Традиционалистская политическая культура

 Выделите источник власти, политические ценности, задачи государственной власти. Роль гражданина в государстве, достоинства и недостатки культуры.

Традиционалисты призывают следовать традициям прошлого и считать их критериями в поведении в современной жизни и в общественной политике. Традиции сохраняются в документах и обычаях, передаваемых от поколения поколению. К традициям можно отнести религиозные убеждения, нормы языка, национальную кухню и даже занятия определенными видами спорта. На первое место ставится семья. Идеология становится подобной светской религии. Роль конституции – защитить существующий статус, поддерживать мир и порядок. Задача власти – исполнять закон, гарантировать мир и порядок. Роль гражданина зависит от его социального статуса, как и его права и обязанности.

Традиционализм в своем политическом значении означает приверженность политическим традициям и защиту этих традиций, когда они входят в противоречие с нетрадиционными убеждениями и ценностями. Нельзя недооценивать силу политического традиционализма. Он дает людям чувство принадлежности к правильному образу жизни, ощущение связи с прошлым своего народа, национальную идентичность. Традиционализм питается из религиозных, национальных и родовых источников.

Традиционалистические политические культуры существовали в прошлом и существуют в современном мире, особенно в развивающихся странах. Как правило, крайне националистические движения в развивающихся странах опираются на традиционалистические чувства населения, когда борются за политическую власть.

Нигде политический традиционализм так не распространен, как в исламском мире. Этот мир простирается от Мавритании на западе до Индонезии на востоке. Некоторые страны в этом мире, такие как Иран и Саудовская Аравия, имеют конституционные системы, основанные на шариате. Другие страны исламского мира, такие как Египет и Сирия, приняли конституционные и политические системы в большей степени светские. В некоторых странах этого мира большинство населения составляют мусульмане, в других они половина населения или значительное меньшинство.

Ни одна традиционалистическая политическая культура полностью не похожа на другую. От культуры к культуре варьируются убеждения и ценности. Но есть возможность провести некоторые обобщения. В традиционалистической политической культуре действуют следующие убеждения и традиции:

ü Уважение к прошлому

ü Уважение к семейным, родовым связям

ü Подчинение властям

ü Сохранение традиционных источников власти

ü Строгие нормы поведения

ü Конформизм, отклонения преследуются, реформы вызывают подозрение

ü Стремление избегать политических конфликтов и конфронтаций, стремление к достижению консенсуса

ü Фаталистическая покорность, ощущение невозможности изменить что-либо

ü Принятие статус-кво и предназначенного жизненного пути

У людей разное отношение к традиционализму. Для одних это смирительная рубашка, для других это гарантии безопасности, стабильности и предсказуемости.

Приложение 3.

Модели поведения гражданина в каждой из политических культур. (общее для всех групп)

1.Голосование.

  1. Участие в добровольных организациях.
  2. Участие в политике.
  3. Выбор товара по политическим или моральным причинам.
  4. Независимое мнение.
  5. Желание понимать других.
  6. Слежение за действиями правительства.
  7. Служба присяжным в качестве призыва.
  8. Законопослушание.
  9. Готовность выступить в качестве свидетеля преступления в суде.
  10. Готовность платить налоги.
  11. Готовность служить в армии в случае крайней нужды.
  12. Готовность поддерживать людей в своей стране, которым живется хуже, чем Вам.
  13. Готовность поддерживать людей в других странах, которым живется хуже, чем Вам

 

стр 319 Вопросы для повторения к главе 3.

выполнить задания 2,3, 4, 7, 10

 

№2Как связаны между собой основные компоненты политической системы?

Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.

Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.

Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.

Коммуникативная подсистема — это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.

Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.

В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

 

№3 В чём состоит роль политической системы в жизни общества?

Роль политики в обществе:

• выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;

• согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;

• выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;

• распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;

• создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.

 

№4Каково соотношение гражданского общества и правового государства?

Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место. Говоря другими словами, гражданское общество – это общество, способное сделать свое государство правовым.

Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно – экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность.

Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:

- становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;

- гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;

- гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;

- гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;

- гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;

- с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;

- взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

 

 

№7В чём заключаются различия политической идеологии и политической психологии?

Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.

Политическая психология — междисциплинарная наука на стыке психологии, политологии и социологии. Основная задача политической психологии − изучение закономерностей политического поведения и сознания. Предметом изучения политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций), исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).

 

№10Как связаны между собой политическая система, политическое участие, политическая культура и политический процесс?

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.

Политическое участие — это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта — личность.

Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.

Политический процесс — форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: