Задание 2. Как повлияли гласность и плюрализм на духовную жизнь в СССР, приведите 5 примеров и назовите тенденции изменений

Тропман Александр ОБ-РИ-41

Задание 1. Можно ли было избежать развала социалистической системы и почему союзники отнеслись негативно к СССР в эпоху перестройки?

Конечно. В конце 80-х многие советские люди стали замечать как резко начала меняться их жизнь. В страну стали массово поступать импортные товары (видеомагнитофоны, джинсы, компьютеры); появилась гласность, многопартийность; начала развиваться рыночная экономика.

Казалось бы живи, да радуйся! Работа есть, квартиры и медицина — бесплатные, голосовать можно за любую партию, говорить можно что хочешь и где хочешь, митинги можно было устраивать в любом месте. Однако почему-то с началом перестройки наступил закат великого государства.

Причины этого события оказались банальны. С объявлением Михаилом Сергеевичем курса на перестройку страны, партийные чиновники не стали перестраиваться. А люди хотели перемен, хотели видеть новых харизматичных лидеров. Они устали от кремлевских старцев, находившихся долго у власти.

Это почувствовали некоторые партийные работники, такие как Борис Николаевич Ельцин. Он сразу понял, что на волне популизма легко может прийти к власти. И делал лозунги, которые хотел слышать советский народ, при этом не заботясь о последствиях своих поступков. Остальные же коммунистические работники продолжали общаться старыми лозунгами, читать речи по бумажкам. На фоне новых демократических лидеров, которые умели своими речами зажечь людей, они выглядели блекло.

Если бы в этот момент руководство КПСС приняло решение на стремительное обновление своих рядов, как это сделали китайцы, то у демократических лидеров могли бы появится не менее харизматичные соперники, которые бы перехватили повестку дня. Партийный аппарат нуждался в реформировании - его необходимо было зачистить от карьеристов, коррупционеров, недееспособных руководителей. Если бы это было сделано, то у жителей СССР не возникло бы разочарование в идеях социализма.

Соответственно они не поддержали бы Бориса Ельцина (не идеальный же он человек. Ведь даже не было адекватной контрпропаганды против него). Тогда бы Советский Союз продолжил существовать.

А время требовало руководителей, которые бы чувствовали стремительные изменения происходящие в умах людей. Но у таких людей не было возможности пробиться через громоздкую партийную бюрократию.

Многие приверженцы идей социализма проявили себя только в 90-е годы. Когда время было упущено.

Именно в момент кризиса и перемен страны нужен лидер, который бы сплотил бы людей и направил нужным курсом.

Главной причиной развала СССР были не американцы, а сами функционеры КПСС, которые не захотели обновить свои партийные ряды, чтобы избрать в руководство молодых и решительных членов. Они банально предпочитали не замечать изменений происходящих в стране.

 

 

Задание 2. Как повлияли гласность и плюрализм на духовную жизнь в СССР, приведите 5 примеров и назовите тенденции изменений.

1. Гласность и плюрализм мнений. Если в экономике перестройка началась с постановки задач ускорения, то в духовной и культурной жизни её лейтмотивом стала гласность.

Большая открытость в деятельности высшего руководства проявилась уже в первые месяцы перестройки. Сам термин «гласность» как свидетельство новых подходов к политике впервые прозвучал в выступлении Горбачёва на XXVII съезде КПСС. Он появился тогда, когда реформаторам понадобилось прочнее опереться на общественное мнение. По первоначальному замыслу гласность была не более чем обновлением скомпрометированной официальной идеологии. Её лозунгами стали: «Больше демократии, больше социализма!», «Назад, к Ленину!». Гласность была призвана формировать «социализм с человеческим лицом». Она вовсе не означала свободу слова. Это была полусвобода — разрешение говорить лишь то, что требовалось руководству, и лишь в тех пределах, которые оно допускало.

Как и во времена «оттепели», критика сталинизма использовалась реформаторами для обоснования правильности проводимого курса. Однако вскоре контроль над пропагандой партийным руководством был утрачен.

Важнейшим средством борьбы за умы людей, их нацеливания на перемены стали средства массовой информации. Новые популярные передачи появились на телевидении. Журналисты всё чаще работали в прямом эфире. Открытость и острота принесли симпатии таким передачам, как «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Совершенно необычным явлением для страны стали прямые трансляции заседаний XIX партконференции КПСС (1988), съездов народных депутатов СССР, приковывавшие внимание огромного количества людей. Эти трансляции, которые буквально в прямом эфире слушала и обсуждала вся страна, превратились в мощный фактор политизации жизни и подъёма гражданской активности населения.

В сентябре 1986 г. было принято решение прекратить глушить передачи американской радиостанции «Голос Америки» и английской Би-би-си, а осенью 1988 г. в Советском Союзе окончательно перестали глушить зарубежные радиостанции. Провозглашая приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, М. С. Горбачёв положил начало новому этапу духовного развития общества. Стали издаваться новые газеты и журналы, был пересмотрен реестр не подлежащих публикации статистических данных. Для исследователей приоткрылись ранее закрытые архивные и библиотечные фонды. Ураган новой информации очень скоро разрушил систему мифов, на которые опиралась официальная идеология. Процесс размывания коммунистической идеологии шёл и в предшествующие годы, но в условиях гласности эта идеология окончательно лишилась своей главной роли. На этот результат инициаторы перестройки явно не рассчитывали.

К каким социально-экономическим, политическим последствиям вела утрата коммунистической идеологией своего авторитета?

2. Реабилитация. В 1987 г. была создана Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий. Были реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников и многие другие крупные деятели советской эпохи.

Дайте определение термина «реабилитация».

В 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 1930-х — начале 1950-х гг. «тройки» и «особые совещания», их внесудебные решения были отменены, все осуждённые ими лица реабилитированы.

В 1990 г. указом Президента СССР были признаны незаконными репрессии в отношении крестьян в период коллективизации, а также всех других категорий лиц, осуждённых по политическим, социальным, национальным и иным мотивам.

В ноябре 1989 г. Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.

История страны на глазах превращалась в один из важнейших факторов политической жизни.

Важной вехой в развитии демократического процесса стало критическое переосмысливание истории советского периода. Ослабление идеологического контроля позволило вначале публицистам, литераторам, а затем и профессиональным историкам коснуться многих белых пятен отечественной истории. Процесс переосмысливания затронул общественные науки — философию, политэкономию, право.

3. Кино, театр. Гласность затронула и другие сферы духовной жизни — кинематограф, театр, музыкальное и изобразительное искусство. Летом 1986 г. состоялся съезд Союза кинематографистов СССР, ставший заметным событием в культурной жизни. Во всех творческих союзах произошла смена руководства, было осуждено подавление свободы творчества.

Годы перестройки были отмечены появлением как запрещённых ранее фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.), так и новых произведений антисталинского звучания: «Покаяние», «Завтра была война», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Слуга», «Так жить нельзя», «Власть соловецкая» и др.

В ведущих театрах страны были поставлены пьесы М. Шатрова «Брестский мир», «Дальше... Дальше... Дальше...», по-новому трактовавшие события революции и Гражданской войны, выводившие на сцену только что реабилитированных или забытых исторических персонажей.

Именно литература, кинематограф и театр во многом подготовили советское общество к новому этапу реабилитации жертв политических репрессий.

4. Литература. Особый размах гласность приобрела после январского (1987) пленума ЦК КПСС. С конца 1986 — начала 1987 г. стали публиковаться литературные произведения, не допускавшиеся ранее в печать: «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Зубр» Д. Гранина, «Исчезновение» Ю. Трифонова, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. В них поднимались проблемы судеб интеллигенции, национальных отношений в годы сталинского режима. Были изданы многие находившиеся под запретом работы отечественных литераторов: «Мы» Е. Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б. Пильняка, стихи М. Волошина, Н. Гумилёва, романы А. Платонова «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море», произведения В. Ходасевича, И. Шмелёва, В. Набокова и др.

Вернулись к отечественному читателю труды крупнейших российских философов — Н. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина, В. Розанова, В. Лосского и др., раскрывавшие истоки и смысл русского коммунизма, проблемы самобытности российской истории и др.

Были опубликованы работы эмигрантов 1970—1980-х гг. — И. Бродского, А. Галича, В. Некрасова, В. Аксёнова, В. Войновича, Э. Лимонова. Одним из событий литературной жизни стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А. Солженицына.

В литературных кругах шли горячие дискуссии о направлении и путях дальнейшего развития общества. Критиковали писателей, выступавших за коренные преобразования в стране (Б. Васильев, Г. Бакланов, С. Залыгин, С. Баруздин, А. Рыбаков, А. Приставкин, Д. Гранин). Ещё сильнее критиковали тех, кто выступал за сохранение традиционного пути (Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Иванов, А. Проханов и др.).

Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики и публицисты. Анализ частных «деформаций социализма», разоблачение сталинизма, исследование «механизма торможения» подводили к мысли, что причина всех неудач — в самой общественной системе.

Были изданы литературные произведения и научные исследования западных авторов, раскрывающие природу так называемого тоталитарного государства: «1984» Дж. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Открытое общество и его враги» К. Поппера, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Сталин: путь к власти» Р. Такера, «Бухарин» С. Коэна, «Фашизм» Ж. Желева и др.

 

5. Начало поворота в религиозной политике. 1000-летний юбилей Крещения Руси (1988) стал поворотным пунктом в религиозной политике советского руководства. После встречи Горбачёва с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и постоянными членами Священного синода начинается возвращение храмов, открытие новых приходов. В 1988 г. было открыто 809, а в 1989 г. — более 2 тыс. новых приходов РПЦ. Состоявшийся в дни торжеств Поместный собор принял новый устав, канонизировал Дмитрия Донского, Андрея Рублёва, Максима Грека, Ксению Петербургскую, Амвросия Оптинского и др. В считанные дни разошёлся 100-тысячный тираж Библии и 500 тыс. молитвословов.

В июне 1990 г. после смерти патриарха Пимена новым главой Русской православной церкви избирается Алексий II. Свою позицию новый патриарх обозначил так: «Атеизм — это духовный Чернобыль. Государство со своей идеологией слишком вольготно разместилось в жизни человека. Ему придётся потесниться».

У властей наметились изменения и в отношении верующих других религий — мусульман, иудеев, буддистов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: