Часть третья. Коммуникативно-познавательные расстройства раннего возраста в патогенезе типологических форм аномального развития

Путь дефектологического исследования ребенка описывает... как бы круг, который начинается с установления симптомов, далее загибает от этих симптомов к процессу, лежащему в их центре, в их основе, и приводит нас к диагнозу; далее он снова должен повести нас от диагноза к симптому, но уже раскрывая причинную мотивировку происхождения этих симптомов. Если наш диагноз верен, то он должен доказать свою истинность с помощью раскрытия механизма симптомообразования, он должен сделать нам понятной ту внешнюю картину проявлений, в которых обнаруживает себя данный процесс развития. (Л. С. Выготский)

Изложенная выше система представлений о раннем детском развитии роли, которую в нем играют средства эмоционального познания окружающей действительности и эмоциональной коммуникации, позволяют задуматься над некоторыми формами аномального развития, патогенез или механизмы симптомообразования которых еще не до конца ясны: над синдромом госпитализма, синдромом раннего детского аутизма, олигофреническим слабоумием, алалией и ранней глухотой.

Используя положения многих авторов, а также опираясь на материалы своего собственного исследования, можно предложить следующую схему поэтапного развития коммуникативно-познавательной способности. Эта "схема поможет нам в анализе механизма симптомообразования при отдельных формах аномального развития (табл. 6).

Таблица показывает, что прогрессивно развивающиеся формы познания окружающего мира и способы коммуникации, формирующиеся в социальной среде на базе врожденных биологических предпосылок, зависят от ведущей активности то одних, то других отделов мозговой коры. Патологические процессы, поражая кору мозга неравномерно и в состояниях большей или меньшей зрелости ее нервных клеток, имеют различные клинические проявления и различные системные последствия для будущего коммуникативно-познавательного развития ребенка. Остановимся на патогенетическом анализе нескольких типологических форм аномального развития, принимая во внимание изложенные выше ней ропсихопаралингвистичесике закономерности раннего возраста.

Пусть наши диагностические и прогностические суждения на этом пути «будут описательны, полны еще не установившихся недостаточно определенных и четких положений, пусть они имеют еще колеблющиеся контуры, но пусть вместе с тем они с самого начала будут методологически и методически правильно поставлены т е будут диагнозами в истинном смысле слова». В творческом обсуждении дефектологической общественностью результатов нейропсихопаралингвистического подхода к диагностическим проблемам аномального детства случайное и ошибочное будет отброшено, а закономерное подтверждено и повторно выверено.

Таблица 6. Последовательные уровни развития коммуникативно-познавательной способности ребенка


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: