Класс
Разноуровневые дифференцированные задания для самостоятельной работы по произведениям А.И.Куприна.
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет ».
Уровень 1.
1. Изображение главной героини рассказа Веры Шеиной Куприным?
2. Воприятие Верой и ее семьей подарка – гранатового браслета. В чем его ценность? Какая деталь-символ звучит?
3. Какие слова говорит генерал Аносов о любви?
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет ».
Уровень 2.
1. Кому в рассказе сочувствует автор? Почему?
2. Какое настроение звучит в финале рассказа? Какова роль музыки в создании настроения?
3. Перед лицом большой и чистой любви очень часто проявляются благородство и духовная нищета. В ком и как проявляются эти черты в рассказе?
А.И. Куприн. «Гранатовый браслет ».
Уровень 3.
1. Выразите своё согласие с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если вы согласны, то в чем, по-вашему, проявляется эта жестокость?
2. Что является, на ваш взгляд, самым волнующим в рассказе?
3. Вечная тема любви - в чем ее трагидийность в данном рассказе?
|
|
4. Повлияла ли смерть телеграфиста Желткова на Веру Шеину? Как?
5. Почему история любви Желткова к княгине остаётся актуальной и сегодня?
Задания по уровням. Пьеса М. Горького «На дне». 11 класс
1 уровень
· Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дайте описание ночлежки.
· Разделите всех персонажей ночлежки на две группы по своему социальному положению.
· Объединены ли одинокие обитатели ночлежки? Чем? Что является главным конфликтом пьесы?
· Цель жизни и мечты обитателей ночлежки?
· В чём, по – вашему, завязка пьесы? На каких струнах души героев играет Лука своими речами?
2 уровень
· Как вы понимаете притчу о праведной земле, которую рассказал Лука?
· Цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Выразите свою точку зрения.
· Всех ли пытается «утешить» Лука?
· Виновен ли Лука в том, что произошло в последних сценах пьесы?
· Привлекает ли вас хотя бы что-то в облике и суждениях Луки?
Разного уровня задания по пьесе М.Горького «На дне».
1 уровень
· Охарактеризуйте Костылеву и Василису.
· Докажите, что надежда у героев пьесы в экспозиции ещё теплится?
· Дайте определение монолога, диалога, полилога? Обозначьте их роль в пьесе?
· Восстановите хронологию событий пьесы. Какие события сценовые, а какие - «закулисные»?
Уровень
· Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа. Приносит ли хотя бы одно из обещаний пользу обитателям «дна»?
· Так ли уж привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «во что веришь, то есть»?
|
|
· Истина или сострадание? Позиция – Луки или Сатина – что ближе?
· Кто в пьесы является антиподами или родственными душами? Кто неожиданно защищает Луку после ухода старика?
· Что вы принимаете в облике и суждениях Луки?
Разного уровня контрольная работа по творчеству С.А.Есенина.
Класс
(Дифференцированные задания)
1. Назовите стихи, которые С.Есенин посвятил «братьям меньшим»?
2. Изображение Есениным природы?
3. Выразите своё согласие с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Ответ необходимо обосновать.
4. Назовите наиболее яркие средства художественной выразительности, котрые вы встречали в ранних стихах поэта? Приведите 2-3 примера.
5. Какой мы видим жизнь деревни в ранних стихах Есенина? Подтвердите слова Есенина «Я последний поэт деревни»?
6. Назовите стихи Есенина, которые, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?
7. Какие известные стихи Есенина о животных вы знаете? Какие чувства вызывают?
8. Показались ли вам стихи Есенина о родине наиболее значительными, интересными? Какие и почему?
9*. «Новое, незнакомое, молодое» отмечает С.Есенин в стихотворении «Русь Советская». Что именно? Выразите свою точку зрения и обоснуйте свой ответ о том, что поэт, судя по этому стихотворению, не находил себе места в этом новом?
10*. Согласитесь или опровергните: рассказывая о себе хулигане, поэт притворяется.
11*. Дайте определение «декадансу». Цикл «Москва кабацкая» демонстрирует «элементы общественного и литературного декаданса». Выразите точку зрения и аргументируйте свой ответ.
12*. Обоснуйте свой ответ: даже в самых «кабацких» стихах Есенин остается нежным лириком?
Разного уровня контрольная работа по творчеству В.В.Маяковского.
Класс.
Ответьте на два вопроса (дифференцированные задания)
· Новаторский характер поэзии Маяковского обусловлен....
· Маяковский использует чаще всего художественные приемы: …...
· Поэт пришел именно к футуризму, потому что …..
· *Сравните и назовите отличия: изображение революции в произведениях Маяковского и Блока.
· *«Революцией мобилизованный и призванный»… Автобиографичны ли эти слова Маяковского? Подтвердите.
· Сатирические произведения Маяковского адресованы......
· * Тема поэта и поэзии занимает в творчестве Маяковского …....
· Некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода поэзии» самого Маяковского, объясните, почему?
Класс
Индивидуальные разного уровня задания по драме
А.Н.Островского «Гроза»
(для выявления знания текста и навыков рассуждения)
Вариант
· Расскажите, что Вы узнали о Катерине из 1 д.? В чём её отличие от других героев?
· Обозначьте жанр пьесы «Гроза».
· Выявите сходство и различие характеров Бориса и Тихона и их отношение к Катерине?
· Проявление самодурство Дикого.
*5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Батюшки, погибаю я!» В чём причина страданий Катерины? Что происходит в ее душе?
*6. В чем заключена трагедия Катерины?
Вариант
· «Хозяевами» жизни. Кто они?
· Обстановка, в которой воспитывалась Катерина.
· Согласны ли вы, что Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»?
· В чём особенности композиции пьесы.
*5. О чём в 1 действии «Грозы» говорят два персонажа? Назовите отличия в этих высказываниях?
*6. Выразите своё мнение, почему писатель не назвал драму «Гроза» именем главной героини - Катерина?
3 вариант
1. Отличается ли от жителей города Кулигин?
2. Семья Кабановых. Нравы этой семьи.
3. Композиционная особенность пьесы.
4. Достоинство любви Бориса и любви Катерины?
*5. Могла ли Катерина быть счастлива в семье? Что для этого нужно?
*6. Как вы понимаете смысл названия пьесы?
|
|
4 вариант
1. Какие законы действуют в городе Калинове?
2. «Завяла» ли Катерина, когда попала в дом Кабановых?
3. Почему Варвара не понимает страданий Катерины?
4. Права ли Варвара, когда говорит, что «любить Тихона не за что».
*5. Раскройте основной конфликт?
*6. Что-то может измениться в городе Калинове после смерти Катерины?
Вариант
· Кто так говорит о себе: «Я вольная птица»? Согласны ли вы с этим?
· Катерина считает свою любовь к Борису «преступной», вы согласны?
· Можем ли мы кого-то считать «жертвами темного царства»?
· Уверены ли Дикой и Кабаниха в своей правоте?
*5. Проиграла или победила Кабаниха?
*6. Докажите, что смерть Катерины – это протест?
Приложение Ж
Эксперимент проводился 3 года. Для экспериментальной работы нами были определены два класса:
в 2017 - 2018 уч.году — 9 «А» и 9 «Б»
в 2018 — 2019 уч.году — 10 «А» и 10 «Б»
в 2019 — 2020 уч.году — 11 «А» и 11 «Б»
Контрольным был определён «Б» класс.
В «А» классе проводилась усиленная работа по литературе, которая включала в себя создание письменных текстов, проводились нетрадиционные уроки с активным включением таких эффективных методов, как смысловое чтение и разбор текстов-образцов. В «Б» классе уроки проводились традиционно в соответствии с программой общеобразовательного учреждения по литературе, за основу которой была взята программа под редакцией Коровиной В.Я. 5-9 классы.
Была проведена соответствующая работа по обучению написания сочинений разных жанров в 9 «А», 10 «А» и 11 «А» классах соответственно.
Затем проводились пробные итоговые сочинения по литературе, результативность которых приведена в сводной таблице, в которой отражён средний балл за итоговое сочинение, которое проверялось в соответствии с критериями. Анализируя данные сводной таблицы, мы видим, что результаты в контрольном классе ниже.
Сводная таблица результатов написания итогового сочинения
Учебный год | 9 «А» | 9 «Б» | 10 «А» | 10 «Б» | 11 «А» | 11 «Б» |
2017-2018 | 4,2 | 3,7 | - | - | - | - |
2018-2019 | - | - | 4,4 | 3,8 | - | - |
2019-2020 | - | - | - | - | 4,6 | 3,9 |
В 10-х классах также было проведено пробное итоговое сочинение по литературе, которое оценивалась по критериям, разработанным и опубликованным на сайте ФИПИ.
|
|
Результативность бралась по среднему баллу. На диаграмме мы видим, что в контрольном классе результативность ниже.
Диаграмма результатов итогового сочинения в соответствии
с критериями оценивания итогового сочинения