I. Начальный период в изучении гамм

По традиции знакомство с гаммами начинают с игры диатонических гамм. Однако, такая методика требует определённой физической выносливости, которой ребёнок (особенно в возрасте 5-6 лет) чаще всего не обладает, его неокрепшие мышцы ещё не готовы к таким интенсивным нагрузкам. Это обстоятельство стало решающим для внедрения в педагогическую практику другого подхода, который использовали такие авторитетные педагоги-пианисты, как Маргарита Лонг, Татьяна Юдовина-Гальперина. Они начинали работу над гаммами с хроматической гаммы, далее следовали расходящиеся диатонические гаммы, затем короткие арпеджио и аккорды.  В чём заключается обоснованность такого подхода?

Прежде всего в следующем:

· в хроматической гамме пальцы двигаются в ограниченных рамках полутоновой системы, подкладывание первого пальца происходит в очень тесной позиции и это больше соответствует параметрам детской руки;

· игра хроматической гаммы позволяет «собрать» пальцы, активизировать точность прикосновения, развить ловкость и гибкость большого пальца (что впоследствии окажет неоценимую услугу при игре диатонических гамм);

· в хроматической гамме существует более простая и доступная для детского восприятия аппликатурная формула (когда третий палец используется на чёрных клавишах, а сочетание 1-2 пальцев в промежутках из двух белых клавиш);

· хроматическая гамма сама по себе содержит яркий, привлекательный для ребёнка звуковой образ, который использовал ещё Н.Римский-Корсаков в произведении «Полёт шмеля».

Принцип звукоизобразительности лёг в основу подготовительных упражнений для освоения хроматической гаммы В. Золотницкой. Упражнения «Баба-Яга» (упр.№8) и «Муха-Цокотуха» (упр.9)*готовят ученика к исполнению хроматических последовательностей, в них используются яркие сказочные образы, стихотворные подтекстовки, что делает процесс обучения интересным и увлекательным. Сначала упражнения можно играть отдельно каждой рукой, затем переходить к исполнению двумя руками.

________________________________________________________ *Золотницкая В. «Упражнения для начинающих пианистов». Издательство «Союз художников» Санкт- Петербург, 2004, стр. 8.

 Освоению диатонических гамм также предшествует подготовительный этап. Необходимо сначала познакомить ребёнка со звучанием и строением гаммы (например, исполняя в ансамбле «Гамму- вальс» О. Геталовой)*. Буквально с первых уроков вводится понятие «гамма» как музыкальная лестница звуков. Зрительно этот образ можно закрепить с помощью рисунка. Целесообразно петь гамму и подбирать её по слуху от разных нот (мажорную и минорную), играя её только третьим пальцем, штрихом нон легато или стаккато. Полезно использовать различные подтекстовки, например: «Вверх по ступенькам поднимусь, потом обратно вниз спущусь»; «я пою мажор, до мажор» или «я пою минор, ля минор». Подтекстовка позволяет быстрее запомнить гамму на слух, воспринять её как мелодию, тем самым значительно облегчить задачу подбора гамм от любого звука. Кроме того, на данном этапе ученику необходимо дать представление о структуре построения гамм в системе тон-полутон.

 Мажорная гамма: 2 тона, полутон, 3 тона, полутон.

  Минорная (натуральная): тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.

 К основному этапу в игре гамм целесообразно переходить, когда налажена игра legato в пределах пятипальцевой позиции.

Интересен комплексный, поэтапный путь освоения гамм Н. Корыхаловой, видного российского педагога, профессора Санкт-Петербургской консерватории, который она изложила в методической работе «Играем гаммы».

  Заботу об аппликатуре она предлагает отложить на более поздний срок, т.к. гораздо важнее, по её мнению, сначала научиться свободно исполнять гаммы от любого звука, а для этого стоит поначалу играть гамму поочерёдно двумя руками: четыре первых звука (нижний тетрахорд) – левой рукой, четыре следующих (верхний) – правой.

