Расширение полномочий президента и сокращение полномочий Правительства

  1. У президента появится возможность (ст. 83, пункт «а») отправить Председателя Правительства в отставку (раньше он уходил сам). Сам Председатель всё ещё может подать в отставку, но президент вправе её отклонить (ст. 117, ч. 41). Роль Председателя правительства уменьшена. Ранее он «определял основные направления деятельности Правительства Российской Федерации», а теперь только «организует работу Правительства Российской Федерации» в соответствии с распоряжениями и поручениями президента (ст. 113).
  2. В процессе утверждения предложенной Председателем Правительства структуры федеральных органов исполнительной власти Президент теперь вносит в неё изменения и определяет органы, руководить деятельностью которых он будет лично, без участия Правительства (ст. 83, пункт «б1»).
  3. Президент теперь лично назначает и отстраняет от должности федеральных министров (ст. 112). Раньше он делал это по представлению Председателя правительства. Правда, часть кандидатур (кроме силового блока) утверждает теперь Государственная Дума. Однако Государственная Дума может быть распущена, если она не утвердит министров, которых ей положено утверждать (ст. 109, ч. 1). После роспуска президент назначит министров по представлению Председателя Правительства.
  4. Президент теперь «осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации» (ст. 83, пункт «б»).
  5. Президент теперь обладает неприкосновенностью даже после окончания своих полномочий (ст. 921, ч. 1). Он может быть «лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения» (ст. 93, ч. 1). При этом даже в случае отставки президент пожизненно остаётся членом Совета Федерации — сенатором (ст. 95, ч. 2, пункт «б»), который отвечает за лишение бывшего президента неприкосновенности (ст. 93, ч. 1) и каждый член которого также обладает неприкосновенностью (ст. 98, ч. 1). Таким образом, бывшего президента придётся, в случае необходимости, лишать неприкосновенности дважды (второй раз — как сенатора по представлению Генерального прокурора).
  6. По современной Конституции число сенаторов (то есть членов Совфеда), назначаемых президентом — не более 10 %, 17 человек[22], никто из них не назначен пожизненно, и они так же, как и остальные сенаторы — представители законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, и назначаются на срок полномочий соответствующего органа госвласти субъекта. Предлагается увеличить число сенаторов, назначаемых президентом, максимум до 30, и чтобы они не обязаны были быть представителями органов власти субъектов РФ, и чтобы не более 7 из этих 30 могли быть назначены президентом пожизненно (ст. 95, ч. 2, пункт «в»). Совфед должен принимать свои решения независимо от решений президента (в соответствии со статьёй 10 Конституции о разделении ветвей власти и согласно регламенту Совета Федерации[24], считая, что президент больше относится к исполнительной ветви власти, так как на принятие законов он может только влиять: если Госдума и Совфед оба голосуют по от 1/2 до 2/3 членов, президент может отклонить законопроект; если же Госдума и Совфед оба голосуют числом больше 2/3, они принимают закон вопреки мнению президента; а вот исполнительная власть полностью подчиняется указам президента, при этом президент подчиняется законам как и исполнительная власть, а также учитывая то, что, хотя представители РФ в Совфеде и назначаются и освобождаются президентом[25], они не называются представителями президента), и данная поправка опасна тем, что увеличивает влияние президента, тогда как президент также обладает некоторым влиянием на половину Сената, назначаемого от исполнительной власти субъектов, так как, согласно 773 Конституции, «федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти», и, например, президент может уволить главу исполнительной власти субъекта согласно ст. 19 (пункт 1, подпункт «г») закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации … органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[26].
  7. Предлагается сверх 30 представителей РФ и представителей субъектов РФ (170 в начале 2020 г.), пожизненно назначать сенаторами бывших президентов (ст. 95, ч. 2, пункт «б»).
  8. Президент «назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур …» (ст. 129, ч. 2 и 3). По современной Конституции президент представляет Совету Федерации кандидатуры Генерального прокурора и его заместителя, Совфед их назначает. По поправке же — Совфед теряет силу, его мнение необязательно и является лишь рекомендацией.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: