Тема 2. Законы, закономерности и принципы обучения

Кейсовые задания по теме: «Законы, закономерности и принципы обучения»

Кейс 1. На уроке русского языка в шестом классе учительница задает упраж­нение по развитию речи. Ребята должны описать внешность знакомого человека. Затем ученики зачитывают свои сочинения вслух. Доходит очередь до Толи Киселева. Учительница замечает некоторое оживление в классе, переглядки мальчиков, соседей Киселева по ряду. Толя читает сочинение, и учительница с ужасом узнает в «знакомом человеке» – себя. С ужасом, потому что все недостатки (а учительница отдавала себе отчет в том, что не является красавицей) Киселев подчерк­нул достаточно точно и зло.
Учительница чувствует, как накатывает гнев, сжимаются кулаки. Первый раз в жизни ей хочется ударить ученика. Отношения с ребятами в этом классе всегда были хорошими, ей казалось, что ее уважают. Да и Киселев, казалось, излишне резвый и смешливый, но в общем «нормаль­ный» мальчишка. Толя закончил сочинение-портрет. Вид у него шутливо-героический. Класс смотрит на нее. В глазах ожидание, испуг, в чьих-то – насмешка. Мальчики переглядываются. Ваше слово, учитель. Прокомментируйте.

1. О чем повествует данная ситуация? (Сущность проблемы нужно сформулировать одной фразой).

2. В чем заключается проблема, представленная в данной ситуации? Какой вид обучения представлен в кейсе? Какие закономерности и принципы обучения наличествуют в кейсе?

3. Кто виноват в сложившейся ситуации (в коллективном обсуждении необходимо прийти к единому мнению).

4. Что делать? Как поступите Вы на месте учителя? Докажите свою точку зрения.

Кейс 2. На методическом объединении учителей истории опытный педагог делится своими мыслями:

- Когда веду урок, всегда мысленно вижу отличника – как он воспринимает мой рассказ? Не скучно ли ему? И в то же время думаю о другом, слабом ученике – понимает ли он меня, всё ли усвоил?
Долгое время меня беспокоила Элла, тихая, замкнутая девочка, не умеющая свободно общаться с одноклассниками. Держалась особняком, отвечала неуверенно. Приглядевшись к ней, я увидела, что Элла обладает прекрасной памятью, любознательна и знания у неё не поверхностные. Но очень мешает робость. Как преодолеть её? Решила поручить ей подготовить доклад. Несколько вечеров над книгами сидели вместе. Элла прекрасно справилась с заданием, класс даже ахнул от изумления: «Вот так тихоня!» За докладом последовало новое задание, с которым девочка справилась уже самостоятельно. Медленно, но уверенно преодолевала она боязнь аудитории.

1. О чем повествует данная ситуация? (Сущность проблемы нужно сформулировать одной фразой).

2. В чем заключается проблема, представленная в данной ситуации? Какой вид обучения представлен в кейсе? Какие закономерности и принципы обучения наличествуют в кейсе?

3. Кто виноват в сложившейся ситуации (в коллективном обсуждении необходимо прийти к единому мнению).

4. Реализация каких принципов в процессе обучения помогла учителю добиться успеха?

Кейс 3. В 9 класс вошла учительница биологии. Поздоровавшись, села за стол и открыла классный журнал. Вдруг скрипнула дверь, и через порог по-лягушачьи скакнул ученик. Учительница опешила. Класс мгновенно замер. Что-то будет. Ребята завозились, предвкушая скандал. Но минута, вторая прошла, учительница подождала, пока озорник сел на место, и добавила спокойным голосом:

- Продолжим урок. Как я вам уже сказала…

Действительно, как позже оказалось, на этом «пустячке» не стоило заострять внимания. Весь сыр-бор разгорелся по вине девочек. Им взбрело в голову обвинить смирного парнишку в трусости. Тот сопротивлялся. Они потребовали доказательства, что он не трус, и придумали для него экзамен – войти в класс на четвереньках. И парнишка совершил то, в чем искренне раскаялся.

1. О чем повествует данная ситуация? (Сущность проблемы нужно сформулировать одной фразой).

2. В чем заключается проблема, представленная в данной ситуации? Какой вид обучения представлен в кейсе? Какие закономерности и принципы обучения наличествуют в кейсе?

3. Кто виноват в сложившейся ситуации (в коллективном обсуждении необходимо прийти к единому мнению).

4. Как поступили бы Вы на месте учителя? Докажите свою точку зрения. Почему педагог из неё вышел победителем? Знание каких психологических закономерностей процесса обучения обеспечивает успех урока?



ТЕМА 3. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: