Этап реализации построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.
Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:
1)самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;
2)в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;
3)далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;
4)решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).
Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов

Цель этапа Приемы УУД
Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе, формирование умения правильно применять соответствующие способы действий
  • "Своя опора"
  • " Сообщи свое Я"
  • "Бортовые журналы"
  • "Дерево предсказаний"
  • "Мудрые совы"
  • "Морфологический ящик"
  • "Логические поисковые задания"
  • "Опорный конспект"
  • "Разбивка на кластеры (смысловые блоки)"
  • "Сводная таблица"
Регулятивные УД коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. Познавательные УД действия постановки и решения проблемвключают формулирование проблем и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

"Своя опора"

Описание: универсальный приём, сворачивающий информацию..
Формирует:

  • умение выделять главную мысль;
  • умение устанавливать связи между объектами;
  • умение представлять информацию в «свернутом виде».

Ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Конечно, этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно рекомендовать составление развернутого плана ответа (как на экзамене). Замечательно, если ученики успеют объяснить друг другу свои опорные конспекты, хотя бы частично. И не беда, если их опорные конспекты почти не отличаются друг от друга.

Пример.
Ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по соседскому опорному конспекту.

"Сообщи свое Я"

Описание: рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке.
Формирует:

  • умение оценивать деятельность и способы решения проблемы;
  • сравнивать результаты и анализировать причинно-следственные связи;
  • умение осмысливать свой опыт и осознавать его личностное значение.

Перед выполнением задания ученик сообщает свое мнение о способе выполнения чего-либо: «Я бы, пожалуй, сделал так …». По результатам деятельности учащийся сообщает, насколько его ожидания совпали с реальностью.
Пример.
«Я бы, пожалуй, сделал так. Провел опрос учащихся класса и сравнил его с предложенными статистическими данными». «Я провел опрос одноклассников, сравнил его с предложенными статистическими данными. Мои результаты совпали с результатами учащихся, которые искали ответ на вопрос иным способом. Думаю, что принятое мною решение было верным».

"Бортовые журналы"

Описание: обобщающее название различных приемов, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.
Пример. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: 1. Что я знаю по данной теме? 2. Что я узнал нового из текста по данной теме? Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

"Дерево предсказаний"

Описание: Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Пример.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

"Мудрые совы"

Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

"Морфологический ящик"

Описание: прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах
Пример.

  • на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
  • на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
  • окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
  • литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.

"Логические поисковые задания"

Описание: существует очень много видов этих заданий. Мы перечислим основные.
1. Определение родо-видовых понятий, найти «лишнее» слово из списка, дать объяснение выбору (устно).
Например - Виктория, Чад, Эйр, Ньяса (Озеро Эйр – в Австралии).
2. Группировка и систематизация (обобщить несколько слов одним понятием или термином)

  • раздели живые организмы на группы, объясни принцип деления;
  • составь систему понятий (клетка, ДНК, ядро, рибосома, цитоплазма, ЭПС, митохондрия и т.д.).

3. Анализ через синтез:

  • ... – подсистема клетки, а организм –...;
  • ... – пример ненаследственной изменчивости, а белая ворона –...;
  • ... – пример паразитизма, а лишайник –....

4. Нахождение закономерности:

  • ядро – ДНК, хлоропласт – хлорофилл, мембрана –...;
  • ядро – информация, хлоропласт – фотосинтез, мембрана –...;
  • анализ таблиц, схем, графиков.

5. Найди «лишнее»:

  • рибосома, лизосома, митохондрия;
  • яблоко, яблоня, осина, береза.

6. Найди соответствие:
цветок организм амеба орган
луг клетка
медведь биогеоценоз
Возможности применения: 1. на любом этапе отработки и усвоения знаний; 2. для разминки на уроке; 3. в качестве домашнего задания.

"Опорный конспект"

Описание:
прием применяется для формирования культуры работы с текстом.
Для этого необходимо:

  • составить опорный конспект по изучаемой теме.
  • составить опорный конспект и «озвучить» его.
  • принять участие в «конкурсе шпаргалок».

Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Проводится этот конкурс так. В начале изучения темы учитель объявляет начало конкурса и оговаривает его условия. Ученик может отвечать по подготовленной дома «шпаргалке», если:
1)«шпаргалка» оформлена на листе бумаги форматом А4;
2)в шпаргалке нет текста, а информация представлена отдельными словами, условными знаками, схематичными рисунками, стрелками, расположением единиц информации относительно друг друга;
3)количество слов и других единиц информации соответствует принятым условиям (например, на листе может быть не больше 10 слов, трех условных знаков, семи стрелок или линий).
Лучшие «шпаргалки» по мере их использования на уроке вывешиваются на стенде. В конце изучения темы подводятся итоги, происходит награждение победителей.

"Разбивка на кластеры (смысловые блоки)"

Описание:
это способ графической организации материала.
Пример:
На чистом листе (классной доске) посередине написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. Вокруг ключевого слова записать слова, предложения, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме. (Модель «Планета и спутники») По мере записи, слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В свою очередь у каждого «спутника» появляются свои «спутники», устанавливаются новые логические связи. Такую работу надо продолжать пока идеи не иссякнут. Разбивка на кластеры используется как на стадии вызова, так и на этапе рефлексии. После прочтения теста можно вернутся к кластеру и внести необходимые изменения или дополнения.

"Сводная таблица"

Описание:
текст делится на несколько частей, нумеруется, и ученики в группе присваивают себе номера в соответствии с номером текста. Каждый, получая текст, внимательно читает его, готовит презентацию для остальных участников группы. Для этого можно использовать любые графические приемы или просто пересказ. Презентация текстов в группе. Работа с таблицей «Линии сравнения». Необходимо выделить в группе линии сравнения и заполните таблицу. Текст № 1 Текст № 2 Линии сравнения Текст № 3 Текст № 4
Презентация и дополнение таблиц.

Этап обобщения затруднений во внешней речи
Основной целью этапаобобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.
Для реализации этой цели:
1)организуется обсуждение типовых затруднений;
2)проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.
Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

Цель этапа Приемы УУД
Обобщение затруднений в устной речи, закрепление способов действий, вызвавших затруднения
  • "Шесть шляп "
  • "Связи"
  • "Зигзаг"
  • "Генераторы-критики"
  • "Публичное выступление"
  • "Перекрестная дискуссия"
  • "Реклама"
Коммуникативные УД умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов;управление поведением партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

"Шесть шляп"

Описание: рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.
Формирует:

  • умение осмысливать свой опыт;
  • умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;
  • ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.
Пример.
Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.
Желтая шляпа – позитивные суждения.
Черная – отражает проблемы и трудности.
Красная – эмоциональные суждения без объяснений.
Зеленая – творческие суждения, предложения.
Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

"Связи"

Описание: универсальный прием-игра ТРИЗ.
Формирует:

  • умение находить связи между объектами в системе;
  • умение устанавливать связи между объектами, находящимися в различных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;
  • умение устанавливать связи между любыми объектами.

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным образом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаимодействий между ними так, чтобы первое взаимодействие начиналось от одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.
Пример1.
У: Древние мудрецы говорили: «Трогая траву, не потревожь звезду...». Согласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действительно, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назовите два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.
Д: Вулкан – тетрадь.
У: Принимается. Наша задача построить цепочку, которая показала бы, как связаны эти два объекта.
Д: Слово «вулкан» написали в тетради.
У: Хорошо. А теперь давайте все же попробуем связать реальный вулкан с реальной тетрадью, например, с той, что лежит у меня на столе. Не обязательно искать прямую связь, можно связать их через другие объекты, построить длинную цепочку.
Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешался к капельке воды. Эта капелька попала в океан, а оттуда – в Белое море. Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в форточку и попал на тетрадь...
У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?
Пример 2.
У: Мы будем играть в игру «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. Бросаем кубики. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
У: Принимается. Бросай кубики... и т. д.

"Зигзаг"

Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.
прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

"Генераторы-критики"

Описание: Педагог ставит проблему, не требующую длительного обсуждения. Формируются две группы: генераторы и критики.
Пример.
Задача первой группы - дать как можно большее число вариантов решений проблемы, которые могут быть самыми фантастическими. Все это делается без предварительной подготовки. Работа проводится быстро. Задача критиков: выбрать из предложенных решений проблемы наиболее подходящие. Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и знаниям. Данный метод можно использовать для активизации самостоятельной работы учащихся.

"Публичное выступление"

Технология приема:
Подготовить публичное выступление по теме определенной продолжительности.
Пример 1: «Мое турагентство».
В ходе выступления ответить на следующие вопросы:
1.Название турфирмы.
2.Способы доставки туристов к месту и способ их перемещения.
3.Продолжительность туров.
4.Описание маршрута и основных достопримечательностей, посещение которых планируется.
5.Место ночлега, если продолжительность тура более 1 дня.
6.Оборудование и снаряжение, которым располагает турфирма.
7.Стоимость экскурсии с обоснованием.
Пример 2:
Найти на карте новые названия этих городов, государств, островов. Подготовить доклад о причинах переименования.
1.Государство Британский Гондурас в Центральной Америке. (17°с. ш.,88°з.д.)
2.Государство Сиам в Азии. (16° с. ш., 101'в. д.)
3.Государство Бирма в Азии. (21°с. ш., 95°в. д.)
4.ГородСайгон, Вьетнам. (1Гс. ш., 107°в. д.)
5.Южная Родезия. (17'ю. т., 29°в. д.).
6.Остров Формоза, Китай. (24°с. ш., 121°в. д.)

"Перекрестная дискуссия"

Данный прием помогает избежать одностороннего суждения при возникновении спорных вопросов. Порядок проведения дискуссии:

  • Сформулируйте вопрос.
  • Составьте таблицу для записи аргументов:

Да (за) Нет (против)

  • аргументы
  • 1.
  • аргументы
  • Составить список аргументов (в каждой графе обязательно).
  • Обменяться аргументами в группе, классе (в таблицу вписать наиболее интересные).
  • Записать свой вывод: Да, потому что…. Нет, потому что…

Прием может использоваться при подготовке к эссе, сочинению дебатам, полемике, закончить очерком, построенным по следующей схеме:

  • Моя позиция.
  • Краткое обоснование.
  • Возможные возражения.
  • Доказательство правильности моей позиции.
  • Заключение.

"Реклама"

Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.
Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии. Придумайте слоган таблице умножения.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.
Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки
1)выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;
2)проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;
3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Цель этапа Приемы УУД
Самопроверка и индивидуальная рефлексия достижения цели и создание ситуации успеха
  • "З-Х-У"
  • "Список"
  • "Создай паспорт"
  • "Прием (метод) маленьких человечков"
  • "Развивающий канон"
  • "Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины)"
  • "Денотатный граф"
Регулятивные УД выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные УД умение структурировать знания; умение применения знаково-символических действий, включая моделирование; построение логической цепи рассуждений.

"З-Х-У"

О писание: Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Формирует:

  • умение определять уровень собственных знаний;
  • умение анализировать информацию;
  • умение соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Пример
"Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.
Чтобы добыть себе питание люди кочевали.
"Хочу узнать"
Где появились первые люди?
Как люди заселили нашу Землю?
Почему сейчас люди не кочуют?
"Узнал"

  • Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока.
  • Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.

"Список"

Описание: составление списка известной информации.
Пример.
Я попрошу вас прочитать небольшую статью об одном из родов художественной литературы, о драме. Однако, перед тем, как читать, давайте немножко подумаем о драме. Возьмите лист бумаги и ручку. В течение 3-х минут запишите всё, что вы думаете о драме. Важно писать всё, что придёт на ум. Не имеет значения, правильно ли то, что вы записали или нет. Важно писать как можно больше. Начинайте.После предлагается обсудить и систематизаровать записи,вывести рабочее определение.

"Создай паспорт"

Описание: для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:

  • на литературном чтении – героев литературных произведений;
  • на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
  • на математике – геометрических фигур, математических величин;
  • на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..

"Прием (метод) маленьких человечков"

Описание: задача - посмотреть на объект "изнутри", глазами маленьких человечков
Пример.
Как, скажем, с помощью ММЧ объяснить тепловое расширение и испарение? Очень просто. Вот перед вами кубик, состоящий из толпы маленьких человечков. Вы кубик нагреваете, человечкам становится жарко, верно? Вот они и стараются отодвинуться друг от друга. А если очень сильно кубик нагреть, человечки и вовсе разбегутся в разные стороны - кубик испарится...

"Развивающий канон"

Описание: Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.
Пример.
Слагаемое – сумма = множители -? Круг – окружность = шар -? Береза – дерево = стихотворение -? Песня – композитор = самолет -? Прямоугольник – плоскость = куб -

"Ключевые (опорные) слова (словосочетания, термины)"

Учитель выбирает 4—7 ключевых слов (в зависимости от объема текста, в котором они встречаются) и выписывает их на доску. Учащиеся, работая в группе, паре или индивидуально, дают общую трактовку этих терминов и предполагают, как они будут применяться в конкретном контексте той темы, которую им сейчас предстоит изучить:

  • а) восстанавливают фабулу (сюжет) истории, в которой фигурируют эти понятия;
  • б) воспроизводят какой-либо процесс, опираясь на эти слова (исторический, природный, химический и т.д.);
  • в) занимаются сочинительством, стилистически грамотно используя эти слова в тексте.

"Денотатный граф"

Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Принципы построения:

  • Выделение ключевого слова или словосочетания.
  • Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
  • Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель — направлять, предполагать, приводить, давать, и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата — достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
  • Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова — «веточки».
  • Соотнесение каждого слова «веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.














































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: