Роль и функции группового консультанта

Несмотря на то что гештальттерапевты поощряют клиентов к тому, чтобы принять ответственность для повышения уровня осознания, консультант тем не менее может брать на себя активную роль в формировании экспериментальных ситуаций, чтобы помочь членам группы задействовать их ресурсы. Зинкер (Zinker, 1978) пишет, что терапевт, функционирующий подобно артисту, предлагает клиентам эксперименты, чтобы увеличить их поведенческий репертуар. Функцией консультанта является создание такой атмосферы и структуры, в которой смогут проявиться креативность и изобретательность группы. Например, в группе может быть заявлена тема одиночества. Основной задачей консультанта в данном случае будет аранжировка этой темы посредством установления связи между членами группы и обнаружение способов, которые позволят вовлечь группу (как целое) в исследование одиночества.

Гештальттерапевты применяют широкий спектр воздействий и экспериментов, чтобы помочь клиентам достигнуть осознания и пережить свой конфликт более полно. Нужно понимать, что не менее важной функцией терапевта является создание атмосферы заботы в группе. Пока групповая атмосфера не будет воспринята как безопасная, члены группы будут сохранять дистанцию и терапевтическая работа будет ограничена жесткими рамками (Feder, 1994).

РОЛЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. Ряд писателей придавал центральное значение «я — ты» отношениям и качеству присутствия терапевта, как оппозиции техническим навыкам. Они предупреждали об опасности ограничения себя техниками. Техники сами по себе не являются проблемой, но важно, чтобы позиция, поведение и отношение терапевта лежали в основе терапии (Hycner & Jacobs, 1995; Jacobs, 1989; Е. Polster, 1987а, 1987b; Yontef, 1993). Эти писатели отмечают, что современная гештальттерапия выходит за пределы ранних форм этой практики. Многие современные терапевты делают всевозрастающий акцент на таких факторах, как присутствие, аутентичный диалог, подлинность и искренность, более прямое самовыражение терапевта и уменьшение количества используемых стереотипных упражнений, большее доверие к переживаниям клиента и больший интерес к полноценному использованию группового процесса гештальттерапии.

Терапевты имеют право проводить свои собственные эксперименты, которые соответствуют их стилю ведения группы. Таким образом, терапевты должны находиться в контакте с собой и в то же время демонстрировать свое присутствие клиенту. Чтобы клиент стал аутентичным, он должен вступить в контакт с аутентичным терапевтом на основе искренних «я — ты» отношений. Поскольку гештальттерапия является составной частью экзистенциального подхода, «я — ты» встреча является основой терапии. Оздоровительный результат появляется в ходе неэксплуатирующей встречи. Лучшие эксперименты рождаются из доверительных отношений, формируемых консультант том. Этот подход усиливает подлинность экспериментирования и позволяет соприкоснуться с креативной частью консультанта и членов группы (см. Zinker, 1978).

В статье «Диалоги о гештальттеории и терапии» Якобе (Jacobs, 1989) исследует роль терапевтических отношений как фактора выздоровления и ту степень, в которой отношения клиент/терапевт являются центром внимания терапии. Она показывает, насколько философия диалога Мартина Бубера, которая включает в себя искреннюю встречу, конгруэнтна понятию контакта, осознания и парадоксальной теории изменений, входящих в гештальттерапию. Якобе считает, что современные тенденции в практике гештальттерапии развиваются в направлении усиления акцента на отношения клиент/терапевт, а не в сторону техник, которые отрывают от содержания встречи. Она убеждена, что терапевт, который действует исходя из ориентации на настоящее и ведет неосуждающий диалог, позволяет клиенту повысить уровень осознания и войти в контакт с другим человеком. Терапия, которая проходит в контексте диалогических отношений, дает клиенту шанс встретиться с другими людьми и прийти к пониманию себя. Эксперименты, которые использует терапевт, развиваются за пределы этого процесса. Эксперимент всегда должен быть феноменологической частью терапевтического процесса. Эксперимент, который мы рассмотрим несколько позже в этой главе, своей основной целью имеет осознание, а не просто разрешение проблемы клиента. Якобе утверждает, что, если терапевт использует эксперимент, если он фру-стрирован клиентом и хочет изменить личность, он использует его неправильно и скорее всего блокирует рост клиента, вместо того чтобы стимулировать его (Hycner & Jacobs, 1995).

Мириам и Эрв Польстер (Polster& Polster, 1973) рассматривают терапевта как артиста, вовлеченного в создание новой жизни. И все же в гештальттерапии, как и во многих других подходах, существует опасность того, что терапевт потеряет из виду истинное значение группового процесса и превратится в обычного высококвалифицированного техника. Терапевт должен использовать свой опыт как существенный ингредиент терапевтического процесса и никогда не забывать, что он — нечто большее, чем просто человек, реагирующий, дающий обратную связь или выступающий в роли катализатора, который никак не изменяется сам (Polster & Polster, 1973).

Для Зинкера (Zinker, 1978) творческий терапевт имеет большой опыт, открыт для различных жизненных переживаний и способен полноценно проживать свою жизнь. Короче говоря, он должен уметь использовать себя какличность, функционирующую в роли терапевта. Вдобавок он должен быть зрелой и интегрированной личностью и, конечно, как творческий терапевт обладать способностями и необходимыми техническими навыками. Вне зависимости от его эмпирической ориентации он использует себя, других членов группы, объекты и события, имеющие отношения к группе или происходящие в ней, чтобы сформировать новое видение у членов группы. Некоторые из тех особых навыков, которые Зинкер выделил как относящиеся к функционированию эффективного терапевта, следующие:

• способность определять энергию членов группы и вводить соответствующие эксперименты своевременно;

• способность быть гибким, позволяя некоторым вещам самостоятельно развиваться и продвигаясь к тем областям, которые наиболее важны;

• способность помогать членам группы выражать их чувства и подводить итоги, суммируя то, чему они научились, сразу после завершения эксперимента;

• мудрость знать, когда позволять членам группы оставаться смущенными, чтобы они могли научиться самостоятельно находить собственный путь.

РОЛЬ КОНСУЛЬТАНТА НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ.

Одним из способов концептуализации роли группового гештальттерапевта является рассмотрение стадий развития группы. Кепнер (Керпег, 1994) представляет модель, которая обращается к различным ролям консультанта в работе с группой на разных стадиях ее развития. Целью группового процесса является создание условий для обучения тому, что значит — быть членом группы. Кепнер отметила, что групповая гештальттерапия делает ударение на одной из трех границ: (1) интрапсихической или внутриличностной (то, что происходит внутри индивида, его мысли, ощущения и чувства), (2) межличностной (взаимодействие между людьми) и (3) на групповом уровне (процесс, который включает в себя группу в целом). Она утверждает, что выбор границы часто зависит от той роли, которую принимает консультант: терапевт для внуриличностного измерения, фасилитатор для межличностного процесса и консультант для группы как целого. Описывая групповой процесс в гештальттерапии, Кепнер подчеркивает, что консультант должен работать как с индивидом, так и с группой. Она описывает разнообразные роли гештальттерапевта, используя трехступенчатую модель.

На первой (начальной) стадии ключевыми характеристиками группы являются отождествление и зависимость. Каждый член группы зависит от того, как его воспринимают и как на него реагируют другие члены группы и консультант. Ведущий группы, функционирующий как терапевт, помогает индивиду исследовать проблему идентичности группе. Активность консультанта на начальной стадии должна быть направлена на создание атмосферы доверия, которая помогает принять риск и установить связь между индивидами. Если член группы однажды откроет, что он близок к членам группы и имеет много общего с ними, можно начинать процесс дифференциации.

На второй стадии (которая обычно называется переходной стадией) ключевой характеристикой является контрперенос. В период перехода группа сталкивается с проблемой влияния, авторитета и контроля. На этой фазе задачей ведущего группы является работа над увеличением дифференциации, расхождения и ролевой гибкости между членами группы. Консультант принимает роль фасилитатора, чтобы помочь членам группы проработать реакции, которые у них возникают по отношению к тому, что происходит в группе. Некоторые формы активности фасилитатора включают в себя повышение осознания норм действия в группе, поощряя членов группы к обсуждению норм и открытому выражению различий и неудовлетворения, а также отделению ролей от человека.

На третьей стадии (которая является 'собственно рабочей) ключевыми темами становятся близость и взаимозависимость. На этой стадии группового развития между членами группы устанавливается реальный контакт. Теперь, проработав темы влияния, власти и авторитета, они готовы для перехода на более глубокий уровень работы (как индивидуально, так и группа в целом). Групповой консультант больше не является абсолютным авторитетом и принимает роль источника опыта или консультанта. Консультант помогает ее участникам сблизиться и осознать незавершенные чувства и ситуации, которые не могут быть проработаны в группе.

Очевидно, что модель Кепнер основывается на том, что роли и функции ведущего группы соотносятся с тремя типами процессов, которые одновременно происходят в группе: внутриличностный, межличностный и в группе как системе, Гештальттерапевт имеет преимущество, поскольку может вмешиваться на всех уровнях (Frew, 1997).

Из обсуждения роли и функции ведущего гештальтгруппы должно быть ясно, что личность консультанта, то, как он функционирует в группе, творчески применяя различные техники, являются существенными факторами, которые определяют его потенциал как руководителя группы в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: