Святой князь Александр Невский

Не одни злые татары обижали русских людей. Пришли на Русь ещё и другие враги -- шведы. Начальник их, Биргер, послал своих воинов в город Новгород и велел сказать новгородскому князю Александру: "Мы пришли взять себе этот город, а тебя, князь, и детей твоих хотим сделать своими слугами!"

Услышав эти дерзкие слова, князь Александр созвал новгородских жителей и сказал им: "Хотят шведы взять нашу землю. Пойдём сражаться с ними! Правда, нас мало, а шведов много, но Бог поможет нам, потому что враги обижают нас несправедливо!"

"Веди нас на врагов, князь!" -- вскричали новгородцы и с радостью пошли за князем навстречу шведам, чтобы защитить свою землю. Встретились шведы и русские на берегах реки Невы, той самой Невы, на которой возвышается теперь красивый и богатый город Петербург. А тогда росли на этом месте одни дремучие сосновые леса, где только дикие звери прятались в тёмных норах.

Бог помог князю Александру победить шведов: сам князь ранил в лицо дерзкого Биргера. После этой победы стали называть князя Александра -- Александром Невским, потому что битва была на берегу Невы.

Вслед за шведами пошли на Новгород немцы; хотели они, чтобы новгородцы приняли их веру.

Опять собрал войско князь Александр и пошёл навстречу врагам. Была зима. Реки и озера покрылись льдом. Наши войска встретили немцев, когда шли по льду через Чудское озеро. Тут же на льду и сразились оба войска, потому эта битва называется "Ледовым побоищем". И здесь победили русские и прославляли за храбрость своего князя, Александра.

Услышал о его подвигах хан Батый и послал сказать ему: "Хочу тебя видеть, князь! Бог мне покорил весь русский народ. Русские князья все были в орде, чтобы поклониться мне. Почему же ты не приходишь?"

Опечалился Александр. Не хотелось ему идти на поклон к хану. Но знал князь, что у татар несметные полки, что люди они злые. Если не пойдёт он, захотят наказать весь народ за непослушание князя. Опять придут разорять русскую землю. Пожалел князь свой народ и поехал на поклон к хану. Хан полюбил Александра за его доброту и храбрость и сделал его великим князем всей Руси, чтобы другие князья все повиновались ему.

Много добра сделал Александр для своей земли. Пришли раз татары с маленьким войском в города Суздаль и Владимир и стали грабить и обижать жителей, и смеялись над ними.

Рассердились русские на татар и убили ханских послов. Тогда хан собрал большое войско и уже собрался в путь, чтобы наказать жителей Суздаля и Владимира за убийство татар. Испугались русские и стали упрашивать князя Александра, чтобы он заступился за них перед ханом.

Опять должен был Александр Невский ехать к хану. Свез князь татарам богатые подарки и едва умолил хана простить русских. На обратном пути из орды вдруг заболел князь Александр. Была уже осень, стояла дурная погода, холодная и дождливая, и князь простудился. Стало ему очень худо. Позвал он к себе священников и сказал: "Я умираю. Пора мне подумать о Боге и о спасении своей души. Посвятите меня в монахи!"

Горячо молился князь Богу, пока его посвящали в монахи. Потом простился со своим народом и умер. Когда во всех городах узнал народ о смерти Александра, воскликнули все: "Погибнем мы без нашего доброго и храброго князя! Кто будет защищать нас от врагов?" Другие с плачем говорили: "Закатилось наше красное солнышко!"

После смерти своей князь Александр сделался святым за всё то добро, которое принёс русской земле. Даже жизни своей не пожалел и не поберег добрый князь, заботясь о своём народе. Потому и называют его теперь: Святой князь Александр Невский.

 

Дмитрий Донской

Славен и богат был город Москва, и князь московский, по имени Дмитрий Иоаннович, был сильнее всех других князей: все остальные князья слушались его во всём.

Пришли раз татары в московские города и стали обижать жителей. Вывели они на площадь много людей и стали бить их, говоря: "Будем бить русских, пока они не заплатят нам дани". Но люди эти были очень бедны и не могли заплатить. Другие вступились за них и убили ханских послов. Разгневался татарский хан, Мамай, собрал войско и пошёл наказывать русских. Князь Дмитрий решил защищать свой народ от злобы татарского хана. У русских было больше войска: князья все слушались князя Дмитрия и привели ему на помощь своих воинов.

Жил в это время на Руси один святой человек, монах Троицкого монастыря, Сергий. Святой Сергий благословил князя Дмитрия и сказал: "Бог пошлёт тебе победу над врагами!" И отпустил к князю двух монахов, Ослябя и Пересвета, чтобы они помогли князю сражаться и молились за него.

Пришли русские 8 сентября на берега реки Дона, на большое просторное поле, по имени Куликово, и увидели впереди себя татар. Стали русские молиться Богу, приготовляясь к битве, и все воины восклицали: "Господи! Дай нашему князю победу над врагами!"

Скоро началась битва. Князь Дмитрий Иоаннович со своими воинами первый пошёл на татар. Его друзья и слуги стали говорить ему: "Князь! Побереги себя, не ходи в битву, чтобы не убили тебя татары. Кто без тебя будет управлять Русью, если тебя убьют?"

Но добрый и храбрый князь ответил: "Я должен подавать пример своему войску; умру, если так надо, чтобы защитить свою землю от врагов". Целый день, с утра до вечера, бились русские с татарами на Куликовом поле. Наконец, русские стали одолевать и татары побежали. Русские погнались за ними и прогнали их далеко из своей земли. Хан Мамай воскликнул: "Велик русский Бог!"

Собрались после битвы все русские князья и воины, все радовались и прославляли Дмитрия Иоанновича. И вдруг увидели, что его нет между ними. Испугались русские и бросились искать своего князя. Нашли его раненого: далеко в поле лежал он между телами павших воинов. Татары во время битвы убили под ним коня. Русские сказали: "Князь, радуйся, ты победил врагов!"

Обрадовался князь, забыл он тут и про свои раны, сел на лошадь и стал благодарить Бога за победу. С тех пор получил князь прозвание Дмитрия Донского, потому что победа была одержана его войсками на берегах реки Дона.

Ещё много лет князь Дмитрий Донской со славой правил своим народом. А когда пришло ему время умереть, позвал он к себе своего сына Василия и поставил его князем всей Руси.

И все остальные князья слушались князя Василия и повиновались ему.

 

Иоанн III

Злой татарский хан Ахмат послал однажды послов к московскому князю Иоанну III. Послы привезли с собою портрет хана и сказали князю: "Хан приказал тебе прислать ему дань. Кроме того, ты должен при нас поклониться в землю перед портретом хана. Если всего этого не исполнишь -- разорим твою страну!"

Разгневался князь Иоанн. Не прежнее было время, чтобы кланяться татарам и платить им дань! Теперь московский князь сам был сильнее и богаче хана. Услышав дерзкие речи послов, Иоанн бросил на землю ханский портрет и растоптал его ногами, а послам сказал: "Расскажите хану Ахмату всё, что видели. Если он ещё захочет обижать меня -- то с ним будет то же, что сейчас с его портретом".

Хан собрал войско и пошёл на Москву, а князь Иоанн со своими войсками вышел ему навстречу. Оба народа, русские и татары, встретились на реке Угре. Побоялись татары сражаться с большим и сильным войском князя и ушли домой. С тех пор они уже не смели обижать русских, потому что боялись князя Иоанна. Князь Иоанн III сверг татарское иго в 1480 году. Так кончилась власть татар над русскими.

Силен и могуществен был князь Иоанн. Все остальные князья и города русские повиновались ему. А тех, кто его не слушал, он строго наказывал.

Так жители Новгорода не хотели слушаться великого князя Иоанна. В то время правила ими одна знатная женщина, по имени Марфа Борецкая. Однажды приказала она звонить в большой колокол, чтобы народ собрался на площадь. А новгородцы уже знали, что, когда звонят в колокол, надо собираться на площадь, или, как они говорили: "надо идти на вече!" Значит, было важное дело, которое надо было решить.

Когда народ собрался, Марфа велела сказать ему: "Не будем слушаться князя Иоанна! Он жестоко обращается с нами. Лучше будем слушаться польского короля Казимира: он гораздо добрее и позволит нам делать, что сами хотим!" Новгородцы согласились. Но, когда Иоанн узнал, что они позвали управлять Новгородом короля Казимира, разгневался на них и пошёл на их город с войском. Скоро Иоанн победил новгородцев и стал сам править ими. Непослушных он посадил в тюрьму. А большой колокол велел снять с площади, чтобы больше никто не звонил в него и не собирал народ на вече решать дела. Все дела решал князь сам. Горько плакали новгородцы, когда московские воины увозили их славный колокол. Да нечего было делать. С тех пор новгородцы всегда слушались великого князя московского.

Воевал Иоанн ещё с литовцами и победил их. Много городов отнял у них Иоанн за то, что не хотели раньше слушаться его литовцы. С тех пор все повиновались князю и боялись его, и при нём никто не смел больше обижать русский народ.

Захотел князь Иоанн III взять себе в жёны знатную греческую принцессу, по имени София Палеолог. София согласилась выйти замуж за Иоанна и поехала на Русь. Во всех русских городах жители с радостью встречали невесту своего князя, угощали её мёдом и вкусными кушаньями и дарили ей и её слугам богатые подарки. Царевна была этим очень довольна и сказала народу: "Благодарю вас за то, что так хорошо принимаете меня. Когда приеду в Москву -- приходите ко мне. И если будете что-нибудь просить у великого князя, я помогу вам!" Скоро София приехала в Москву. Князь и народ очень обрадовались ей. Народ побежал встречать принцессу, и во всех церквах зазвонили в колокола. Потом обвенчали принцессу с князем, и князь устроил большой пир.

 

Грозный царь

Плохо жить деткам без отца и матери: некому любить бедных крошек и заботиться о них. Найдутся и такие люди, которые готовы обидеть ребёнка, потому что он не может защищаться. Так и случилось с Иоанном IV, хотя он и был князь Руси. Но он остался круглым сироткой, ещё когда ему было только семь лет. Злые люди, окружавшие его, дразнили и обижали его; была у него добрая няня -- злые люди отняли её у маленького князя и услали её в монастырь, несмотря на то, что Иоанн горько плакал и упрашивал своих врагов вернуть его няню. Никакие просьбы не помогли. Часто у Иоанна отнимали игрушки и платьица, которые ему нравились. Придворные, или, как их тогда называли, бояре, бранили иногда при Иоанне его отца и мать. Если маленький князь заступался за них и плакал, то бояре смеялись над его слезами.

"Подождите, -- кричал тогда обиженный ребёнок, -- вот я вырасту и отомщу вам за всё".

И маленький князь исполнил слова свои на деле. Когда ему было четырнадцать лет, приказал он своим слугам убить князя Андрея Шуйского, который больше всех прежде дразнил и мучил Иоанна. Испугались тогда бояре и князья и раскаялись в своих поступках, но уже было поздно.

Ничему не позаботились они научить Иоанна: он ленился, не хотел заниматься никаким делом. Злые судьи обижали народ, но Иоанну некогда было выслушивать жалобы народа. Он всё своё время проводил в пирах и веселье. Плохо было жить народу. А тут ещё случился пожар; Москва вся почти сгорела: остался народ без хлеба и имущества, негде было жить. Пришел к молодому царю благочестивый и умный священник, Сильвестр, и стал говорить ему: "Царь, нехорошо ты поступаешь! Бог велел всем прощать своих врагов, а ты наказываешь их. Видишь, как страдает твой народ? Это потому, что ты ленишься, не смотришь за своими слугами: позволяешь им обижать бедных и сирот! Вот Бог разгневался на тебя и послал на твою землю пожар и голод!"

Испугался Иоанн Божьего гнева и дал обещание исправиться. Стал Иоанн помогать бедным. Вместо прежних злых судей поставил над народом новых, добрых и справедливых. Не позволял никому обижать народ. А благочестивый Сильвестр и друг его, Адашев, помогали царю заботиться о народе и делать добрые дела.

Пока Иоанн был маленьким и не мог сам править Русью, татары, жители Казанского царства, часто обижали русских людей. Жили татары по соседству с русскими и часто приходили на русскую землю: грабили имущество жителей, а людей уводили в плен и мучили тяжелой работой.

Когда Иоанн вырос, он захотел наказать татар за их злые поступки. Пошёл он с войском на главный город татарский, Казань. Это был большой город, окруженный крепкой стеною. Русские поставили около стен большие пушки и стали стрелять в татар. Татары со стены тоже стреляли в русских, лили в русских кипяток и бросали тяжелые камни. Много тут погибло народу!

Наконец, русские подложили в одном месте под стену пороху и зажгли его. Раздался страшный выстрел, и стена обрушилась. Русские бросились в город, стали биться с татарами на улицах и площадях Казани. Наконец, русские победили, и Иоанн сам был при войске и радовался победе. На главной площади города встретили его татары и поднесли ему корону Казанского царства. Освободили русских, которые были в плену у татар. Они кланялись Иоанну в ноги и говорили:

"Ты наш избавитель! От страшных мучений спас ты нас, великий царь!" И все прославляли Иоанна. И ещё много войн вел царь. Покорил он и другое татарское царство, Астраханское. У старых наших врагов, ливонцев, отнял Иоанн много городов. Между ними был большой, богатый город, Нарва, который взял Иоанн и присоединил к своему царству.

Радостно вернулся в Москву царь Иоанн IV. Только не долго продолжалась его радость. Вдруг он сильно захворал. Показалось царю, что смерть его приходит. А тогда у царя была уже жена по имени Анастасия и маленький сынок, Дмитрий. Позвал царь к себе своих бояр и сказал им: "Обещайте мне, если я умру, верно служить моему сыну, маленькому Дмитрию!"

Некоторые бояре обещали, а другие сказали в ответ: "Государь! Сын твой -- маленький мальчик. Не может он сам управлять царством. Опять злые люди станут обижать народ, как прежде, когда ты был маленький!" Разгневался и опечалился царь, когда увидел, что не слушаются его бояре. Когда Иоанн выздоровел -- решил он наказать непослушных.

А тут ещё случилось великое несчастье. Умерла любимая жена Иоанна, добрая царица Анастасия, умер и маленький Дмитрий, и подумал Иоанн, что бояре нарочно погубили их. Начал Иоанн наказывать смертью князей и бояр и жестоко мучить их. А злые люди оклеветали перед царём добрых слуг его, Сильвестра и Адашева; царь отослал их далеко от себя. Некому было теперь напоминать Иоанну о том, что государь должен быть милостивым и добрым и что Господь велел прощать врагов. Иоанн всё больше и больше гневался на бояр и князей. Припомнил он все старые детские обиды.

Часто казнил Иоанн и мучил даже невинных людей; теперь уже ему всегда казалось, что никто его не любит, и все ему желают зла. Завел себе царь новых страшных слуг: назывались они опричниками. Страшные это были люди: ездили они по всему государству на быстрых конях, в руках держали метлу, а на шее у лошадей привязывали собачьи головы: все это затем, чтобы пугать людей. Они бросались часто на народ, убивали и грабили людей. А царю говорили, что все эти люди были изменники и желали зла царю. Царь верил своим слугам, позволял им обижать народ.

Служил у царя боярин, по имени князь Курбский. Царь его очень любил прежде и послал вместо себя воевать с ливонцами. Один раз ливонцы победили Курбского. Испугался Курбский, что царь его накажет, и ушёл к ливонцам, которые приняли его с почётом. Из Ливонии Курбский послал слугу своего, Василия Шибанова, с письмом к царю Иоанну. В письме своём Курбский упрекал Иоанна в том, что он мучил и казнил бояр, и говорил, что Бог накажет царя за эти дурные дела.

Разгневанный Иоанн, получив его письмо, проколол жезлом своим (железной палкой, которую всегда носил в руках) ногу ни в чём неповинного Василия Шибанова. Кровь хлынула из раны. А царь ещё опирался на жезл, пока читал письмо. Потом Иоанн велел бросить бедного слугу в ужасную тюрьму, где его били и всячески мучили, чтобы он сказал что-нибудь дурное о своём господине Курбском. Но верный слуга перенёс всё и только хвалил своего господина и молился Богу. Так и замучили до смерти злые царские слуги этого хорошего, праведного и храброго человека.

Грустно провел царь Иоанн свои последние годы. Упреки совести за жестокие дела, совершенные им, постоянно мучили его: все боялись царя, и никто его не любил.

Наконец, царь тяжко заболел и скончался в страшных мучениях. Народ прозвал Иоанна "Грозным" царём за его великий гнев.

 

Ермак Тимофеевич

Рядом с русским царством за уральскими горами лежала славная страна -- Сибирь.

Это был богатый край: большие густые леса росли там на берегах широких и быстрых синих рек. В лесах жили разные дикие звери. Люди убивали их, а мех брали себе или продавали. Это был славный, пушистый, тёплый мех, тот самый, который так хорошо греет нас в холодную зиму. Были в Сибири высокие каменные горы, а в них много серебра и золота, только люди ещё не умели доставать его.

Этот край принадлежал прежде хану Кучуму и его народу. Хан Кучум часто нападал на своих соседей, русских, и обижал их.

Тогда казак, Ермак Тимофеевич, со своими друзьями, другими казаками, задумал завоевать Сибирь.

Казаки были храбрые и сильные люди. Жили они на реках Днепре и Доне и много воевали. Сначала они не слушались царя Иоанна и не повиновались ему. Но потом раскаялись в этом.

Пошли они на Сибирь вместе со своим атаманом Ермаком и завоевали её.

"Сильные русские воины, -- говорили татары, -- своими луками бросают они в нас огонь!"

А это были не луки в руках у казаков, а ружья, которых сибирские татары ещё никогда не видели.

Завоевав Сибирь, послал Ермак в Москву своего товарища, атамана Кольцо, просить у Иоанна Грозного прощенья за прежние дурные дела казаков. А в подарок посылал Ермак Иоанну новое завоеванное царство!

Иоанн простил казаков и принял их подарок. Храброму Ермаку послал царь шубу "со своего плеча" и серебряный ковш, и ещё другие подарки.

Только скоро погиб храбрый Ермак Тимофеевич, сражаясь с ханскими воинами. Стояли раз казаки на реке Иртыше; ночь была дурная и дождливая. Устали казаки. Днём они всё поджидали врагов, почему и прилегли, и заснули крепким сном. Тут то и подкрались к ним хитрые татары и многих убили сонных.

Сам Ермак проснулся, вскочил и бросился в Иртыш, чтобы переплыть на другой берег, где ждали его остальные казаки. Но вся его одежда была обвешана тяжелым оружием, а река была бурная, волны так и заливали плывшего атамана. Не хватило сил у Ермака доплыть до другого берега, пошёл он ко дну и утонул.

Сильно горевали по нему русские люди, а особенно печалились казаки, потеряв так рано своего доброго и храброго атамана.

 

Смутное время

Добр и благочестив был молодой царь Фёдор. Он любил свой народ и никому не делал зла. Только, к несчастью, он часто хворал и не мог сам управлять Русью, почему и назначил правителем России брата своей жены, Бориса Годунова.

У царя Фёдора был ещё маленький братец, Дмитрий. Невзлюбил Борис Годунов маленького царевича и мать его, царицу Марию, и не хотел, чтобы они жили в Москве, при царском дворе. Отослал Борис мать с сыном в маленький городок, Углич. Там они и жили.

Случилось однажды в Угличе страшное дело. Няня маленького царевича повела его как-то поутру погулять в сад, а сама на минутку вернулась домой. В это время к царевичу подошли два чужих человека: один взял его за ручку и спросил у него: "Государь, у тебя новое ожерелье?"

"Нет, старое", -- ответил ребёнок и вытянул шейку, чтобы показать своё ожерелье. Тогда другой злой человек, который стоял тут же, выхватил из-за пояса нож и вонзил его в горло бедного царевича. Только раз успел вскрикнуть от боли бедный крошка, кровь ручьём хлынула из страшной раны, и он упал и умер.

На крик его прибежала сама царица и старая няня; ужаснулась несчастная царица, увидев окровавленное тело своего милого сына: целовала и ласкала его и рыдала горько. Со всех сторон спешил к дворцу народ. Узнав, что случилось, -- разгневались жители города Углича, очень любившие своего маленького царевича. Бросились они на злых убийц и задушили их. Так наказаны были преступники за своё злое дело.

Горько плакал царь Фёдор, услышав о страшной смерти маленького братца. А народ стал говорить, что Борис Годунов всему виною и сам подослал убийц к царевичу. Борис завидовал маленькому царевичу, потому что Дмитрий должен был впоследствии царствовать, а Борису самому хотелось быть царём. Никто не знал наверное, Борис ли убил царевича, но все гневались на Бориса и не любили его.

И когда Борис после смерти царя Фёдора стал царём Руси, бояре не слушались его. Народ говорил: "Тяжело стало жить! Неурожай и голод по всей земле. Умирают наши родные и близкие. Это Бог наказывает нас за грехи царя Бориса!"

А потом пошли в народ удивительные слухи и странные разговоры: "Царевич Дмитрий жив, -- рассказывали друг другу потихоньку русские люди, -- убийцы, посланные Борисом, погубили нечаянно другого, чужого ребёнка, который играл на дворе. А сына своего царица Мария спрятала от них. Добрые люди увезли бедное дитя в чужую страну, Польшу, где Борис не мог достать его. А теперь царевич вырос и идёт к Москве; хочет он вернуть своё царство!"

Народ верил этим лживым слухам, так как не все ведь видели убитого царевича. Нашёлся в Польше такой человек, который назвал себя Дмитрием-царевичем: впоследствии народ дал ему прозвание Самозванца. Но теперь все думали, что он-то и есть настоящий царевич, и город за городом переходил под его власть, и войска Бориса не хотели сражаться с ним.

Вскоре царь Борис умер, и народ стал говорить: "Сам Бог наказал Бориса за его дурные дела!"

Теперь уже вся русская земля с радостью встречала Дмитрия Самозванца. Когда он вступил в Москву, народ, встречая его, кланялся ему в землю и восклицал: "Здравствуй, наше солнышко! Дай тебе Бог счастья и долгой жизни!"

Но недолга была радость Руси! Скоро увидели все, что обманул их Самозванец, что не был он царевичем. Нашлись бояре, которые раньше видели Дмитрия.

"Совсем непохож наш новый царь на хорошенького маленького царевича, которого мы знали, -- говорили эти бояре, -- некрасив он с виду: ростом мал, худой, смуглый... И точь-в-точь напоминает Гришку Отрепьева, беглого монаха, когда-то служившего у митрополита!"

Стали замечать бояре, что новый царь и Богу-то молится не по-нашему, а по-польски.

"Неблагочестив наш царь, -- говорили придворные, -- пост теперь; все люди стали каяться в грехах да Богу молятся, а у него во дворце пиры да балы: музыка гремит с утра до вечера, нарядные гости поют и танцуют. И женился Царь на польке Марине; теперь пришедшие с нею поляки обижают русский народ и смеются над ним".

Тогда многие бояре, которых поляки обидели, собрались однажды рано утром и пошли в царский дворец.

Самозванец ещё спал после вечернего пира. Слуга вбежал к нему и сказал, задыхаясь от страха: "Беда, Государь, пришли бояре убить тебя!" Самозванец схватил меч и бросился навстречу ворвавшимся во дворец боярам и воинам. Но их было много. Увидел Дмитрий, что не совладать ему с ними, и хотел скрыться. Они погнались за ним по комнатам дворца. Тогда он выбросился в окошко и сломал себе ногу: подоспевшие враги убили его. Тело его вытащили на московскую площадь, и тут уже весь народ увидел, что убитый царь не был царевичем Дмитрием. Разгневанный народ бранил обманщика и смеялся над ним, и выбрал себе другого царя, знатного боярина Василия Шуйского.

Стар был царь Василий Шуйский, уставал он управлять государством и не умел защищать народ свой от врагов. А враги надвигались на Русь со всех сторон. Пришли поляки к самой Москве. Около Москвы стоял крепкий монастырь, по имени Троице-Сергиевская лавра. Обступили поляки монастырь со всех сторон, хотели взять его. Но храбро защищались монахи: не спали они ни днём, ни ночью и всё караулили стены лавры, сбрасывая вниз поляков, когда они с оружием в руках взбирались на стены. Не знали поляки, как им и быть; хотели было подкупить старцев-монахов: посылали им богатые подарки, чтобы впустили они их в монастырь, но доблестные защитники лавры отвечали: "Богатства всего мира не возьмем мы, чтобы изменить отечеству!" Так и ушли поляки из-под Лавры ничего не добившись. Обрадовался народ: не знал, как и благодарить своих спасителей. Но поляки всё ещё не оставляли Руси. Напротив, приходило их всё больше и больше, и царь, Шуйский, ничего не мог поделать с ними.

Тогда возмутились бояре против Василия и приказали ему уйти в монахи и не занимать больше престола, так как он, вместо добра, только одно зло сделал Руси.

Осталась Русь вовсе без царя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: