Практическое занятие 3
Административно-правовой статус гражданина.
Дата проведения – 29.06.2020г.
Время – 2 часа.
Цель: изучение прав и свободы человека и гражданина, а также умение определить, как способность гражданина иметь административные права и выполнять административные обязанности.
Теоретическая часть:
Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Административно-правовой статус гражданина РФ является производным от его конституционно-правового статуса и конкретизирован в многочисленных нормативно-правовых актах применительно к сфере государственного управления. Конституция РФ закрепляет наиболее важные права и свободы граждан, устанавливает правовые основы и гарантии их реализации (правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ).
Однако реальный механизм реализации прав и свобод граждан, исполнения ими своих обязанностей в сфере государственного управления конкретизируется и устанавливается нормами административного права, лежит в сфере деятельности исполнительной власти. Для формирования административно-правового статуса граждан наиболее важными являются общие конституционные положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и выполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 Конституции РФ). Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Элементы административно-правового статуса граждан:
1) принципы административно-правового статуса граждан;
2) гражданство;
3) административная правосубъектность (право-, дееспособность) граждан;
4) права и обязанности граждан в сфере государственного управления;
5) административная ответственность граждан;
6) юридические гарантии административно-правового статуса граждан.
Основные нормативные правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан:
- Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.;
- Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.;
Вступить в административные правоотношения (АПО) может лишь лицо, обладающее административной правоспособностью. Исходя из определения правоспособности, вообще как способности гражданина иметь права и выполнять обязанности, административную правоспособность (АПС) можно определить, как способность гражданина иметь административные права и выполнять административные обязанности. АПС возникает с момента рождения гражданина и прекращается его смертью. В соответствии со ст.19 КРФ все граждане обладают равным объёмом прав и обязанностей.
В отличие от АПС, административная дееспособность не может быть одинакова у всех. Во-первых, она возникает с 18, а в некоторых случаях с 16 лет, а не с рождения, т.е. до 18 (16) лет граждане не обладают ДС, в т.ч. и административной. Во-вторых, естественно, что ДС различна у разных лиц (иностранцы, апатриды, больные психическими заболеваниями и т.д.). Кроме того, определённые права могут быть приобретены гражданами в процессе реализации своих конституционных прав: особой дееспособностью обладают охотники, водители транспорта.
Правоспособность – это, прежде всего, права российских граждан:
- право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
- право граждан на объединение (закон об общественных объединениях - на принципах – добровольность, равноправие, самоуправление);
- политические права граждан (на проведение митингов, демонстраций, шествий);
- право граждан обращаться в государственные органы с заявлениями, предложениями и жалобами;
- право на свободу и личную неприкосновенность (ограничение возможно лишь по решению судебных органов);
- право на неприкосновенность жилища;
- право на передвижение, выбор места проживания (правила о регистрации – определённое ограничение);
- право иметь доступ, передавать и производить информацию (ограничения этого права – закон от 23.07.93 г. «О государственной тайне»);
- право на возмещение вреда, причинённого государственными органами и должностными лицами за счёт казны.
Иностранные граждане и апатриды, по общему правилу, обладают теми же правами, за некоторыми ограничениями (избирательное право, защита отечества, поступление на государственную службу и т.д.). Основные конституционные права и обязанности составляют фундамент административно-правового статуса, в первую очередь, российских граждан.
Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.
Виды административно-правовых гарантий: экономические; политические; идеологические; организационные; юридические. Эти гарантии могут быть судебными и внесудебными.
Задание № 1. Тест:
Что такое административно-правовой статус гражданина РФ?
а) это правовой статус, закреплённый во Всеобщей декларации прав человека;
б) это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами;
в) это правовой статус, закреплённый в Федеральном законе.
На каком принципе формируется административно-правовой статус гражданина РФ?
а) человек вправе делать все, что не запрещено законом;
б) человек не виновен, пока его вина не доказана;
в) положение Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Что не является элементом административно-правового статуса граждан?
а) принципы административно-правового статуса граждан;
б) гражданство;
в) гражданская ответственность граждан;
в) административная правосубъектность;
г) административная ответственность граждан;