Выделите источник власти, политические ценности, задачи государственной власти. Роль гражданина в государстве, достоинства и недостатки культуры.
Традиционалисты призывают следовать традициям прошлого и считать их критериями в поведении в современной жизни и в общественной политике. Традиции сохраняются в документах и обычаях, передаваемых от поколения поколению. К традициям можно отнести религиозные убеждения, нормы языка, национальную кухню и даже занятия определенными видами спорта. На первое место ставится семья. Идеология становится подобной светской религии. Роль конституции – защитить существующий статус, поддерживать мир и порядок. Задача власти – исполнять закон, гарантировать мир и порядок. Роль гражданина зависит от его социального статуса, как и его права и обязанности.
Традиционализм в своем политическом значении означает приверженность политическим традициям и защиту этих традиций, когда они входят в противоречие с нетрадиционными убеждениями и ценностями. Нельзя недооценивать силу политического традиционализма. Он дает людям чувство принадлежности к правильному образу жизни, ощущение связи с прошлым своего народа, национальную идентичность. Традиционализм питается из религиозных, национальных и родовых источников.
|
|
Традиционалистические политические культуры существовали в прошлом и существуют в современном мире, особенно в развивающихся странах. Как правило, крайне националистические движения в развивающихся странах опираются на традиционалистические чувства населения, когда борются за политическую власть.
Нигде политический традиционализм так не распространен, как в исламском мире. Этот мир простирается от Мавритании на западе до Индонезии на востоке. Некоторые страны в этом мире, такие как Иран и Саудовская Аравия, имеют конституционные системы, основанные на шариате. Другие страны исламского мира, такие как Египет и Сирия, приняли конституционные и политические системы в большей степени светские. В некоторых странах этого мира большинство населения составляют мусульмане, в других они половина населения или значительное меньшинство.
Ни одна традиционалистическая политическая культура полностью не похожа на другую. От культуры к культуре варьируются убеждения и ценности. Но есть возможность провести некоторые обобщения. В традиционалистической политической культуре действуют следующие убеждения и традиции:
ü Уважение к прошлому
ü Уважение к семейным, родовым связям
ü Подчинение властям
ü Сохранение традиционных источников власти
ü Строгие нормы поведения
|
|
ü Конформизм, отклонения преследуются, реформы вызывают подозрение
ü Стремление избегать политических конфликтов и конфронтаций, стремление к достижению консенсуса
ü Фаталистическая покорность, ощущение невозможности изменить что-либо
ü Принятие статус-кво и предназначенного жизненного пути
У людей разное отношение к традиционализму. Для одних это смирительная рубашка, для других это гарантии безопасности, стабильности и предсказуемости.
Приложение 3.
Модели поведения гражданина в каждой из политических культур. (общее для всех групп)
1.Голосование.
- Участие в добровольных организациях.
- Участие в политике.
- Выбор товара по политическим или моральным причинам.
- Независимое мнение.
- Желание понимать других.
- Слежение за действиями правительства.
- Служба присяжным в качестве призыва.
- Законопослушание.
- Готовность выступить в качестве свидетеля преступления в суде.
- Готовность платить налоги.
- Готовность служить в армии в случае крайней нужды.
- Готовность поддерживать людей в своей стране, которым живется хуже, чем Вам.
- Готовность поддерживать людей в других странах, которым живется хуже, чем Вам
стр 319 Вопросы для повторения к главе 3.
выполнить задания 2,3, 4, 7, 10
№2Как связаны между собой основные компоненты политической системы?
Как и любая иная, политическая система имеет свои границы. Внутри этих границ находятся властные институты, отношения, виды деятельности, которые определяют политику. В политической системе согласно одному из подходов, существующих в политологии, выделяется четыре структурных компонента, которые называют подсистемами.
Институциональная подсистема включает государство, партии, общественно-политические движения и иные политические институты.
Нормативная подсистема включает политические принципы, правовые нормы, регулирующие политическую жизнь, политические традиции и нормы морали, воплощённые в конституциях, иных законах (эти нормы распространяются на всю политическую систему), партийных программах, уставах политических объединений (эти нормы действуют внутри определённых организаций), а также в традициях и процедурах, определяющих правила поведения в политике.
Коммуникативная подсистема — это совокупность связей и взаимодействий как между подсистемами политической системы, так и между политической системой и другими подсистемами общества (экономической, социальной и т. п.), а также между политическими системами различных стран.
Культурно-идеологическая подсистема охватывает политическую психологию и идеологию, политическую культуру, включающие в себя политические учения, ценности, идеалы, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность людей.
В совокупности всех названных компонентов политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.
№3 В чём состоит роль политической системы в жизни общества?
Роль политики в обществе:
• выяснение смысла существования данной общности и системы ее приоритетов;
• согласование и сбалансированность интересов всех ее членов, определение общих коллективных устремлений и целей;
• выработка приемлемых для всех правил поведения и жизнедеятельности;
• распределение функций и ролей между всеми субъектами данной общности или, по меньшей мере, выработка тех правил, по которым происходит это распределение;
• создание общепринятого (общепонятного) всем языка — вербального (словесного) или символического, способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание всех участников сообщества.
№4Каково соотношение гражданского общества и правового государства?
|
|
Гражданское общество в его современном понимании и значении – это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место. Говоря другими словами, гражданское общество – это общество, способное сделать свое государство правовым.
Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно – экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность.
Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:
- становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;
- гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;
- гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;
- гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;
- гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;
- с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;
- взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.
|
|
Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и демократический характер власти;
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;
7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;
9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;
10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
№7В чём заключаются различия политической идеологии и политической психологии?
Политическая идеология — это определенный этический набор идеалов, принципов, доктрин, мифов или символов определённого общественного движения, института, социального класса или же большой группы, которые объясняют, как общество должно быть устроено и предлагают некоторые политические и культурные проекты определённого общественного порядка. Политическая идеология в значительной степени сосредотачивается на вопросах распределения политической власти и вопросу с какой целью она должна быть использована. Некоторые партии следуют определённой идеологии очень чётко, а другие могут иметь широкий набор взглядов, взятых из разных групп идеологий, но не следовать какой-то конкретной из них. Популярность идеологии зависит отчасти от моральных авторитетов.
Политическая психология — междисциплинарная наука на стыке психологии, политологии и социологии. Основная задача политической психологии − изучение закономерностей политического поведения и сознания. Предметом изучения политической психологии являются психологические компоненты политического поведения человека, касающееся проблем как внешней политики (война, терроризм, политические решения, этнические конфликты, восприятие партнёров переговоров), так и внутренней (политическое участие, дискриминация меньшинств, формирование политических ориентаций), исследование которых позволяет применить психологическое знание к объяснению политики. Методы, которые используются в политической психологии, ориентированы по преимуществу на анализ индивидуального поведения (контент-анализ, интервью, фокус-группы, тесты, экспертные оценки).
№10Как связаны между собой политическая система, политическое участие, политическая культура и политический процесс?
Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью.
Политическое участие — это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Политическое участие в отличие от политической деятельности имеет лишь одного субъекта — личность.
Политическая культура — часть общей культуры и наследования, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение.
Политический процесс — форма функционирования политической системы общества, изменяющейся в пространстве и времени; совокупная деятельность субъектов политики, благодаря чему обеспечивается функционирование и развитие политической системы.