Диагностические работы по литературе для учащихся 10-11 классов

Класс

Разноуровневые дифференцированные задания для самостоятельной работы по произведениям А.И.Куприна.

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет ».

Уровень 1.

1. Изображение главной героини рассказа Веры Шеиной Куприным?

2. Воприятие Верой и ее семьей подарка – гранатового браслета. В чем его ценность? Какая деталь-символ звучит?

3.  Какие слова говорит генерал Аносов о любви?

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет ».

Уровень 2.

1. Кому в рассказе сочувствует автор? Почему?

2. Какое настроение звучит в финале рассказа? Какова роль музыки в создании настроения?

3. Перед лицом большой и чистой любви очень часто проявляются благородство и духовная нищета. В ком и как проявляются эти черты в рассказе?

А.И. Куприн. «Гранатовый браслет ».

Уровень 3.

1. Выразите своё согласие с тем, что в рассказе изображен жестокий мир? Если вы согласны, то в чем, по-вашему, проявляется эта жестокость?

2. Что является, на ваш взгляд, самым волнующим в рассказе?

3. Вечная тема любви - в чем ее трагидийность в данном рассказе?

4.  Повлияла ли смерть телеграфиста Желткова на Веру Шеину? Как?

5.  Почему история любви Желткова к княгине остаётся актуальной и сегодня?

Задания по уровням. Пьеса М. Горького «На дне». 11 класс

1 уровень

· Когда и где происходят события в пьесе «На дне»? Дайте описание ночлежки.

· Разделите всех персонажей ночлежки на две группы по своему социальному положению.

· Объединены ли одинокие обитатели ночлежки? Чем? Что является главным конфликтом пьесы?

· Цель жизни и мечты обитателей ночлежки?

· В чём, по – вашему, завязка пьесы? На каких струнах души героев играет Лука своими речами?

2 уровень

· Как вы понимаете притчу о праведной земле, которую рассказал Лука?

· Цель «утешительства» Луки: преследует ли он корыстные интересы, или его вмешательство в судьбу других героев вызвано иными мотивами? Выразите свою точку зрения.

· Всех ли пытается «утешить» Лука?

· Виновен ли Лука в том, что произошло в последних сценах пьесы?

· Привлекает ли вас хотя бы что-то в облике и суждениях Луки?

Разного уровня задания по пьесе М.Горького «На дне».
1 уровень

· Охарактеризуйте Костылеву и Василису.

· Докажите, что надежда у героев пьесы в экспозиции ещё теплится?

· Дайте определение монолога, диалога, полилога? Обозначьте их роль в пьесе?

· Восстановите хронологию событий пьесы. Какие события сценовые, а какие - «закулисные»?


Уровень

· Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа. Приносит ли хотя бы одно из обещаний пользу обитателям «дна»?

· Так ли уж привлекателен жизненный вывод Луки о праведной земле: «во что веришь, то есть»?

· Истина или сострадание? Позиция – Луки или Сатина – что ближе?

· Кто в пьесы является антиподами или родственными душами? Кто неожиданно защищает Луку после ухода старика?

· Что вы принимаете в облике и суждениях Луки?

Разного уровня контрольная работа по творчеству С.А.Есенина.

Класс

(Дифференцированные задания)

1. Назовите стихи, которые С.Есенин посвятил «братьям меньшим»?

2. Изображение Есениным природы?

3. Выразите своё согласие с тем, что ранние стихи Есенина «полны звуков, запахов, красок»? Ответ необходимо обосновать.

4. Назовите наиболее яркие средства художественной выразительности, котрые вы встречали в ранних стихах поэта? Приведите 2-3 примера.

5. Какой мы видим жизнь деревни в ранних стихах Есенина? Подтвердите слова Есенина «Я последний поэт деревни»? 

6. Назовите стихи Есенина, которые, на ваш взгляд, наиболее выразительно свидетельствуют о том, что он влюблен «в поля, в свое деревенское небо, в животных и цветы»?

7. Какие известные стихи Есенина о животных вы знаете? Какие чувства вызывают?

8. Показались ли вам стихи Есенина о родине наиболее значительными, интересными? Какие и почему?

9*. «Новое, незнакомое, молодое» отмечает С.Есенин в стихотворении «Русь Советская». Что именно? Выразите свою точку зрения и обоснуйте свой ответ о том, что поэт, судя по этому стихотворению, не находил себе места в этом новом?

10*. Согласитесь или опровергните: рассказывая о себе хулигане, поэт притворяется.

11*. Дайте определение «декадансу». Цикл «Москва кабацкая» демонстрирует «элементы общественного и литературного декаданса». Выразите точку зрения и аргументируйте свой ответ.

12*. Обоснуйте свой ответ: даже в самых «кабацких» стихах Есенин остается нежным лириком?

Разного уровня контрольная работа по творчеству В.В.Маяковского.

Класс.

Ответьте на два вопроса (дифференцированные задания)

 

· Новаторский характер поэзии Маяковского обусловлен....

· Маяковский использует чаще всего художественные приемы: …...

· Поэт пришел именно к футуризму, потому что …..

· *Сравните и назовите отличия: изображение революции в произведениях Маяковского и Блока.

· *«Революцией мобилизованный и призванный»… Автобиографичны ли эти слова Маяковского? Подтвердите.

· Сатирические произведения Маяковского адресованы......

· * Тема поэта и поэзии занимает в творчестве Маяковского …....

· Некоторые современные критики хотели «сбросить с парохода поэзии» самого Маяковского, объясните, почему?

Класс

Индивидуальные разного уровня задания по драме

А.Н.Островского «Гроза»

(для выявления знания текста и навыков рассуждения)

Вариант

· Расскажите, что Вы узнали о Катерине из 1 д.? В чём её отличие от других героев?

· Обозначьте жанр пьесы «Гроза».

· Выявите сходство и различие характеров Бориса и Тихона и их отношение к Катерине?

· Проявление самодурство Дикого.

*5. В сцене прощания с Тихоном Катерина произносит: «Батюшки, погибаю я!» В чём причина страданий Катерины? Что происходит в ее душе?

*6. В чем заключена трагедия Катерины?

Вариант

· «Хозяевами» жизни. Кто они?

· Обстановка, в которой воспитывалась Катерина.

· Согласны ли вы, что Борис считал себя «белой вороной в городе Калинове»?

· В чём особенности композиции пьесы.

*5. О чём в 1 действии «Грозы» говорят два персонажа? Назовите отличия в этих высказываниях?

*6. Выразите своё мнение, почему писатель не назвал драму «Гроза» именем главной героини - Катерина?

3 вариант

1. Отличается ли от жителей города Кулигин?

2. Семья Кабановых. Нравы этой семьи.

3. Композиционная особенность пьесы.

4. Достоинство любви Бориса и любви Катерины?

*5. Могла ли Катерина быть счастлива в семье? Что для этого нужно?

*6. Как вы понимаете смысл названия пьесы?

4 вариант

1. Какие законы действуют в городе Калинове?

2. «Завяла» ли Катерина, когда попала в дом Кабановых?

3. Почему Варвара не понимает страданий Катерины?

4. Права ли Варвара, когда говорит, что «любить Тихона не за что».

*5. Раскройте основной конфликт?

*6. Что-то может измениться в городе Калинове после смерти Катерины?

Вариант

· Кто так говорит о себе: «Я вольная птица»? Согласны ли вы с этим?

· Катерина считает свою любовь к Борису «преступной», вы согласны?

· Можем ли мы кого-то считать «жертвами темного царства»?

· Уверены ли Дикой и Кабаниха в своей правоте?

*5. Проиграла или победила Кабаниха?

*6. Докажите, что смерть Катерины – это протест?

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Ж

Эксперимент проводился 3 года. Для экспериментальной работы нами были определены два класса:

в 2017 - 2018 уч.году — 9 «А» и 9 «Б»

в 2018 — 2019 уч.году — 10 «А» и 10 «Б»

в 2019 — 2020 уч.году — 11 «А» и 11 «Б»

Контрольным был определён «Б» класс.

В «А» классе проводилась усиленная работа по литературе, которая включала в себя создание письменных текстов, проводились нетрадиционные уроки с активным включением таких эффективных методов, как смысловое чтение и разбор текстов-образцов. В «Б» классе уроки проводились традиционно в соответствии с программой общеобразовательного учреждения по литературе, за основу которой была взята программа под редакцией Коровиной В.Я. 5-9 классы.

    Была проведена соответствующая работа по обучению написания сочинений разных жанров в 9 «А», 10 «А» и 11 «А» классах соответственно.

Затем проводились пробные итоговые сочинения по литературе, результативность которых приведена в сводной таблице, в которой отражён средний балл за итоговое сочинение, которое проверялось в соответствии с критериями. Анализируя данные сводной таблицы, мы видим, что результаты в контрольном классе ниже.

 

Сводная таблица результатов написания итогового сочинения

Учебный год 9 «А» 9 «Б» 10 «А» 10 «Б» 11 «А» 11 «Б»
2017-2018 4,2 3,7 - - - -
2018-2019 - - 4,4 3,8 - -
2019-2020 - - - - 4,6 3,9

В 10-х классах также было проведено пробное итоговое сочинение по литературе, которое оценивалась по критериям, разработанным и опубликованным на сайте ФИПИ.

Результативность бралась по среднему баллу. На диаграмме мы видим, что в контрольном классе результативность ниже.

 

Диаграмма результатов итогового сочинения в соответствии

с критериями оценивания итогового сочинения




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: