Фаза | Задачи | Психотехнические приемы | Субъект психокоррекции |
Установочная | 1. Образование группы как целого. 2. Формирование положительного настроя на занятие. 3. Диагностика поведения и особенностей общения детей | Спонтанные игры. Игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры | Для детей со спастической диплегией и гемипарезами не больше пяти человек. Дети с ДЦП с гиперкинезами не больше трехчеловек |
Подготовительная | Структурирование группы. Приучение к активности и самостоятельности. Формирование эмоциональной поддержки у членов группы | Сюжетно-ролевые игры. Игры-драматизации для снятия эмоционального напряжения | Для детей с ДЦП со сниженным интеллектом игры драматизации. С сохранным интеллектом —сюжетноролевые игры |
Реконструктивная | 1. Коррекция неадекватных эмоциональных реакций 2. Проработка негативных переживаний. 3. Обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования | Разыгрывание детьми конкретных жизненных проблемных ситуаций | Для детей с ДЦП возможно привлечение родителей |
Закрепляющая | Закрепление адекватных форм эмоцио нального реагирования на конфликт. Формирование адекватного отношения к себе и окружающим | Специальные сюжетно-ролевые игры, предложенные детьми | Детям с ДЦП необходима помощь психолога в выборе игры. Рекомендуется включать в игру родителей и здоровых сверстников |
|
|
Задание 3. Заполните таблицу «Направления и задачи психологической коррекции детей с различными формами ЗПР» (по Мамайчук И.И.)
Наименование блока | Содержание блока | Психокоррекционные задачи | Формы ЗПР |
Мотивационный блок | Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия | Формирование познавательных мотивов: - создать проблемные учебные ситуации; - стимулировать активность ребенка на занятии; - обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: - создание игровых учебных ситуаций; - дидактические и развивающие игры | Психофизический инфантилизм Психогенные формы ЗПР |
Блок регуляции | Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию | Обучить ребенка планировать деятельность во времени. Предварительно организовать ориентировки в заданиях. Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности. Приемы: - обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию) | Соматогенная форма ЗПР Органический инфантилизм ЗПР церебральноорганического генеза |
Блок самоконтроля | Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу их выполнения | Обучить контролю по результатам. Обучить контролю по способу деятельности. Обучить контролю в процессе деятельности Приемы: - дидактические игры и упражнения на внимание, память, наблюдательность; - обучение конструированию и рисованию по моделям | ЗПР церебрально-органического генеза Соматогенная форма ЗПР. Психогенная форма ЗПР |
|
|