Затем к гамме можно добавить заключение в виде нисходящего трезвучия пятой ступени. Так мы настраиваемся на следующую гамму в квинтовом круге – соль мажор. Таким образом это «колёсико» может прокатиться через все 12 тональностей. «Катить колёсико» нужно и по минорным гаммам.**

_________________________________________________________

* Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью». Изд. «Композитор» СПб.,1997, стр. 6.

** Н. Корыхалова «Играем гаммы». Учебное пособие. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург,2003, стр.11.

Следующий этап – переход к игре гамм одной рукой с паузами между двумя её отрезками – группой из трёх нижних нот (трихорд) и четырёх верхних (тетрахорд).

 Затем эти позиции необходимо связать, чтобы получить единую мелодическую линию.

   С какой же гаммы следует начинать? В педагогической практике существуют различные подходы к данному вопросу и педагоги, работающие с детьми, поступают по-разному. Одни предпочитают строго придерживаться квинтового или квартового круга тональностей, то есть начинать с до-мажорной гаммы, переходя постепенно к гаммам с большим количеством диезов или бемолей. Такой порядок позволяет получить ясное представление о расположении тональностей по квинтово-квартовому кругу – именно в этом его преимущество.

Такого мнения придерживался, например, А.А.Николаев*, считая, что данная последовательность наиболее удобна, так как первые пять гамм квинтового круга (он рекомендовал изучать сначала мажорные гаммы) исполняются одинаковой аппликатурой. А разучивать гаммы, исходя из выбора наиболее технически удобных, является нецелесообразным, так как на начальном этапе изучения гамм, когда ученик играет их ещё очень медленно, запоминая правильные пальцы, вопрос о различной степени технической трудности той или иной гаммы не играет особенной роли.

Другие педагоги считают, что с точки зрения технического освоения гамм необходимо прислушаться к совету Шопена: «Бесполезно начинать учить гаммы на фортепиано с до-мажорной – самой легкой для чтения и самой трудной для рук гаммы, поскольку в ней нет никакой точки опоры. Следует начинать с той, которая способствует удобному расположению руки, предоставляя длинным пальцам черные клавиши…»**. Первая позиция руки, по Шопену, - это позиция на пяти звуках ми-фа#-соль#-ля#-си, которая целиком входит в си-мажорную гамму. Вслед за си- мажором осваиваются фа-диез, ре-бемоль, ми, ля, ре мажор и т.д. и только в самом конце приходит черед до-мажорной гаммы.

 

__________________________________________________

* Николаев А. А. «Очерки по методике обучения игре на фортепиано»,

**Цит. по Борухзон Л., Морено С. «Гаммы и арпеджио». Учебное пособие для музыкальных школ. Издательство «Композитор» (Санкт-Петербург), 1998, стр. 3.

 Многие педагоги начинают работу над гаммами с ми-мажора, считая её наиболее удобной (Например, именно с ми-мажора начинается изучение гамм в сборнике «Гаммы и арпеджио» Л.М.Борухзон, С.В. Морено).

Знакомство с минорными гаммами не следует откладывать слишком надолго. Учим их лишь с небольшим отставанием во времени. Порядок изучения минорных гамм может иметь два варианта. Можно учить их как параллельные мажорным (до-мажор- ля-минор, соль-мажор- ми-минор и т.д.). Если придерживаться в изучении гамм принципа постепенного возрастания знаков альтерации, это обеспечивает систематичность представления о них, постепенность перехода к гаммам с большим количеством диезов и бемолей. А можно разучивать минорные гаммы как одноименные мажорным. Это удобно тем, что при сопоставлении с мажорной, легче усваивается как структура минорной гаммы, так и её аппликатура.                                                                                       

Нарушить избранный порядок прохождения гамм бывает целесообразно, когда это продиктовано исполнительскими задачами: учащемуся полезно будет освоить гамму той тональности, которая соответствует тональности разучиваемого произведения.

Таким образом, рассматривая начальный этап изучения гамм, приходим к выводу о том, что в первую очередь в этой работе необходимо опираться на слуховые представления ребёнка и учитывать физиологические особенности пианистического аппарата ученика.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: