Психоаналитический подход к группе

 

 

Введение

Психоаналитическая теория повлияла на большинство других моделей групповой работы, представленных в этом учебнике[3]. Некоторые из них вышли из аналитической модели, другие являются модификацией аналитических понятий и процедур, а третьи появились как реакция протеста. Достаточно сказать, что большинство теорий группового консультирования заимствовали свои техники и понятия из психоанализа. Как групповой консультант вы можете никогда не вести аналитические группы и не иметь мотивации к их созданию. Но в любом случае, даже если вы не используете техники, которые требуют раскрытия бессознательного материала и реконструкции личности, базовые психоаналитические понятия могут стать интегральной частью вашего теоретического подхода.

Эта глава включает в себя обзор психоаналитических и психосоциальных перспектив, введение в современные тенденции психоаналитического мышления, описание стадий развития человека (следует заметить, что Зигмунд Фрейд сделал значительный вклад в наше понимание психосексуального развития индивида, начиная с раннего детства). Далее я сделаю специальный акцент на психосоциальных взглядах Эрика Эриксона (Erikson, 1963, 1982), который сформировал основу понимания человека на каждой стадии развития: от младенчества до старости. Эриксона можно рассматривать как психоаналитика и как эго-психолога одновременно. Он достроил концепцию Фрейда, продолжив историю человеческого развития с того момента, где Фрейд остановился.

При обсуждении ключевых понятий и базовых техник, которые характеризуют психоаналитическую группу, мы затронем основные темы, интересовавшие Фрейда. Несмотря на то что он по большей части работал с индивидуальной психодинамикой и диадическими взаимоотношениями между пациентом и аналитиком, его идеи и вклад получили свое приложение в практике аналитической групповой терапии.

Александр Вульф, психиатр и психоаналитик, был первым специалистом, который попытался приложить психоаналитические принципы и техники к работе с группой. Он начал работать с группами в 1938 году, потому что не хотел отворачиваться от пациентов, которые нуждались в помощи, но не могли позволить себе пройти интенсивную индивидуальную терапию. Его опыт аналитической терапии определил его ориентацию на психоаналитический подход, который лег в основу ею терапии. Вульф уделял основное внимание психоанализу в группе (п противоположность психоанализу группы) и последовательно подчеркивал, что он не столько работает с группой, сколько с конкретным человеком в его взаимодействии с другими.

 

ЦЕЛЬ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

Цель аналитического процесса — реструктурирование характера клиента и его личности. Эта цель достигается посредством переноса бессознательного конфликта на уровень сознания и его исследования. Психоаналитические группы в символической форме проигрывают реальную семью клиента, чтобы его историческое прошлое было воспроизведено в настоящем группы. Вульф (Wolf, 1963, 1975) применял в группе базовые психоаналитические техники, такие как работа с переносом, свободные ассоциации, анализ сновидений и выявление исторических причин нынешнего поведения. Он акцентировал внимание на воссоздании реальной семьи, что позволяло членам группы проработать свои неразрешенные проблемы. Их реакции на других членов группы и консультанта дают символический ключ к пониманию динамики взаимоотношений со значимыми фигурами из родительской семьи. Несмотря на то что эти реакции рождаются здесь и сейчас, они позволяют вернуть человека назад, к ранней истории его жизни (Tuttman, 1986). Подход Вульфа вызывает контролируемую и систематическую регрессию личности, которая предпринимается для усиления эго.

Муллан и Розенбаум (Mullan & Rosenbaum, 1978) называли процесс воссоздания семьи регрессивно-рекоструктивным подходом к психоаналитической групповой терапии. Этот термин означает, что члены группы регрессируют в свое прошлое для достижения терапевтической цели реконструкции личности, которая характеризуется социальной осознанностью и творческим отношением к жизни. Группа во многих аспектах дублирует родительскую семью. Консультант же пытается понять семьеподобные связи, возникающие внутри группы, а также между группой и терапевтом. Консультант обеспечивает минимально необходимую структуру и стремится к тому, чтобы группа, подобно семье, была гетерогенна. В этих условиях члены группы заново переживают конфликты, которые впервые появились в контексте родительский семьи.

Согласно Вульфу и Куташ (Wolf & Kutash, 1986), упор в аналитической группе делается на творческом росте индивидуального эго или самости. Авторы считают, что термин групповая терапия не совсем соответствует действительности, так как внимание уделяется избавлению от трудностей конкретных людей, а не группы. Более того, Вульф (Wolf, 1893) утверждает, что озабоченность групповой динамикой, взаимодействием здесь-и-сейчас и сплоченностью может отвлечь от основных задач психоаналитической работы. Как бы то ни было, он уверен, что групповая атмосфера приводит к более глубокому исследованию, чем это возможно при индивидуальном анализе, поскольку групповой процесс поддерживает и облегчает более глубокое изучение себя. Он убежден, что исследование интрапсихических процессов позволяет членам группы развить более детальное и точное понимание природы подчинения значимым людям в собственной нуклеарной семье и другим членам аналитической группы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: