Задание 1. Составьте кластер по одному из экзаменационных вопросов (один на выбор).
Примечание: у каждого студента должны быть разные вопросы, не должны повторяться.
Экзаменационные вопросы;
1. Методика воспитания как способ осуществления педагогической деятельности.
2. Характеристика основных понятий курса «Методика воспитательной работы, технологии».
3. Методика и технология воспитательной работы (соотношение феноменов, специфика реализации).
4. Методика использования современных технологий воспитания в воспитательной работе.
5. Технология организации и проведения группового воспитательного дела (Н.Е. Щуркова).
6. Технология воспитательной работы с коллективом класса (Е.Н. Степанов).
7. Технология защитного воспитания (В.А. Сухомлинский).
8. Гуманно-личностная технология (Ш.А. Амонашвили).
9. Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания (О.С.Анисимов, П.Г.Щедровицкий).
10. Технологии воспитания на основе системного подхода (Л.И. Новикова, В.А. Караковский, Н.Л Селиванова).
|
|
11. Технология психолого-педагогической поддержки и сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе (О.С. Газман).
12. Технология тьюторской поддержки и сопровождения ребенка (Т.М. Ковалева).
13. Планирование как функция педагогической деятельности.
14. Программа воспитания образовательной организации. Методика ее проектирования и реализации.
15. План воспитательной работы в классе.
16. Программа воспитания обучающихся. Методика ее проектирования и реализации.
17. Методика подготовки и проведения различных форм воспитательной работы (по выбору студента).
18. Час классного руководства: сущность, функции, содержание, методика подготовки и проведения.
19. Коллективно-творческая деятельность и методика ее организации.
20. Игровая инструментовка деятельности детей в процессе организации КТД (практические примеры, рекомендации).
21. Виды коллективно-творческой деятельности. Методика их организации и проведения.
22. Методика реализации «открытых» форм воспитательной работы (экскурсия, прогулка, встреча, культпоходи т. п.).
23. Методика организации и проведения воспитательных, развивающих, спортивных игр.
24. Методика организации творческого выезда (лагерного сбора) сообщества детей и взрослых.
25. Сущность и типы педагогического взаимодействия.
26. Педагогическая поддержка и сопровождение ребенка. Методика организации.
27. Социальное партнёрство в контексте педагогической поддержки детей и подростков.
28. Интеграция детских и молодежных сообществ в воспитательное пространство образовательной организации.
29. Методика использования воспитательного потенциала современного детско-юношеского движения, неформальных объединений детей и молодёжи в воспитательной работе
|
|
30. Нормативно-правовые аспекты классного руководства
31. Задачи и основные функции деятельности классного руководителя
32. Принципы деятельности классного руководителя
33. Ориентиры деятельности современного классного руководителя
34. Типы отношений классного руководителя с воспитанниками
35. Критерии оценки деятельности классного руководителя
36. Методика планирования классным руководителем воспитательной работы. «Копилка классного руководителя», «Пакет школьных методик» в арсенале педагога-воспитателя.
37. Вовлечение родителей в жизнедеятельность сообщества детей и взрослых (методический аспект).
38. Родительское собрание и методика его проведения.
39. Методика организации индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия педагога (классного руководителя и учителя-предметника) и родителей.
40. Методика организации и проведения традиционных форм взаимодействия педагога и родителей (родительское собрание, педагогический консилиум, педагогический всеобуч, индивидуальная беседа).
41. Методика организации и проведения нетрадиционных форм взаимодействия педагога и родителей (педагогический тренинг, анализ воспитывающих ситуаций, этический театр и т.д.)
42. Методика организации и реализации педагогического просвещения родителей.
43. Понятие и функции педагогической диагностики.
44. Методика диагностирования уровня сформированности отдельных качеств и свойств личности школьника.
45. Диагностический инструментарий исследования уровня воспитанности обучающегося и уровня развития классного коллектива.
46. Исследование эффективности воспитательного процесса в образовательной организации.
Задание 2. Решите педагогическую задачу (одну по выбору) согласно представленному алгоритму:
№ | Алгоритм решения педагогической задачи | |
1 | Описание события ситуации (что произошло, где оно произошло, кто участвовал в событии и т.д.). В чем состоит собственно педагогический аспект этой ситуации, т.е. ее влияние на индивидуально-личностное становление ребенка. | Опишите восприятие обучаемым/воспитанником ситуации. Какие переживания Вы оцениваете как положительные, какие – отрицательные? |
2 | Вычленение и обоснование педагогической проблемы (формирование каких личностных результатов ФГОС нарушается). В чем истоки этой проблемы? Что Вас привело к такому выводу? | Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы для поиска решения задачи в описанном Вами контексте. |
3 | Определение педагогической цели, которую необходимо достичь в процессе решения данной ситуации. Какие факторы формирования личностных результатов ФГОС должны быть актуализированы? | Сформулируйте цель на основе поставленных вопросов. |
4 | Определение типа педагогической помощи и целесообразных методов воспитания (5-6 вариантов эффективного взаимодействия педагога с воспитанником в данной ситуации) | Предложите конкретные действия, необходимые для их выполнения. |
5 | Выбор и обоснование оптимального варианта для первого шага разрешения данной ситуации | Обозначить позицию педагога (авторитарная или гуманитарная стратегия), технологию, методику воспитания, на которую опирается педагога для разрешения данной ситуации. |
6 | Определение проявлений, по которым возможно судить о достигнутых результатах, и способов оценки результативности | Прогнозирование результата, оценка. |