые, не попадём.

5. Кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходит его дверь.

6. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

7. Одна из картин Левитана висит перед нами, которая называется «Весна  большая вода».

8. Я видел высокогорное озеро Рица, в котором зеркальная вода.

9. Ребята направились к селу, которое виднелось на крутом берегу реки.

10. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

Смешение конструкций

Главного и придаточного предложений

Смешение конструкций главного и придаточного предложений ведёт к ошибке: Последнее, на чём я остановлюсь, это на вопросе о Ленском. Следует употреблять: Последнее, на чём я остановлюсь, – это вопрос о Ленском.

 

ТЕСТ 127. Отметьте нарушения речевых норм.

1. Все, кто знают К.Воротникова по службе, глубоко уважают его.

2. Основное, на что следует обратить внимание, – это на нарушение дисциплины.

3. Последнее, о чём мы будем говорить, – это композиция романа «Герой нашего времени».

4. Те, кто получил денежные проценты по договору, должны поставить свою подпись в документах.

5. Следующее, на чём я остановлюсь, это на том, как используются фразеологические обороты в речи.

6. Кто написал курсовую, нужно сдать её лаборанту кафедры.

7. Главное, чем я увлекаюсь, – это водным спортом.

В сложном предложении следует избегать:

– неоправданного повторения одинаковых союзов или союзных слов: Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы;

– неправомерного повторения близких по значению подчинительных союзов: Собакевич так расхваливал своих умерших крестьян, что как будто они были живые;

– неточного употребления союзов или союзных слов: Докладчик остановился на вопросе, что (вместо который) нередко поднимается на подобных совещаниях;

– неоправданного расчленения предложения: Собаки напали на след зайца. И стали гонять косого по вырубке.

ТЕСТ 128. Отметьте подходящий по смыслу союз или союзное слово: а) который, б) откуда, в) когда.

1. Вскоре настал момент, (...) пришлось окончательно расстаться с лошадьми.

2. Меня тотчас охватила неприятная, неподвижная сырость, (...) я зашёл в погреб.

3. Черныш изучал ближайшую зазубрину, (...) можно было бы ухватиться.

4. Отсюда он был похож на сильную зелёную птицу с чёрной головой, (...) впилась когтями в гранит.

5. Выстрелы слышались из-за той горки, (...) наступал противник.

6. Пастух поглядел на небо, (...) моросил дождь.

7. Бывают дни, (...) хочется сделать что-то хорошее.

ТЕСТ 129. Отметьте нарушения речевых норм.

1. Несмотря на то что он чувствовал себя плохо, тем не менее эту дистанцию пробежал хорошо.

2. Смеха боится даже тот, который ничего не боится.

3. Квартира, которую я занимаю на втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответ­ствует моему образу жизни.

4. Она презирала то общество, из которого вышла.

5. Следующая встреча Гринёва с Пугачёвым произошла в Белогорской крепости, где Пугачёв захватил её.

6. Благодаря тому что лето было жаркое и сухое, пришлось поливать каждое дерево.

7. Я узнала, что ты просила сообщить мне о том, что скоро приедешь.

8. Всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

9. После того как мне сделали операцию, я начала заниматься лечебной физкультурой.

10. Важно объяснить человеку, впервые познающему мир, что такое добро и что такое зло, что такое правда и что такое ложь.

Обобщающий тест

ТЕСТ 130. Отметьте нарушения норм построения сложных предложений.

1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

2. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся.

3. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

4. Скалозуб удовлетворённо замечает, что «счастлив я в товарищах моих».

5. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабри­ке углевозы, как хрипло покрикивали на лошадей полузамёрзшие люди.

6. Экспертиза подтвердила выводы ревизии, однако тем не менее Голубев не признал себя виновным.

7. В эти дни произошли события, которые перевернули всю её жизнь.

8. Когда Тоня встретила Павку на строительстве узкоколейки, то сказала, что она не ожидала увидеть его таким.

9. Рассказы и романы Шолохова переведены на многие языки мира, которые читаются с большим интересом.

10. Когда казнили Тараса, то он не думал, что сам сгорит на костре, он думал, чтобы спаслись его товарищи.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: