Схема 12. Имиджи в истеблишменте

На данной схеме плоскость основания С символизирует имиджи группового лидерства. При любых катаклизмах в мире политики механизмы группового лидерства сохраняются, постепенно выдвигая из своих рядов новых лидеров с уже чисто политической ориентацией. Высшая точка выступающей пирамиды А выражает чисто политические имиджи, данные в том числе в идеологии как системе норм, идей, имиджей и концепций, закрепляющих или изменяющих господствующие общественные отношения.

Основание пирамиды В демонстрирует как бы промежуточный статус субкультурных имиджей, имиджей референтных, известных большинству населения личностей, организаций и т.д. Вся эта пирамида и характеризует истеблишмент, хотя существуют групповые имиджи и вне основания такой пирамиды. Но и в этом случае они вынуждены учитывать существование истеблишмента при акцентуации имиджей.

Необходимая иерархичность системы имиджей в обществе прямо отражает, по мысли автора, движение социального управления. Трудно спорить с так называемой негэнтропийной трактовкой управления, высказанной впервые, кстати, в работах ныне почти забытого русского мыслителя С. Подолинского, а чуть позже — А. Богданова[109]. Они были уверены в том, что управление, в принципе, может нарушать второе начало термодинамики, позволяя противостоять энтропии неопределенно долгое время.

Согласно известному началу термодинамики, любая изолированная система развивается по направлению роста энтропии, по направлению своего распада, гибели. Производственные системы, даже самые сложные и автоматизированные, распадались бы, в силу такого закона, быстро и необратимо, если бы не особый, неизвестный в неживой природе, феномен управления. Управление в принципе может блокировать рост энтропии на длительное время, и, следовательно, оно генерирует энергию внутри системы — по крайней мере, может это делать, — используя разум людей, силу объединения.

Стороной такого парадокса генерирования энергии через организацию людей, организацию и стимулирование их мотивов, фантазий, интеллекта, то есть невещественной субстанции разума, является имидж руководителя. Он имеет ярко выраженную специфику по отношению к обычным индивидуальным имиджам.

Попробуем исследовать столь парадоксальный статус имиджа руководителя, изучая последовательно его основные характеристики и особенности его применения в различных управленческих ситуациях.

Примем, в качестве базового, простейшее понимание управления, как «системы осознанных воздействий на мотивацию, планирование и контроль результатов труда, позволяющей достигнуть целей организации»[110], а в качестве базовой гипотезы — тезис о том, что имидж руководителя одновременно выражает необходимость, уровни, цикличность, сценарии управления и личные качества и символы руководителя.

Первой и очевидной особенностью имиджа руководителя и является его функциональная ориентация на организацию людей.

Иными словами, было бы явной ошибкой исследовать законы бытия имиджа руководителя, просто перенося, экстраполируя, законы индивидуального имиджа на жизнь производства.

Имидж руководителя выступает не только символом, кодом, но и средством организации людей для достижения целей производства, и, в этом смысле, выступает равноправным элементом оргсреды производства.

Во-вторых, чем лучше отработан имидж руководителя высокого ранга, тем в большей степени он выражает системное единство основных сторон жизни производства, что хорошо показывают известные «треугольники Маслоу»[111].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: