Методические указания

При подготовке к семинарскому занятию по данной теме следует обратить внимание на следующее. Многие исследователи считают, что поражение России в Крымской войне вызвало в 1860 – 1870 годах реформы Александра II, явилось толчком модернизационных процессов в России, в то время, как в Западной Европе модернизационные процессы начались в ХVI – XVII в. В этих странах сложились внутренние импульсы к модернизации, поэтому изменения во всех сферах жизни общества происходили одновременно. Наряду с индустриализацией происходило формирование гражданского общества и правового государства. По мнению большинства исследователей, развитие России сильно зависело от прямого или косвенного давления Запада, и поэтому в России реализовалась догоняющая модель модернизации, так называемая имперская модернизация, которая во многих отношениях представляла собой процесс приспособления к Западу. В стране проводились преобразования, не дожидаясь, когда созреют необходимые предпосылки (№1). В последнее время в исторической науке появилось мнение о волнообразном развитии России, чередовании реформ – контрреформ. Исследователи считают, что, как только разрыв между Россией и Западной Европой сокращался, период реформ заканчивался, и следовал пеиод контрреформ. Противоречивые свойства модернизационного процесса выражались в волнообразном развитии России, в истории которой волны относительной либерализации сменялись антилиберальной контрмодернизацией. Контрреформы не могли не наступить, т.к. ресурсы для имперской модернизации получали за счет эксплуатации основного класса населения. В условиях бедности русской нации, ограниченных возможностей, малой производительности крестьянских хозяйств и одновременно всевозрастающих расходов на поддержание боеспособности страны у государства не было другого способа мобилизации сил для решения национальных задач. В современной исторической науке наметились новые подходы к изучению проблемы крепостного права в России. Целый ряд историков (акад. Милов Л.В. и др.) считают, что крепостное право было исторически оправданной закономерностью в России. Пик крепостничества приходится на правление Петра Великого, а с начала Х1Х века осуществляется медленное поэтапное раскрепощение под влиянием экономических, политических и моральных обстоятельств.

При подготовке к первому вопросу семинарского занятия необходимо прочитать соответствующие страницы учебных пособий, а затем материалы этого пособия (№1-16).

Изучая эту литературу, надо в текстах выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос по схеме: 1. Время проведения реформ, 2. Историография вопроса. 3. Теория вопроса (см. словарь терминов). 4. Причины проведения реформ. 5. Содержание реформ (характеристика положения и Манифеста 1861 г., судебных уставов 1864 г., «Положения о губернских и уездных земских учреждениях» «Городовое положение», военные реформы 1861 – 1874 гг.). 6. Значение реформ и их последствия.

По вопросу о причинах отмены крепостного права в России существует несколько мнений. Одни историки считают, что причиной являлось состояние крепостного хозяйства, его разложение и кризис, другие – реформаторскую деятельность либеральной части царской бюрократии (П.Зайончковский), третьи – крестьянское движение (М.В.Нечкина).

В последнее время получила развитие точка зрения, что причиной реформ является поражение в Крымской войне (первое упоминание о реформах было изложено в Манифесте 19 марта 1856 г. о Парижском мире).

Ряд исследователей (В.Шелохаев, В.Красильщиков и др.) считают, что поражение России в Крымской войне вызвало реформы Александра II. Сегодня даже трудно сказать, «сколько десятилетий эволюционного развития потребовалось бы России, чтобы в ней вызрел крепкий динамический капитализм, не будь Крымской войны, напомнившей о внешней угрозе независимости страны» (В.Шелохаев). Война показала технико-экономическую отсталость России, именно неизбежность военной реформы вызвала к жизни и все остальные преобразования, включая и отмену крепостного права.

Следует учитывать и то, что подготовка реформ началась в обстановке общеполитического подъема в стране, но их проведение растянулось на полтора десятилетия и проходило уже в то время, когда социальная напряженность была снята. Самодержавие вышло из политического кризиса, отсюда непоследовательность, незавершенность и узость большинства реформ 1863 – 1874 гг. Наряду с буржуазными принципами в новых органах управления, судебной системе, народном образовании и т.д. сохранялись старые административно-полицейские методы, сословность во всех сферах общественно-политической жизни страны. Тем самым создавались условия для проведения серии контрреформ в правление Александра III.

При подготовке ко второму вопросу надо прочитать соответствующие страницы учебной литературы и материалы данного пособия (№ 17-26). Изучая эту литературу, надо выделить те фрагменты, которые помогут самостоятельно составить ответ на вопрос «Внутренняя политика самодержавия в 80-90-е гг. Х1Х в.» по схеме: 1. Время проведения контрреформ. 2. Теория вопроса. 3. Причины проведения контрреформ и их основные направления. 4. Складывание концепции контрреформ, их характеристика (введение института земских начальников, земская и городская контрреформы, политика в области просвещения, в национальном вопросе). 5. Итоги и последствия.

При изучении контрреформ следует иметь в виду, что их целью было восстановление принципа сословности, усиление позиций дворянства во всех сферах жизни общества и усиление правительственной власти на местах. Политика контрреформ не была полностью реализована, вступила в явное противоречие с объективным ходом исторического развития России.

Важным аспектом внутренней политики самодержавия в Х1Х в. была его социально-экономическая политика, которая носила активный характер «насаждения» капитализма сверху (мероприятия в промышленности, торговле, военные преобразования, укрепление финансов).

При выполнении логического задания №1 надо дать определение понятий «крепостное право», «модернизация», «капитализм», а затем прочитать соответствующий раздел учебника и приведенного в данном пособии текста №

При выполнении логического задания №2 надо дать определение понятий, прочитать соответствующий материал в данном пособии и сравнить реформы и контрреформы.

При выполнении логического задания №3, изучив соответствующие материалы учебника и пособия, заполните таблицу.

 

Учебные материалы

 

№1. Имперская модернизация в России

Россия первой в мире предприняла попытку догоняющей, форсирован­ной модернизации (реформы Петра I). Тогда же сложился и алгоритм оте­чественных модернизации — так называемая имперская модель, просуществовавшая почти триста лет, до самой горбачевском перестройки.

Эта своеобразная модель зависимого развития не похожа на сложив­шуюся в Азии, Африке и Латинской Америке. Россия, как известно, не была чьей-либо колонией. Однако как раз это и предопределило специфиче­скую зависимость ее развития от Запада: чтобы укрепить свою государственность и независимость, России приходилось постоянно подстраиваться под него. Как сказал Сергей Витте, «великая страна не может ждать». Как только Западная Европа делала очередной шаг вперёд в приращении своей технической и военной мощи, Россия вынуждена была делать то же самое — во имя сохранения независимости и имперского статуса, укреп­ления своей военно-технической мощи. Для этого создавали сильную ар­мию, оснащённую современным вооружением, строили предприятия, ра­ботавшие для военных нужд. С той же целью выборочно заимствовали на Западе технические достижения и научные знания, прямо или косвенно относившиеся к военному делу. Порой они стимулировали развитие соб­ственной науки и техники. Но поначалу многие технологии и образцы технических достижений приходилось закупать за границей в обмен на сырьё и продукты питания.

Имперская модернизация в России проводилась по инициативе наиболее активной и дальновидной правящей элиты и опиралась на мощь государства, поскольку в стране не было сплоченного предпринимательского класса, как в странах Западной Европы. Задачей такой модернизации было сохранение военно-политического статуса империи, усиление военно-технической мощи. Поэтому на Западе заимствовались технические достижения и научные знания. Прежде всего, можно выделить следующие особенности имперской модернизации. Во-первых, исключительная роль государства и инициировании, определении направленности и осуществлении модернизационного процесса. Государство настолько жестко

контролировало процесс модернизации, что он предстает как цепь своеобразных «революций сверху», которые не только осуществлялись зачастую силовыми методами, вопреки устремлениям основной общественной массы и оказались неорганичными социокультурной специфике России.

Роль государства в России во многих отношениях отличается от роли государства как на Западе, так и на Востоке. С одной стороны, российское государство было инициатором эволюционных изменений в обществе, с другой - представляло инертную структуру, блокировавшую естественное разрешение противоречий. Монополия государства на осуществление модернизационного процесса не учитывала социокультурную специфику страны, рассматривая некоторые ее характеристики как подлежащий упразднению анахронизм, а внедряемые насильственно «западные элементы» деформировали, либо даже разрушали сложившуюся культурную парадигму.

В модернизацнонных усилиях государства общество, хозяйственный строй, культура всякий раз выступали лишь в качестве объекта преобразования, но никогда - в качестве его опоры или стимула к изменению. Со значительной долей уверенности можно сказать, что государство само удерживало общество в своеобразном переходном состоянии от традиции к современности.

Во-вторых, особенность имперской модернизации в России состоит в разнонаправленности процессов модернизации & обществе. Модернизации подвергаются те сферы, к которым государство имело непосредственное отношение - органы государственной власти, военные силы, экономика.

 

№2. Реформы и контрреформы

В современной исторической науке прочно утвердилось мнение, что одной из особенностей российских реформ является их непременной чередование с контрреформами. Для того, чтобы утверждать это с уверенностью, следует прояснить само понятие «контрреформа». В самом общем виде оно означает преобразования, подрывающие результаты предшествующих преобразований или сводящие их на нет. Однако имеются и другие трактовки данного понятия: это действия, ведущие к изменению направления и характера развития по сравнению с тем, каким оно стало в результате предшествующих реформ; это действия по отмене, ликвидации результатов всех реформ, имеющие следствием частичный или полный возврат к дореформенному состоянию. Контрреформы – это попятное движение, которое может быть вызвано тем, что реформы проводятся с опорой на слишком узкую социальную базу, что вызывает отторжение у большинства общества.

Сама схема «реформы - контрреформы» далеко не так проста и однозначна. В истории России есть немало примеров, которые в нее не укладываются. Во-первых, проведение реформ и контрреформ в одно и то же время (в правление Александра III), во-вторых, за реформами следовали не контрреформы, а революции (реформы С.Ю.Витте и революция 1905-1907 гг., реформы П.А.Столыпина и последующая война и революция 1917 г.). В-третьих, за контрреформы принимались меры, направленные на корректировку реформ в ходе их осуществления (например, деятельность Петра 1, которая трактовалась как контрреформы)

Четкого определения контрреформы в науке пока не выработано. Наиболее приемлемым является трактовка контрреформ как попятного движения, возвращающего общество к дореформенным порядкам. Для проведения контрреформ должны быть определенные условия. Главное из них – наличие у власти людей, которые выражают интересы антиреформаторских сил.

№3. Из манифеста 19 февраля 1861 г. «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»

Явился результатом длительной работы, которая велась правительством в Главном комитете по крестьянскому делу, созданному Александром II в 1858 г. и Редакционных комиссиях при нем (с 1859 г.), а также на местах в дворянских губернских комитетах. Манифест провозглашал личное освобождение крестьян от помещиков и «дарование» им прав «свободных сельских обывателей». Обнародован 5 марта 1861 г.

...Мы начали сие дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества. Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и принять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие не оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей.

Сии предположения, оказавшиеся, как и можно было ожидать по свойству, разнообразными, сличены, соглашены, сведены в правильный состав, исправлены и дополнены в Главном по сему делу комитете; и составленные таким образом новые положения о помещичьих крестьянах и дворовых людях и рассмотрены в Государственном совете.

Призвав Бога в помощь, мы решились дать сему делу исполнительное движение.

В силу означенных новых положений, крепостные люди получат в свое время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения быта их и испол­нения обязанностей их пред правительством, определенное в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определенные в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными.

Вместе с тем им дается право выкупать усадебную их оседлость, а с согласия помещиков они могут приобретать в собственность полевые земли и другие угодья, отведенные им в постоянное пользование. С таковым приобретением в собственность определенного количества земли крестьяне освободятся от обязанностей к помещикам по выкупленной земле и вступят в решительное состояние свободных крестьян-собственников...

... существующий доныне в помещичьих имениях порядок должен быть сохранен дотоле, когда, по совершении надлежащих приготовлений, открыт будет новый порядок.

Для правильного достижения сего мы признали за благо повелеть:

1. Открыть в каждой губернии губернское по крестьянским делам присутствие, которому вверяется высшее заведование делами крестьянских обществ, водворенных на помещичьих землях.

2. Для рассмотрения на местах недоразумений и споров, могущих возник­нуть при исполнении новых положений, назначить в уездах мировых посредни­ков и образовать из них уездные мировые съезды.

3. Затем образовать в помещичьих имениях мирские управления, для чего, оставляя сельские общества в нынешнем их составе, открыть в значительных селениях волостные управления, а мелкие сельские общества соединить под одно волостное управление.

4. Составить, поверить и утвердить по каждому сельскому обществу или имению уставную грамоту, в которой будет исчислено, на основании местного положения, количество земли, предоставляемой крестьянам в постоянное поль­зование, и размер повинностей, причитающихся с них в пользу помещика как за землю, так и за другие от него выгоды.

5. Сии уставные грамоты приводить в исполнение по мере утверждения их для каждого имения, а окончательно по всем имениям ввести в действие в те­чение двух лет со дня издания настоящего манифеста.

6. До истечения сего срока крестьянам и дворовым людям пребывать в прежнем повиновении помещикам и беспрекословно исполнять прежние их обязанности.

7. Помещикам сохранить наблюдение за порядком в их имениях, с правом суда и расправы, впредь до образования волостей и открытия волостных судов <...>

И теперь с надеждою ожидаем, что крепостные люди при открывающейся для них новой будущности поймут и с благодарностию примут важное пожерт­вование, сделанное благородным дворянством для улучшения их быта.

Документы крестьянской реформы // Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1989. Т. 7. С. 27-39.

№4. Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости

Февраля 1861 г.

«Положения» состоят из 22 отдельных законодательных актов, касающихся общих во­просов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров вы­купаемых наделов по отдельным районам России. Здесь приведены извлечения из «Общего положения» и «Положения о выкупе».

«Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда в порядке, указанном в настоящем Поло­жении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состоя­ния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу. В поль­зование сими правами они вступают тем порядком и в те сроки, какие указаны в Правилах о приведении в действие Положений о крестьянах и в особом По­ложении о дворовых людях.

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им зем­ли, предоставляют за установленные повинности в постоянное пользование кре­стьян усадебную их оседлость и сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком, то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указан­ных в местных положениях.

4. Крестьяне за отведенный на основании предыдущей статьи надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинно­сти: работою или деньгами. <...>

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добро­вольному между помещиками и крестьянами соглашению с соблюдением лишь следующих условий:

1) чтобы надел, предоставляемый крестьянам в постоянное пользование для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинно­стей, не был менее того размера, который определен с этою целию в местных положениях;

2) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе как временными договорами на сроки не долее трех лет... и

3) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию предоставляемых крестьянам в настоящем По­ложении.

Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинно­стей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются уставные грамоты, в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещи­ком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утвержде­ния сего Положения.

15. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости, но состоящие в обя­зательных поземельных отношениях к помещикам, именуются временнообязанными крестьянами.

16. Крестьяне, вышедшие из крепостной зависимости и приобретшие в соб­ственность поземельные угодья на основаниях, в Положениях изложенных, именуются крестьянами-собственниками.

17. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соеди­няются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведова­ние общественными делами предоставляется миру и его избранным на основа­ниях, в сем Положении изложенных.

18. Помещику впредь до прекращения обязательных к нему отношений кре­стьян, на его земле водворенных, предоставляется вотчинная полиция и попечи­тельство над обществом сих крестьян. <...>

20. Для приведения в действие Положений о крестьянах и для разрешения особых дел, возникающих из обязательных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами, учреждаются в каждой губернии: 1) губерн­ское по крестьянским делам присутствие; 2) уездные мировые съезды и 3) ми­ровые посредники.

21. На крестьян, вышедших из крепостной зависимости, распространяются общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейст­венных. На сем основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется дозволения помещиков.

22. Крестьяне, как отдельно, так и целыми обществами, могут входить на основании общих постановлений во всякие, законом дозволенные, договоры, обязательства и подряды. <...>

23. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право наравне с другими свободными сельскими обывателями и с соблюдением установленных в общих законах и в сем Положении правил:

1) производить свободную торговлю, предоставленную крестьянам, без взя­тия торговых свидетельств и без платежа пошлин;

2) открывать и содержать на законном основании фабрики и разные про­мышленные, торговые и ремесленные заведения;

3) записываться в цехи, производить ремесла в своих селениях и продавать свои изделия как в селениях, так и в городах;

4) вступать в гильдии, торговые разряды и соответствующие оным подряды <...>

59. Пока крестьяне состоят в обязательных отношениях к помещику, на земле коего они водворены, сельский староста должен: крестьян, отправляющих издельную повинность, наряжать на работу, а с оброчных взыскивать оброк, сообразно с требованием помещика, основанным на правилах Местных Поло­жений, и вообще немедленно исполнять законные требования помещика, под своею личною ответственностью, согласно с изданными о крестьянах Положе­ниями. <...>

Документы крестьянской реформы // Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1989. Т. 7. С. 35-48.

№5. Из положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий

... 2. Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляется право выкупать в собственность усадебную их оседлость.

3. Приобретение в собственность крестьянами, вместе с усадебною оседло­стью, полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, до­пускается не иначе как с согласия помещика.

4. При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела оказывается, в определенных сим Положением случаях, содействие от правительства посредством выкупной операции (выкупа). Содействие сие заключается в том, что правительство ссужает под приобретаемые на этом основании земли определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты оной на продолжительный срок, и само взыскивает сле­дующие с них платежи как в счет процентов по выданной сумме, так и на по­степенное погашение долга. Означенная сумма выдается помещику процентны­ми кредитными бумагами, по коим правительство принимает на себя уплату процентов и капитала. <...>

64. При приобретении крестьянами в собственность их надела по взаимному добровольному соглашению с помещиком, как без содействия, так и при содей­ствии правительства, величина платежа за приобретаемые земли не ограничива­ется никаким определенным размером, а зависит единственно от усмотрения договаривающихся сторон: содействие же, оказываемое при сем правительст­вом, заключается лишь в выдаче под приобретаемые земли определенной вы­купной ссуды в установленных для нее в ст. 65 и 66-й размерах.

65. В основание для определения размера выкупной ссуды принимается де­нежный оброк, назначенный с крестьян в пользу помещика по уставной грамо­те (на основании местных положений о поземельном устройстве крестьян, во­дворенных на помещичьих землях), за предоставленный крестьянам в постоян­ное пользование усадебный и полевой надел. Если приобретается не полный по уставной грамоте надел, а часть оного, то для определения выкупной ссуды означенный оброк понижается соответственно уменьшению при сем надела и согласно правилам, установленным в помянутых местных положениях для ис­числения денежных оброков.

 66. Указанный в предыдущей статье годовой оброк за приобретаемую землю капитализируется из шести процентов, т. е. помножается на шестнадцать и две трети. Из исчисленной на сем основании капитальной суммы назначается в ссуду крестьянам для выдачи помещику, на основании ст. 4-й сего Положения, определенная часть, а именно: 1) при приобретении в собственность крестьяна­ми полного по уставной грамоте надела - четыре пятых (т.е. 80 коп. на рубль), 2) при приобретении надела уменьшенного - три четверти (т.е. 75 коп. на рубль).

113. Крестьяне, приобревшие в собственность землю при посредстве выкуп­ной операции, обязаны вносить в казну ежегодно взамен следовавшего помещи­ку за сию землю оброка по шести копеек на рубль с назначенной правитель­ством выкупной ссуды впредь до погашения оной. Таковые платежи именуются выкупными. <...>

114. Выкупная ссуда погашается взносом выкупных платежей в продолже­ние сорока девяти лет со дня выдачи ссуды. <...>

Документы крестьянской реформы // Российское законодательство Х-ХХ вв. Т.7. С. 35-48, 140-145.

 

№6. Оценка реформы 1861 г.

Обнародование «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной 1861 г. За первые пять меся­цев 1861 г. произошло 1340 массовых крестьянских волнений, всего же за год — 1859 волнений. Более половины их (937) было подавле­но военной силой. Фактически не было ни одной губернии, в которойв большей или меньшей степени не проявился бы протест крестьян против невыгодных для них условий дарованной «воли».

Реформа 1861 года ударила одним концом по барину, другим по мужику. Являясь грабительской по отношению к крестьянам, она в известной мере ущемляла и экономические интересы помещиков: личное освобождение крестьянства ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию крестьянского труда, реформа заставила отдать крестьянам в собственность их надельную землю. Подавляющее большинство помещиков встретило реформу 1861 г. с раздражением. В дворянских губернских собраниях раздавались протесты против нарушения «священной дворянской собственности» и вносились предложения изменить в пользу дворянства изданный закон.

Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою противоречивость и непоследовательность, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Она стала переломным моментом, гранью между Россией крепостной и Россией свободного предпринимательства, создав необходимые условия для утверждения капитализма в стране.

№7. Положение о губернских и уездных земских учреждениях 1 января 1864 г.

Ознаменовало осуществление земской реформы - введение выборного местного само­управления. Реформа явилась частью преобразований во внутренней жизнистраны, вы­званных отменой крепостного права в 1861 г. По оценкам современников и историков, реформа имела ограниченный характер.

Публикуется с сокращениями

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйственным поль­зам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим положением.

7. Земские учреждения в постановлениях и распоряжениях своих не могут выходить из круга указанных им дел; посему они не вмешиваются в дела, при­надлежащие кругу действий правительственных, сословных и общественных властей и учреждений. Всякое определение их, в противность сему постанов­ленное, признается не действительным.

9. Начальник губернии имеет право остановить исполнение всякого поста­новления земских учреждений, противного законам или общим государствен­ным пользам... Министр внутренних дел, с своей стороны, в промежуток вре­мени между двумя сроками заседаний земского собрания может остановить постановление, противное законам или государственным пользам; сообщая о том собранию в первое назначенное для его заседаний время.

13. Уездные земские учреждения суть: уездное земское собрание и уездная земская управа.

14. Уездное земское собрание составляется из земских, гласных, избирае­мых: а) уездными землевладельцами, б) городскими обществами, в) сельскими обществами.

23. В избирательном съезде уездных землевладельцев имеют право голоса:

а) лица, владеющие в уезде на праве собственности пространством земли, определенным для того уезда в прилагаемом расписании;

б) лица, владеющие в уезде другим недвижимым имуществом ценою не ни­же 15 тысяч рублей, а также владеющие в уезде промышленным или хозяйст­венным заведением, не ниже той же капитальной ценности или имеющим об­щий годовой оборот производства не менее 6 тысяч рублей;

в) назначенные... поверенные от частных владельцев, а также от разных учреждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространст­вом земли или имуществом, указанным в двух предшедших пунктах а) и б) сей статьи, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

г) уполномоченные от нескольких землевладельцев, а также от разных уч­реждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих в уезде пространст­вом земли, не достигающим положенного в первом пункте сей статьи размера, но составляющим не менее двадцатой доли оного;

д) уполномоченные от священнослужителей, владеющих в уезде церковною землею в размере, определенном в 462- 465 ст. Свода законов. <...> 28. В городских избирательных съездах участвуют:

а) лица, имеющие купеческие свидетельства;

б) владельцы находящихся на городской земле фабрик и других промыш­ленных или торговых заведений, годовой оборот производства коих не менее 6 тысяч рублей;

в) лица, владеющие на городской земле недвижимою собственностью, оце­ненною для взимания налога в городских поселениях, имеющих более 10 тысяч жителей, не ниже 3 тысяч рублей и во всех прочих городских поселениях - не ниже 500 рублей;

г) назначенные... поверенные от частных владельцев и также от разных уч­реждений, обществ, компаний и товариществ, владеющих заведениями или имуществом, указанными в пунктах б) и в) сей статьи. <...>

30. Съезды для избрания уездных гласных от сельских обществ образуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды. Этих вы­борщиков полагается не свыше трети общего числа лиц, имеющих право по закону участвовать в волостном сходе, с тем, чтобы от каждого сельского об­щества находилось в среде выборщиков не менее одного представителя. <...>

43. В уездном земском собрании председательствует уездный предводитель дворянства. <...>

48. Избранный земским собранием председатель уездной управы... утвер­ждается в этой должности начальником губернии. В случае отсутствия предсе­дателя место его заступает один из членов управы, также с утверждения на­чальника губернии. <...>

50. Губернские земские учреждения суть: губернское земское собрание и губернская земская управа.

51. Губернское земское собрание составляется из гласных, избираемых уездными земскими собраниями на три года. <...>

53. В губернском земском собрании в тех случаях, когда государю импера­тору не угодно будет назначать для председательствования в оном особое лицо, председательствует губернский предводитель дворянства. <...>

298

56. Губернская земская управа состоит из председателя и шести членов, из­бираемых на три года губернским земским собранием из своей среды... Избран­ный земским собранием председатель губернской управы утверждается в долж­ности министром внутренних дел.

В случае отсутствия председателя место его заступает один из членов управы, также с утверждением министра внутренних дел.

Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М.. 1948. Т. III. С. 156-158.

№8. Из воспоминаний А. Кошелева о земской реформе

Зима 1863/4 года была особенно оживлена и интересна. Сперва известия из Петербурга о предстоявшем, а впоследствии суждения о состоявшемся обнаро­довании «Положения о земских учреждениях» занимали всех и каждого. Не только при случайных съездах толковали об этом нововведении, но были нами нарочно назначаемы частные собрания, в которых обсуждались главные статьи этого «Положения» и меры к приведению их в исполнение. Многие были недо­вольны «Положением», находивши, что круг действия земских учреждений и права, предоставленные земству, - слишком ограниченны. Другие, и в том чис­ле и я, доказывали, что на первых порах вполне достаточно и того, что нам дали; что следует усердно заняться разработкою и пользованием этого малого, нам отмеренного; и что если мы исполним эту нашу обязанность добросовестно и со смыслом, то и большее придет само собою. Эти наши беседы значительно послужили к уяснению дела, и положено было единогласно принять живое участие в предстоящих съездах для выбора гласных, а затем и в самых земских собраниях.

Записки А. И. Кошелева // Русское общество 40-50-х годов XIX в. М., 1991. Часть 1. Записки А.И. Кошелева. С. 127.

№9. Вл.Ульянов (Ленин) о земской реформе

...Земская реформа была одной из тех уступок, которые отбила у самодер­жавного правительства волна общественного возбуждения и революционного натиска...

Итак, земство с самого начала было осуждено на то, чтобы быть пятым ко­лесом в телеге русского государственного управления, колесом, допускаемым бюрократией лишь постольку, поскольку ее всевластие не нарушалось, а роль депутатов от населения ограничивалась голой практикой, простым техническим исполнением круга задач, очерченных все тем же чиновничеством. Земства не имели своих исполнительных органов, они должны были действовать через полицию, земства не были связаны друг с другом, земства были сразу поставлены под контроль администрации. И, сделав такую безвредную для себя уступку, правительство на другой же день после введения земства принялось системати­чески стеснять и ограничивать его: всемогущая чиновничья клика не могла ужиться с выборным всесословным представительством и принялась всячески травить его.

Ленин В.И. Гонители земства и Аннибалы либерализма // Полное собраний сочинений. М., 1959. Т. 5. С. 33, 35.

№10. Земская реформа

Несмотря на эти ограничения и стеснения земства сыграли огромную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: в организации мелкого кредита путем образо­вания крестьянских ссудосберегательных товариществ, в устрой­стве почт, в дорожном строительстве, в развитии страхования, в медицинской и ветеринарной помощи на селе, в деле народного просвещения. К 1880 г. на селе было открыто 12 тыс. земских школ, а за полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ. Земства подготовили за свой счет 45 тыс. учителей и значительно подняли материальный и обществен­ный статус народного учителя. Земские школы считались лучши­ми. По образцу их стали действовать и школы Министерства на­родного просвещения. Медицинские учреждения на селе, хотя еще и малочисленные и несовершенные, целиком были созданы земст­вами. На средства земств были созданы фельдшерские курсы спе­циально для села. Земские врачи стали проводить на селе привив­ки от оспы. Они предотвратили распространение ряда эпидемиче­ских заболеваний. Благодаря усилиям земских врачей показатель смертности среди крестьян сократился с 3,7% до 2,8%.

Велика была роль земств в статистическом изучении народно­го хозяйства, в первую очередь крестьянского. Земские статистики применяли новейшие достижения статистической науки, а их об­следования имели большое не только прикладное, но и научное зна­чение. Российская земская статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений. И поныне изучение экономики пореформенной России невозможно без при­влечения ее материалов.

Таким образом, земства, хотя и ограниченные в правах, пока­зали свою жизнеспособность, приспособленность к местным усло­виям и требованиям жизни. Вопреки законодательным запретам земства превратились в очаги общественной деятельности либе­рального дворянства. Возникновение в 70—80-х годах XIX в. зем­ского либерально-оппозиционного движения, с которым вынужде­но было считаться правительство, стало важным фактором общест­венно-политической жизни страны.

 

№11. Городовое положение

Июня 1870 г.

Ознаменовало проведение реформы городового управления. Публикуется с сокращениями

1. Попечение и распоряжение по городскому хозяйству и благоустройству предоставляются городскому общественному управлению, а надзор за законным сего исполнением - губернатору, на точном основании правил настоящего по­ложения. <...>

9. Городское общественное управление в постановлениях и распоряжениях своих не может выходить из круга указанных ему дел. Всякое постановление его, в противность сего состоявшееся, не действительно. <...>

15. Учреждения городского общественного управления суть: 1) городские избирательные собрания, 2) городская дума и 3) городская управа.

16. Городские избирательные собрания составляются единственно для из­брания гласных городской думы, чрез каждые четыре года; время созвания их определяется думою.

17. Всякий городской обыватель, к какому бы состоянию он ни принадле­жал, имеет право голоса в избрании гласных, при следующих условиях: 1) если он русский подданный; 2) если ему не менее 25 лет от рождения; 3) если он при этих условиях владеет в городских пределах... на праве собственности не­движимым имуществом, подлежащим сбору в пользу города, или содержит тор­говое или промышленное заведение по свидетельству купеческому или же, прожив в городе в течение двух лет перед производством выборов хотя бы и с временными отлучками, уплачивает в пользу города установленный сбор со свидетельств: купеческого или промыслового на мелочный торг, или прикащичьего первого разряда, или с билетов на содержание промышленных заведе­ний, указанных в ст. 37 «Положения о пошлинах за право торговли»... и 4) если на нем не числится недоимок по городским сборам. <...>

21. Разные ведомства, учреждения, общества, компании, товарищества, а равно монастыри и церкви, если владеют в городах недвижимым имуществом, с коих взимается в пользу города сбор, или уплачивают в пользу города установ­ленные сборы с документов за право торговли и промыслов (ст. 17), пользуют­ся правом голоса на городских выборах чрез своих представителей. <...>

48. Городская дума составляется под председательством городского головы из гласных, избираемых на четыре года (ст. 16), в числе, соответствующем чис­лу лиц, пользующихся правом голоса на выборах. <...>

70. Городская управа состоит под председательством городского головы. <...>

82. Должности городского головы, членов городской управы и городского секретаря (секретаря думы) замещаются по выбору городской думы. <...>

88. Евреи не могут быть избираемы в городские головы, ни исправлять их должность. Число членов городской управы из нехристиан не должно превы­шать одной трети всего ее состава. <...>

92. Лица, избранные на должность городского головы, а также назначенные для временного замещения сей должности, утверждаются в сих званиях в гу­бернских городах министром внутренних дел, а в прочих городах губернатором.

Дмитриев С.С. Хрестоматия по истории СССР. М., 1948. Т. Ш. С. 161-162.

№12. Судебные уставы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: