Ж) Святые новомученики

 

Пришло время сказать и о Новомучениках периода турецкого ига, принесших новую славу Церкви, засвидетельствовавших о её преемственной связи с раннехристианской Церковью, о том, что это одна Православная Церковь Христова, в которой рождаются новые Святые, угождающие Богу своим исповедничеством и мученичеством и сияющие чудесами по действию через них Божественной благодати. Рамки настоящей работы, к сожалению, не позволяют процитировать здесь все размышления о них преподобного Никодима Святогорца[196], который в предисловии к своему «Новому мартирологию» пишет об этом новом чуде: Новомучениках Христовых, процветших среди зимы неверия как весенние цветы и розы, глубокой ночью воссиявших как день и солнце, в непроглядной тьме явивших ярчайший свет, во время плена свободу, в годину болезни и бессилия сверхъестественную силу.

Почти все Новомученики, представ перед турецкими вельможами и судьями, должны были отвечать на задаваемые им вопросы относительно Корана и Магомета и объяснять, почему они не становятся мусульманами или не хотят оставаться ими (если речь шла об отрёкшихся от Христа, но впоследствии раскаявшихся в своём богоотступничестве). Здесь мы имеем подлинные межрелигиозные диалоги — диалоги, в которых воссиял пример Первомученика Христа, свидетельствовавшего об Истине и казнённого при Понтийском Пилате, первого Мученика из простых смертных, архидиакона Стефана[197], святых Апостолов, раннехристианских мучеников, Святых отцов и всех исповедников веры.

Их не прельщали предлагаемые им почести, богатства и наслаждения, в отличие от участников современных диалогов, во время которых происходит пусть не явное отречение от веры, но сокрытие истины и уравнивание её с заблуждением, что, по сути, равнозначно вероотступничеству. Если же заблуждение и истина, свет и тьма, Христос, Магомет, и идолы — одно и то же, тогда зачем распялся Иисус, для чего пострадали Апостолы и Мученики, древние и новые? Не являются ли современные межконфессиональные диалоги с их сокрытием истины и уравниванием Христа с лжепророками оскорблением памяти Святых мучеников и отвержением их мировоззрения. Они «безумцы и фундаменталисты» в глазах современных «прогрессивных» клириков и богословов, не способных ни понять их позиции, ни повторить их исповеднический подвиг. Преподобный Никодим в предисловии к уже упомянутой нами книге о Новомучениках указывает пять причин, «по которым благоволил Бог явиться сим Святым мученикам в нынешнее время: чтобы было возрождение всей Православной веры; чтобы иноверцы остались безответными в день Суда; чтобы доставить Восточной Церкви славу и похвалу, иноверным же —обличение и посрамление; чтобы показать пример терпения всем православным христианам, страдающим под тяжёлым гнётом неволи; и, наконец, чтобы воодушевить христиан дерзновенно следовать их стопами, взыскуя мученического венца».

На фоне истинных межрелигиозных диалогов Новомучеников современные межрелигиозные диалоги — это холод среди зимы, тьма во тьме, плен во время свободы, болезнь и бессилие при полноте сил. Они ведут не к возрождению, а к разрушению Православной веры, они не оставляют иноверцев безответными, не доставляют славу Церкви, ибо уравнивают её с иноверческими сообществами, не утверждают православных христиан в терпении и стойкости, и тем более не воодушевляют их следовать стопами Святых, взыскуя мученической кончины. А посему они суть псевдодиалоги, являющие апостасию и трусость.

Из всего сказанного Новомучениками приведём в качестве примера несколько цитат, ясно показывающих нерушимое единство, последовательность и преемственность в исповедании и отстаивании Истины (даже ценой жизни), неразрывную цепь веры, протянувшуюся из глубины веков и соединяющую Господа нашего Иисуса Христа, Апостолов, Мучеников, Святых отцов и Новомучеников.

Новомученик Константин Идрийский[198] († 14 ноября 1800 г.) на предложение мусульманского правителя отречься от Христа и уверовать в Магомета ответил: «Лучше ты, правитель, уверуй во Христа и исповедуй Его Богом истинным, чтобы Он просветил тебя и ты увидел истинный свет, ибо ныне ты слеп и омрачён нечестием». Через три дня святой Константин дал мусульманину, продолжавшему настаивать на своём, ещё более дерзновенный ответ: «Уверуй, как я уже сказал тебе, во Христа, ибо ваша вера — мерзкая, гнусная и ложная. Вы поверили лжецу, который ни чуда никакого в этом мире не совершил, ни вас не наставил ни на какую истину и ни на какое добро, но только учил вас басням, и по его заповедям вы совершаете блуд, мужеложство и прочее зло, почитая его, по своей слепоте, за пророка. А потому пойдёте с ним на вечную муку, в огонь кромешный, чтобы гореть там нескончаемо вместе с братьями вашими — демонами. Не хочешь сего — стань христианином, и будешь вечно радоваться в раю со Христом»[199].

Преподобномученик Никодим[200], который подвизался в афонском скиту Святой Анны[201] и принял мученическую кончину в Белграде (11 июля 1722 г.) Отрёкшийся от Христа, но затем покаявшийся, он, недоумевая, говорит: «Увы мне, окаянному и несчастному! По какой причине я ослеп, неразумный; как мог настолько помрачиться умом? Как свету предпочёл тьму? Как удалился от славы Христовой? Как добровольно лишил себя почётного права именоваться христианином, как все живущие в благочестии, став пленником и рабом вселукавого дьявола?» Молясь Пресвятой Богородице и прося Её удостоить его мученического венца, Святой сподобился следующего видения: «Когда Никодим задремал, ему было видение: Ангел Божий показал блаженному всех мучащихся в аду и, прежде всего, начальника агарянского зловерия — лжепророка Магомета. Скованный раскалёнными цепями, он жестоко страдал в пламени геенны, а вместе с ним подвергались мукам множество других нечестивцев, как его последователей, так и приверженцев прочих богохульных учений и ересей»[202].

Преподобный Никодим Святогорец восхищается исключительной смелостью юной девушки — святой новомученицы Акилины[203] из Загливери (пострадавшей за Христа 27 сентября 1764 г.), которая в ответ на предложение турецкого судьи сменить вероисповедание сказала: «Что в вашей вере может побудить меня отречься от моего Христа, какие чудеса веры вы мне можете показать, чтобы я поверила вам — источающим зловоние ещё при жизни?» «О, мученическое дерзновение! — восклицает Преподобный. О, мужество, достойное небесной похвалы! Ответ не слабой отроковицы, но некоего бесстрашного великана!»[204] Подобное восхищение выражает и составитель жития уже упоминавшегося святого новомученика Константина Идрийского: «Благо тебе, храбрый подвижник! Слава величию души твоей, достойной восхваления на небесах! Воистину, братия, на этом Святом исполнилось сказанное премудрым Соломоном: "праведник смел, как лев”[205] и пророком Давидом: "глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся"[206]»[207]. Подобным же образом прославляет Новомучеников в своих праздничных песнопениях Церковь, поклоняющаяся истинному Богу. Их величают все верующие, благодаря Бога за дарованную в их лице новую славу Церкви и скорбя о новых богоотступниках и христопродавцах, молясь о том, чтобы Бог просветил участников нынешних межрелигиозных диалогов, чтобы они образумились, покаялись и засвидетельствовали о Христе, как о единственном Пути ко спасению.

 

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.com

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] Антоний Великий (ок. 250-356) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества, святой Православной Церкви. День памяти — 17/30 января. — Прим. ред.

 

[2] Афанасий Великий (293-373) — архиепископ Александрийский, святой, Отец Церкви, известен борьбой с арианством и твёрдой непоколебимой верой. Дни памяти — 18/31 января и 2/15 мая. — Прим. ред.

 

[3] См.: Мф. 4:16. — Прим. перев.

 

[4] См.: Ин. 4:6. — Прим. перев.

 

[5] См.: Ин. 8:12. — Прим. перев.

 

[6] Максимиан (240-313) — римский Император в 286-305 и 307-310 гг.; соправитель Диоклетиана (до 305 г.); поддерживал его реформы. — Прим. ред.

 

[7] Константин I Великий (Флавий Валерий Аврелий Константин, ок. 285-337) — римский Император с 306 г. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую Церковь. В 324-330 гг. основал новую столицу Константинополь на месте г. Византии. Почитается как Святой в лике равноапостольных. Память совершается 21 мая/3 июня. — Прим. ред.

 

[8] Ср.: 1 Фес. 4:9. — Прим. перев.

 

[9] Арианство — течение в христианстве в IV-VI вв. Его зачинатель — священник Арий († 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из догматов христианской Церкви о единосущности Бога Отца и Бога Сына. По учению Ария, Христос как творение Бога Отца — Существо, ниже Его стоящее. Арианство осуждено как ересь Церковными Соборами 325 и 381 гг. — Прим. ред.

 

[10] Папизм — течение, пропагандирующее установление политической власти папы Римского. — Прим. ред.

 

[11] Экуменическое движение — движение, возникшее первоначально в протестантстве, за объединение всех христианских Церквей. Руководящий орган — Совет Церквей (с 1948 г.). — Прим. ред.

 

[12] Мелетиане — сторонники Мелетия, епископа г. Ликополя († 326), который отказался признать служение священников, «не выдержавших испытания» во время гонения христиан. Мелетинское движение не получило широкого распространения, поскольку его сторонники вскоре растворились в массе арианцев. — Прим. ред.

 

[13] Манихеи — сторонники манихейства — религиозного учения, основанного в III в. Мани, который по преданию проповедовал в Персии, Средней Азии, Индии. В основе манихейства — дуалистическое учение о борьбе добра и зла, света и тьмы как изначальных и равноправных принципов бытия. Распространилось в 1-м тысячелетии н. э. от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны зороастризма, римского язычества, христианства, ислама и др., в VIII в. — господствующая религия в Уйгурском царстве. Оказало влияние на средневековые дуалистические ереси. — Прим. ред.

 

[14] Фанар — греческий квартал в северо-западной части Константинополя, на берегу Золотого Рога. Здесь находится резиденция Вселенского патриарха и патриарший соборный Храм Святого Великомученика и Победоносца Георгия. — Прим. перев.

 

[15] VII Ассамблея Всемирного Совета Церквей проходила в Канберре 7-20 февраля 1991 г. под девизом: «Прииди, Дух Святый, обнови всё творение». — Прим. ред.

 

[16] Ср.: Мф. 24:15; Мр. 13:14; Дан. 9:27. — Прим. перев.

 

[17] Диакон Сильвестр Сиропул — великий Екклисиарх и Дикеофилакс Константинопольской Церкви, участник и автор мемуаров о Ферраро-Флорентийском соборе. — Прим. перев.

 

[18] На Соборе была сделана попытка воссоединения Церквей с целью сближения Византии и Запада перед лицом общей турецкой угрозы по инициативе Иоанна VIII Палеолога и папы Евгения IV. В 1437 г. Собор для обсуждения унии был собран в Ферраре. На нём присутствовал папа, Император Иоанн, Константинопольский патриарх Иосиф, уполномоченные от Восточных патриархов и несколько греческих епископов. На Соборе присутствовали и митрополит Киевский Исидор, епископ Суздальский Авраамий и около 100 духовных и светских лиц. Из государей Запада на Собор не приехал никто. Из-за чумы в 1439 г. Собор был перенесён во Флоренцию. После долгих споров о «филиокве» был подписан акт о латинском чтении Символа Веры, но его не подписал пользовавшийся огромным авторитетом Марк Эфесский. Возвратившись в Константинополь, Император столкнулся с сильной оппозицией унии, объединившейся вокруг Марка Эфесского. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский тоже были против унии. На Руси сторонников унии тоже не приняли. — Прим. ред.

 

[19] Марк Евгеник (1392-23.06.1444) — митрополит Эфесский, православный богослов, участник Ферраро-Флорентийского собора, единственный не принявший унию. В 1734 г. канонизирован в лике святителей. Память совершается 19 января/1 февраля. — Прим. ред.

 

[20] Виссарион, архиепископ Никейский, и Исидор, митрополит Киевский и всея Руси (впоследствии поставлен в католические кардиналы) — один из главных участников Ферраро-Флорентийского собора и сторонников унии. — Прим. перев.

 

[21] Подобным образом и сегодня оставляют в неведении верующий народ, который не замечает, что уния уже внедряется шаг за шагом — совместными молитвами, сослужением литургии и взаимным признанием Церквей, так что, когда официально будет заявлено о евхаристическом общении, это будет лишь утверждением и ратификацией уже состоявшегося объединения. Не причащаются ли и ныне некоторые православные из общей евхаристической чаши вместе с монофизитами в Антиохии, Америке и других местах, а в отдельных случаях — и вместе с латинянами? — Прим. авт.

 

[22] См.: Les «Memoires» du Grande Ecclesiarque de l' Eglise de Constantinople Sylvestre Syropoulos sur le concile de Florence (1438-1439) του V. Laurent, Paris 1971, σελ. 144 (βιβλ. 9,10). — Прим. авт.

 

[23] Там же.

 

[24] λατινοφρονες — «латинофроны», «латиномудрствующие», или «латинствующие», т.е. представители пролатинской партии в Православии, филокатолики. — Прим. перев.

 

[25] См.: Ι. Καρμιρη, Τα Δογματικα και Συμβολικα Μνημεια της 'Ορθοδοξου Καθολικης 'Εκκλησιας, τομ.1, σελ. 423 ε. — Прим. авт.

 

[26] Василий Великий (Василий Кесарийский) (ок. 330-379) — Отец Церкви, епископ г. Кесарии (Малая Азия). Брат Григория Нисского. Выступал против арианства. В «Шестодневе» изложил принципы христианской космологии. — Прим. ред.

 

[27] См.: Το κειμενο εν PG 32, 665 και εν Πηδαλιον, 'Αγαπιου 'Ιερομοναχου και Νικοδημου Μοωαχου, 'Αθηναι, 1990, σελ. 587. — Прим. авт.

 

[28] 'Εγκυκλιος, εν 'Ι. Καρμιρη, αυτοθι, σελ. 423-425. — Прим. авт.

 

[29] Серафим (Тикос) — архиепископ Афинский и всея Эллады, бывший предстоятель Элладской Церкви в 1973-1998 гг. — Прим. перев.

 

[30] Пятая песнь Канона Пасхальной утрени. — Прим. перев.

 

[31] См. заявление Константинопольского патриарха Афинагора: «Нельзя, молясь в храмах "о соединении всех", уклоняться от этого соединения. Одно из двух — либо мы искренне молимся о соединении Церквей, либо лицемерим. Богословы должны найти решение. Что касается "филиокве", то оно, на мой взгляд, не является препятствием» («'Ορθοδοξος Τυπος» φυλ. 121 (10.06.1970) σελ. 5) и архимандрита Спиридона (Билалиса) ('Αρχιμανδριτου Σπυριδωνος Μπιλαλη, 'Η Αιρεσις του filioque, τομος Α, 'Ιστορικη και κριτικη θεωρησις του filioque, 'Αθηναι, 1972, σελ. 11l). — Прим. авт.

 

[32] Теологумен — богословская мысль, высказанная одним или несколькими Отцами Церкви, однако не получившая соборной санкции. — Прим. перев.

 

[33] См.: 'Αρχιμανδριτου Βασιλειου Στεφανιδου, 'Εκκλησιαστικη 'Ιστορια, απ' αρχης μεχρι σημερον, 'Αθηναι 1959, σελ. 34411. На с. 344 этой книги читаем: «В отношениях между Западной и Восточной Церквами данное учение осталось теологуменом — т.е. вопросом, который может обсуждаться». — Прим. авт.

 

[34] Святитель Фотий I (ок. 810 или ок. 820-890) — святой, патриарх Константинопольский в 858-867, 877-886 гг. Происходил из семьи ревностных христиан; его отец скончался мученической смертью за защиту икон. Святой Фотий получил блестящее образование и, состоя в родственных отношениях с Императорским Домом, занимал должность первого государственного секретаря в Сенате. У него обучались наукам юный наследник Престола Михаил и будущий просветитель славян равноапостольный Кирилл. Способствовал распространению влияния Византийской Церкви в Болгарии, Моравии, на Руси, что привело к конфликту с папством. Обличал римских пап за властолюбие; впервые обвинил их в ереси за добавление к Символу Веры слов «и от Сына» (filioque). Знаток античной литературы, составитель «Мириобиблиона», автор богословских сочинений, писем. Память совершается 6/19 февраля. — Прим. ред.

 

[35] См.: 'Αρχιμανδριτου Βασιλειου Στεφανιδου, 'Εκκλησιαστικη 'Ιστορια, απ' αρχης μεχρι σημερον, 'Αθηναι 1959, σελ. 354. — Прим. авт.

 

[36] Синкретизм — некритическое соединение разнородных вероучительных и культовых положений. — Прим. ред.

 

[37] Схизма (др.-греч. σχισμα — расщепление, раскол, распря) — раскол в Церкви. — Прим. ред.

 

[38] В 1993 г. было подписано Баламандское соглашение с католиками, в котором Католическая Церковь признавалась «церковью-сестрой», а все её таинства действительными. Со стороны РПЦ соглашение было подписано даже не епископом, а лишь игуменом Нестором (Жиляевым), а также некоторыми епископами Поместных Церквей. — Прим. ред.

 

[39] В своём «Исповедании веры», изложенном на Ферраро-Флорентийском соборе, святой Марк цитирует святителя Василия Великого, который говорит, что находящихся в общении с инакомыслящими надлежит не только иметь отлучёнными, «но даже и братией не называть». И далее пишет: «Все Учители Церкви, все Соборы и все Божественныя Писания увещевают нас бежать от инакомыслящих и отступить от общения с ними» (εν 'Ι. Καρμιρη, αυτοθι, σελ. 425.). — Прим. авт.

 

[40] V. Laurent. Les «Memoires» du Sylvestre Syropulos, ενθ' ανωτ., σελ. 444-446. — Прим. авт.

 

[41] Речь идёт о предшественнике нынешнего Предстоятеля Элладской Церкви — Архиепископе Христодуле (Параскеваидисе, 1939-2008). — Прим. перев.

 

[42] Так он назвал во время своей недавней поездки на о. Тинос «тех, которые коснеют в самоослеплении, не желая поддержать инициативу нашей Православной Церкви по урегулированию и гуманизации отношений с иными христианскими вероисповеданиями и религиями» (Δελτιο Τυπου της 'Ιερας Συνοδου. 3.10.2006). — Прим. авт.

 

[43] Косма Этолийский († 1779) — иеромонах, равноапостольный, священномученик. Оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем человечества. — Прим. ред.

 

[44] Βλ. Κοσμα του Αιτωλου, Διδαχες (και βιογραφια), 'Αθηναι 1979, σελ. 142-143 (Διδαχη 1, 37-38) και επισκοπου Αυγουστινου Καντιωτου, ενθ' ανωτ., σελ. 38. — Прим. авт.

 

[45] 2 Тим. 2:9. — Прим. авт.

 

[46] Απολογια προ της τελευτης αυτου, PG 160, 536. В «Послании к иеромонаху Феофану» Святитель пишет также следующее: «Я узнал, что был рукоположен латинствующими в митрополита Афинского некий монах из Монемвасии, который там служит вместе с латинянами и незаконно рукополагает кого бы только ни нашёл. Поэтому прошу твою Святыню, чтобы, восприяв ревность о Бозе, как человек Божий и друг Истины и святого Исидора подлинный ученик, ты советовал священникам Божиим всеми способами избегать общения с ним, и не сослужить ему, ни вообще поминать его, и считать его не архиереем, но волком и наёмником, и вообще не служить в латинских церквах, дабы не пришёл и на нас гнев Божий, пришедший на Константинополь, по причине совершающихся там беззаконий» (Τω οσιωτατω εν 'Ιερομοναχοις και πνευματικοις και εμοι εν Χριστω ποθεινοτατω και σεβασμιωτατω δεσποτη και αδελφω κυρ Θεοφανη εις τον Ευριπον, Patrologia Orientalis 17, 481). — Прим. авт.

 

[47] 24 января 2002 г. в итальянском г. Ассизи состоялась беспрецедентная по своей представительности экуменическая встреча, так называемый «День молитвы о мире во всём мире». По приглашению возглавившего это собрание Римского папы Иоанна Павла II в Ассизи съехались более 200 религиозных деятелей видные представители ислама, иудаизма и буддизма, а также сикхи, бахай, конфуцианцы, индуисты, джайны, зороастрийцы, последователи японской религии тенрикё и африканских языческих культов. Помимо Константинопольской, Антиохийской, Русской и Албанской на встрече в Ассизи были представлены Александрийская, Иерусалимская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская и Польская Православные Церкви. Элладская Церковь не прислала своих официальных представителей, учитывая крайне негативное отношение значительной части греческих клириков и мирян к подобного рода мероприятиям. Прим. перев.

 

[48] Тропарь праздника Рождества Христова. Прим. перев.

 

[49] Тропарь праздника Богоявления. Прим. перев.

 

[50] Ин. 8:12. Прим. авт.

 

[51] Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев († ок. 105) один из 12-ти Апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх Посланий, вошедших в Новый Завет. Прим. ред.

 

[52] Ин. 1:9. Прим. авт.

 

[53] Ср. Мф. 4:16. Прим. ред.

 

[54] Апостол Пётр († ок. 64) один из 12-ти Апостолов (учеников) Иисуса Христа. Первый провозгласивший Иисуса Мессией. Прим. ред.

 

[55] Деян. 4:12. Прим. авт.

 

[56] Из песнопений Божественной литургии. Прим. перев.

 

[57] См.: Мф. 4:12-15. Прим. перев.

 

[58] Нью-Эйдж (англ., букв, «новая эра») глобальное, антихристианское по своей сути и направленности, религиозное движение, сформировавшееся в XX столетии, ориентирующееся, как заявляется, «на наступающую новую астрономическую эпоху эру Водолея» и представляющее собой конгломерат различных мистических течений оккультного, эзотерического и синкретического характера. Прим. перев.

 

[59] Мф. 4:12-16. Прим. авт.

 

[60] Мф. 3:2; 4:17. Прим. авт.

 

[61] Мф. 28:19. Прим. авт.

 

[62] Православие и ислам: Критический взгляд на академический диалог в свете учения Святых отцов. Святая Гора Афон, 2000. С. 17. Прим авт.

 

[63] Там же, С. 10; мнение профессора А. Аргириоса, преподающего во Франции. Прим. авт.

 

[64] Ср.: Ин. 16:13. Прим. перев.

 

[65] Православие и ислам... С. 10. Прим. авт.

 

[66] Еф. 1:21-23. Прим. авт.

 

[67] Кол. 2:9-10. Прим. авт.

 

[68] Ин. 10:10. Прим. авт.

 

[69] Ин. 1:16-17. Прим. авт.

 

[70] Мф. 11:13. Прим. авт.

 

[71] Еккл. 1:10. Прим. авт.

 

[72] «Точное изложение православной веры», кн. 3, гл. 1 (45) (ЕПЕ 1, 282). Прим. авт.

ЕПЕ — аббревиатура многотомного издания святоотеческих трудов «'Ελληνες Πατερες της 'Εκκλησιας» («Греческие Отцы Церкви»), Прим. перев.

 

[73] 1 Ин. 4:1-3. Прим. авт.

 

[74] «Православие и ислам...», с. 11; автором приведённой выше цитаты является известный римско-католический богослов И. Кунг, рассуждения которого, наряду с прочими им подобными, представлены Г. Цананосом в журнале «По пути» Фессалоникийского союза богословов. (Сентябрь-декабрь 1992 г. С. 163, разд. «Тексты и мнения») Прим. авт.

 

[75] Откр. 1:8. Прим. авт.

 

[76] Откр. 21:6. Прим. авт.

 

[77] Деян. 1:11. Прим. авт.

 

[78] Мф. 24:30. Прим. авт.

 

[79] Ср.: 2 Тим. 3:13. Прим. перев.

 

[80] «Городу и миру» (лат.), т.е. ко всеобщему сведению. Прим. перев.

 

[81] См.: Постановления Второго Ватиканского Собора. Т. 7. Афины, Изд-во «Γραφειο Καλου Τυπου». С. 43-44. Прим. авт.

 

[82] Иоанн Павел II (18.05.1920-2.04.2005) папа Римский, предстоятель Римско-католической Церкви с 16 октября 1978 г. Прим. ред.

 

[83] См.: Лемопулос Г. Всемирный Совет Церквей и межрелигиозный диалог. Информационная записка с подробным освещением вопроса взаимоотношений с исламом // По пути. 1992. Сентябрь-декабрь Вып. 3. С. 43-57. Прим. авт.

 

[84] Ин. 1:5,11. Прим. авт.

 

[85] С 19 по 22 октября 2009 г. в Ассизи проходило национальное совещание директоров епархиальных Отделов по социальным вопросам и труду на тему «Возвещение в области истины о любви Христовой». Прим. ред.

 

[86] Рим. 1:2-23,25. Прим. авт.

 

[87] Пс. 113:12-16. Прим. авт.

 

[88] Апостол Павел (Савл, Саул; 5/15(?) — 64/67) «Апостол язычников» (Рим. 11:13), не входивший в число 12-ти апостолов и участвовавший в юности в гонении христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл его к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павлом были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Апостола общинам и отдельным лицам составляют значительную часть Нового Завета и являются одним из главных текстов христианского богословия. Прим. ред.

 

[89] 1 Кор. 12:2. Прим. авт.

 

[90] Деян. 17:29. Прим. авт.

 

[91] Ср.: Деян. 17:30. Прим. перев.

 

[92] Македоний — епископ Константинопольский (ок. 342 г.). Своей жестокостью он навлёк на себя ненависть Императора Констанция. Строго-арианские епископы Евдоксий и Акакий, воспользовавшись этим, низложили его в 360 г. с Константинопольской кафедры, которую занял Евдоксий. Низверженный Македонии перешёл на сторону противников Евдоксия и Акакия полуариан и стал учить, что Сын подобен Богу Отцу. Из учения Ария о Сыне Божием, как творении, последовательно вытекало такое же учение и о Святом Духе. Македонии сделал этот вывод и стал учить, что Святой Дух не имеет участия в Божестве и славе Отца и Сына. Многие, особенно из строгих ариан, также присоединились к нему. По главным пунктам ереси Македония его последователи называются также духоборцами. Православное учение о Святом Духе против них защищали Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов. Ересь Македония осуждена на II Вселенском Соборе (381 г.). Прим. ред.

 

[93] Исх. 20:2-3. Прим. авт.

 

[94] Втор. 6:4. Прим. авт.

 

[95] Ис. 43:10. Прим. авт.

 

[96] Ин. 10:30. Прим. авт.

 

[97] Ин. 10:33. Прим. авт.

 

[98] Мф. 16:13,16. Прим. авт.

 

[99] Мф. 26:63. Прим. авт.

 

[100] Ин. 14:9-10. Прим. авт.

 

[101] Мф. 11:27. Прим. авт.

 

[102] Ин. 9:39. Прим. авт.

 

[103] Деян. 5:14. Прим. авт.

 

[104] Деян. 7:51-52. Прим. авт.

 

[105] Мф. 17:17. Прим. авт.

 

[106] Мф. 21:43. Прим. авт.

 

[107] Ср.: Втор. 32:5. Прим. перев.

 

[108] Ср.: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое» (2 Кор. 5:17). Прим. перев.

 

[109] Максим Исповедник (580-662) христианский монах, богослов и философ. Автор христологической доктрины диофелитства учения о двух волях во Христе. Один из ведущих оппонентов политике византийских Императоров по объединению Вселенской Церкви вокруг христологической доктрины монофелитства — учения об одной воле во Христе. Память совершается 13/26 августа и 21 января/3 февраля. Прим. ред.

 

[110] Монофизитство (от греч. μονος -, один, единственный и греч. φυσις — природа, естество) — христологическая доктрина в христианстве, возникшая в V в. и постулирующая наличие только одной Божественной природы (естества) в Иисусе Христе и отвергающая Его совершенное человечество. То есть, вопреки православному учению, монофизитство исповедует, что Христос Бог, но не человек (Его человеческий вид якобы только призрачный, обманчивый). Однако сам термин «монофизитство» встречается в литературе лишь с конца VII в. Монофизитство возникло как реакция на несторианство в Византии в V в. среди сторонников учения архимандрита Евтихия (ок. 378-454) игумена одного из константинопольских монастырей (поэтому монофизитство называется также и евтихианством). Учение распространилось в восточных провинциях Византии (Египте, Сирии, Армении) и стало знаменем политического сепаратизма; в 451 г. осуждено IV Вселенским (Халкидонским) Собором. Господствует в Армянской, Эфиопской, Коптской (египетской) и «яковитской» Сирийской Церквах. Прим. ред.

 

[111] Монофелитство (от греч. μοωος — одна, единственная + θελημα — воля) христологическая доктрина, искусственно созданная в VII в. в Византии с целью объединить на основе общей веры противоборствующие во Вселенской Церкви партии миафизитов (антихалкидонитов) и диофизитов (халкидонитов). Монофелитство исповедовало во Христе единую волю при двух природах. Осуждено на VI Вселенском Соборе в 680 г. Прим. ред.

 

[112] P. G. 91,533-544. Прим. авт.

 

[113] Севир Антиохийский (Северий) (453-538) Антиохийский патриарх (512-518 гг.), основатель ереси северианства. Севир был сторонником монофизитской ереси, но не придерживался крайних её позиций. Учение Севира было очень похоже на халкедонское. Он и его последователи хотя и признавали только одну природу в Иисусе Христе божественную, но допускали в ней наличие различных сущностей божественной и человеческой, т.е. «составную природу». Севирианская идея состояла в сохранении различия двух природ внутри «единой природы Бога Слова воплощенной», т.е. была очень близка к халкидонскому вероисповеданию. Прим. ред.

 

[114] Т. е. Иисуса Христа. Прим. перев.

 

[115] Ср.: 1 Тим. 6:13. Прим. перев.

 

[116] Иоанн Дамаскин (ок. 675-до 753) христианский святой, почитаемый в лике преподобных, один из Отцов Церкви, богослов, философ и гимнограф, завершитель и систематизатор греческой патристики; ведущий идейный противник иконоборчества. Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата «Против порицающих святые иконы». Память совершается 4/17 декабря. Прим. ред.

 

[117] Лев III Исавр византийский Император (714-741). При его правлении Византийская империя вступила в период иконоборчества. Прим. ред.

 

[118] Хилендарский монастырь находится в северо-восточной части Святой Горы Афон (Греция). Монастырь обязан своим основанием сербскому князю Растко и его отцу Стефану Немане, правителю Сербии (XII в.). Был основан на месте когда-то существовавшей здесь келии Григория Хеландария, в честь которого и получил своё название. Прим. ред.

 

[119] Савва Сербский (1164 или 1174/75-1236) святой. Младший из сыновей Стефана Немана, брат Стефана Первовенчанного сербского, на 18-м году удалился на Афон, отказавшись от княжества, принял там монашество, возобновил пришедший в разорение Хилендарский монастырь, дал ему устав и ввёл в него строгое общежительство. По возвращении на родину Савва был игуменом Студенецкого монастыря. С 1219 г., благодаря его ходатайству перед Императором и патриархом Константинопольским, Сербия становится самостоятельной в церковном отношении, а Савва первым её архиепископом. Из «Жития» Саввы известно, что он перевёл на славянский язык Кормчую книгу. Память святого Саввы совершается 14/27 января Прим. ред.

 

[120] Савва Освященный (439-532) христианский святой, авва, создатель Иерусалимского устава, используемого и до настоящего времени в православных Церквах. В Иорданской пустыне Саввой было основано семь монастырей по типу киновии. Почитается в лике преподобных, память совершается 5/18 декабря. Прим. ред.

 

[121] 101-я глава из книги «О ересях» (ЕПЕ 2,306 ε). Прим. авт.

 

[122] Мухаммед (Магомет, Магомед) (570/71-632) арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии. Политический деятель, основатель и глава мусульманской общины (уммы), которая в процессе его непосредственного правления составила сильное и достаточно крупное государство на Аравийском полуострове. По учению ислама, Мухаммеду Бог послал его священное писание Коран. Прим. ред.

 

[123] Ср.: Ин. 10:10. Прим. перев.

 

[124] Мф. 7:15. Прим. авт.

 

[125] 1 Ин. 4:1-4. Прим. авт.

 

[126] 2 Ин. 1:7. Прим. авт.

 

[127] 2 Ин. 1:10-11. Прим. авт.

 

[128] Кирилл (в миру Константин; по прозвищу Философ, 827-869) и Мефодий (в миру Михаил, 815-885) равноапостольные братья из г. Солунь (Салоники), просветители славян, создатели славянской азбуки и церковнославянского языка, проповедники христианства. Дни памяти святых: Кирилла — 14/27 февраля, Мефодия — 6/19 апреля (дни преставления). Праздник в честь Кирилла и Мефодия государственный праздник в России (с 1991 г.), отмечается 11/24 мая Прим. ред.

 

[129] Каган — титул правителя у хазар и других тюркских народов. Прим. ред.

 

[130] См.: Νικολαου Ζηση, "Αγιου Κυριλλου του Θεσσαλονικεως Διαλογος με τους Ιουδαιους Χαζαρους", Θεοδρομια, τευχος 7, Ιουλιος Σεπτεμβριος 2000, σελ. 97-98. Русский текст приведённого выше диалога взят из книги «Жития святых по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского». (Месяц май, с. 183) Прим. перев.

 

[131] Андрей, Христа ради юродивый († 936) святой Православной Церкви, прославленный в лике блаженных. Славянин, жил в Константинополе. Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей сподобился узреть Пресвятую Богородицу, покрывавшую Своим омофором молящихся. Память совершается 2/15 октября. Прим. ред.

 

[132] Лев VI Мудрый (866-912) византийский Император с 886 г. Издал пересматривавшие старые законодательные нормы Василики (базилики) сборник законодательных постановлений в 60 книгах. Вёл войны с арабами, потерпел поражение в войне 894-896 гг. с Болгарией. Прим. ред.

 

[133] Речь идёт о византийском Императоре, который воцарится «в последние дни» перед кончиной мира. Прим. перев.

 

[134] PG 111, 85 C. Прим. авт.

 

[135] Григорий Декаполит (? — 816) святой Православной Церкви, прославленный в лике преподобных. Родился в г. Иринополь в бедной семье, особым благочестием отличалась мать. Бежав из дома, 14 лет прожил в монастыре. Всю последующую жизнь он провёл в странствиях (в Константинополе, Риме, Коринфе). Затем вернулся в Фессалоники, в монастырь Святого Мины. Активно противостоял иконоборчеству. В греческой рукописной традиции считается автором «Sermo Historicus» («Историческое сказание весьма полезное и во многих отношениях сладостное о видении, которое, увидев однажды, некий сарацин уверовал, сделавшись мучеником ради Господа нашего Иисуса Христа»). Память совершается 20 ноября/3 декабря. Прим. Ред.

 

[136] Иосиф Песнописец (? — 833) святой. Родился и получил воспитание на Сицилии. В истории богослужения Православной Церкви известен как автор более 300 канонов. Память совершается 4/17 апреля. Прим. ред.

 

[137] PG 100,1204 και 1209. Прим. авт.

 

[138] Евстафий Солунский (ок. 1140-1198) архиепископ фессалоникийский. Родился в Константинополе, начинал монашеский путь в монастыре Святого Флора. Занимался организационной и преподавательской деятельностью в Константинополе. Позднее был рукоположен во епископа г. Миры Ликийские, затем стал архиепископом Фессалоник, которым и оставался до конца жизни. Прим. ред.

 

[139] Ср.: Ис. 29:13; Мф. 15:9; Мр. 7:7; Кол. 2:22. Прим. перев.

 

[140] Мануил Комнин (1123(?)-1180) византийский Император с 1143 г. Принудил Венгрию (1164) и Сербию (1172) признать суверенитет Византии. Потерпел в 1176 г. поражение от сельджуков при Мириокефалоне (на западе Малой Азии). Прим. ред.

 

[141] Никита Хониат, «История», 282, 2. Прим. авт.

 

[142] Григорий Палама (1296-1359) архиепископ Фессалоникийский, Отец и учитель Церкви, один из основателей исихазма. 27 мая 1341 г. Константинопольский Собор принял положение св. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама). Память совершается 14/27 ноября. Прим. ред.

 

[143] Иосиф Вриенний (1350-1432) выдающийся греческий аскет и богослов, ученик святого Григория Паламы, учитель святителя Марка Эфесского и друг святителя Фотия, митрополита Московского. Прим. ред.

 

[144] Геннадий Схоларий (1400-1464) патриарх Константинопольский. Родился в Константинополе. Был в свите Императора Иоанна VIII Палеолога и патриарха Иосифа II во время Ферраро-Флорентийского собора 1438-1439 гг. Однако по возвращении он стал свидетелем отвержения унии и присоединился к своему другу Марку Эфесскому в её осуждении. После смерти Марка Эфесского в 1447 г. стал главой противников унии и издал ряд сочинений против неё. Прим. ред.

 

[145] 2 Ин. 1:11. Прим. авт.

 

[146] Ин. 10:5. Прим. авт.

 

[147] См.: 'Αστεριος 'Αργυριου. "Κορανιο και χριστιανικη πιστη. Σκεψεις πανω στον ισλαμοχριστιανικο διαλογο χτες και σημερα", εν ΚΑΘ ΟΔΟΝ, τευχος 3, Σεπτ. — Δεκ. 1992, σελ. 39. К аналогичному выводу приходит и автор более ранней фундаментальной работы на эту тему (см.: Ε.Δ. Σδρακα. "'Η κατα του Ισλαμ πολεμικη των Βυζαντινων Θεολογων", Θεσσαλονικη, 1961). Прим. авт.

 

[148] Там же, с. 40. Прим. авт.

 

[149] Украшения монашества. Прим. перев.

 

[150] Из тропаря святителю Григорию Паламе. Прим. перев.

 

[151] Варлаам Калабрийский (1290-1348) византийский философ, астроном и математик. Рационалистические устремления и его борьба с исихазмом привели к осуждению его в 1341 г. на Церковном Соборе в Константинополе. После этого Варлаам отправился в Италию, перешёл в католицизм и был епископом в Неаполитанском королевстве. Большой знаток античной философии, он оставил сочинения: «Этика стоиков» и «Логика». Учитель Петрарки и Бокаччо. Прим. ред.

 

[152] «Надгробное слово Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской», 25-27 (ЕПЕ 6,17 ε). Прим. авт.

 

[153] Зилоты (от греч. ζηλωτης, букв. ревнитель, приверженец) антиаристократическая группировка в Фессалониках (Греция). В 1342 г. возглавили движение за автономию Фессалоник и захватили власть в городе. В 1349 г. движение зилотов было подавлено византийским Императором Иоанном II с помощью турок, при активной поддержке Православной Церкви и особенно афонских монахов-исихастов. Прим. ред.

 

[154] Святая Гора Афон географически полуостров в Восточной Греции, в районе Халкидики (Македония), представляющий собой гору высотой 2033 м над уровнем моря. Административно особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского патриархата (с 1312 г.). Прим. ред.

 

[155] Галлиполи — полуостров в европейской части нынешней Турции, расположенный между Саросским заливом Эгейского моря и проливом Дарданеллы. Прим. перев.

 

[156] Колливады (колливисты; от слова «колива») в середине XVIII в как реакция на сложившуюся ситуацию на Афоне (исследователи определяют её как эпоху «рабства и духовного маразма») возникло «движение колливадов». Колливады отказывались совершать или участвовать в поминовении усопших по воскресным дням, но настаивали на том, что это надо делать только по субботам. Им было дано это ироническое прозвище, которое вскоре стало почётным. Движение началось в скиту Святой Анны. Изгнанные из него монахи разошлись по всему Афону, а затем движение распространилось по всей Греции. В XIX в. споры, но без прежней силы, вспыхнули снова. И главной причиной стал вопрос о частом причащении Тайн Христовых. Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе был святой Никодим Святогорец. К концу первой четверти XIX в. противостояние колливадов и их противников значительно ослабело, а к середине века почти полностью исчезло. Прим. ред.

 

[157] «Письмо из плена» ЕПЕ 7,198-209 Прим. авт.

 

[158] «Диспут с безбожными хионами» (ЕПЕ 7,210-225). Прим. авт.

 

[159] Ср.: Рим. 1:20. Прим. перев.

 

[160] «Письмо к своей Церкви» (ЕПЕ 7,160-162). Прим. авт.

 

[161] Лампсак — древний малоазийский город на северо-восточном берегу Дарданелльского пролива. Прим. перев.

 

[162] 1 Ин. 5:19. Прим. перев.

 

[163] Рим. 1:28. Прим. перев.

 

[164] Рим. 1:21. Прим. перев.

 

[165] Рим. 1:25. Прим. перев.

 

[166] Исав — сын Исаака и Ревекки, старший сын своего брата-близнеца Иакова. Он продал своё первородство за красноватую снедь (чечевицу) брату Иакову, почему и получил имя Евом, т.е. Красный (см.: Быт гл. 25). Прим. ред.

 

[167] «Письмо к своей Церкви», 8-9 (ЕПЕ 7,166-168). Прим. авт.

 

[168] Пиги — город в Малой Азии. Прим. перев.

 

[169] «Письмо к своей Церкви», 9 (ЕПЕ 7,168). Прим. авт.

 

[170] Брусса — малоазийский город в 30 км к юго-востоку от Мраморного моря. Прим. перев.

 

[171] «Письмо к своей Церкви», 9 (ЕПЕ 7,172). Прим. авт.

 

[172] Там же, 172-174. Прим. авт.

 

[173] Там же, 15 (ЕПЕ 7,174). Прим. авт.

 

[174] Там же, 17 (ЕПЕ 7,176). Прим. авт.

 

[175] «Диспут с безбожными хионами», 13 (ЕПЕ 7,220-222). Прим. авт.

 

[176] Там же (ЕПЕ 7,222). Прим. авт.

 

[177] Там же, 16 (ЕПЕ 7,224). Прим. авт.

 

[178] «Письмо к своей Церкви», 23 (ЕПЕ 7,182-184). Прим. авт.

 

[179] Там же, 23-24 (ЕПЕ 7,184). Прим. авт.

 

[180] См.: Мф. 24:4-5,11-13,23-24; Мк. 13:5-6,21-22. Прим. ред.

 

[181] «Письмо к своей Церкви», 24-25 (ЕПЕ 7,186). Прим. авт.

 

[182] Там же, с. 28 (с. 188-190). Прим. авт.

 

[183] Там же. Прим. авт.

 

[184] Там же. Прим. авт.

 

[185] Ορθοδοξια και Ισλαμ, Ι. Μονης 'Οσιου Γρηγοριου, 'Αγιον Ορος, 2000, σελ. 20-21. Прим. авт.

 

[186] «Письмо к своей Церкви», 29 ЕПЕ 7,190 Прим. авт.

 

[187] Серрах город в Македонии. Прим. перев.

 

[188] Ιωσηφ Βρυεννιου. Τα Παραλειπομενα, εκδ. Β. Ρηγοπουλου, τομ. Γ σελ. 152-158, Θεσσαλονικη 1991. Прим. авт.

 

[189] Ιωσηφ Βρυεννιου. Τα Ευρεθεντα, εκδ. Β. Ρηγοπουλου, τομ. Α, σελ. 400-423, Θεσσαλονικη 1991. Прим. авт.

 

[190] Монастырь Паммакаристос обитель в честь Пресвятой Богородицы, построенная в XI-XII вв. Прим. перев.

 

[191] Изданный в Базеле в 1584 г. фундаментальный труд известного немецкого гуманиста, профессора классической филологии Тюбингенского университета Мартина Крузиуса (1526-1607), в котором автор сделал попытку дать всесторонний обзор жизни христиан в Османской империи. Прим. перев.

 

[192] Обо всём этом подробнее см. в книге: Θεοδωρου Ζηση. Γενναδιος Β' Σχολαριος Βιος — συγγραμματα — Διδασκαλια. Αναλεκτα Βλαταδων 30, Θεσσαλονικη 1998, σελ. 217-219 και 295-298. См. также: Γενναδιου Σχολαριου, 'Απαντα τα ευρισκομενα, εκδ. L. Petit, к.α. Paris 1930, σελ. 444 («Итак, первоначально человеческое бытие регулировалось естественным законом, на следующей, промежуточной, стадии законом Моисеевым, после чего был дан закон Христов, как завершающий и самый совершенный, как последняя ступень к высшему совершенству человека уже в будущей жизни»). Прим. авт.

 

[193] Другое наименование этого трактата: «О нашей вере и её главных догматах». Прим. перев.

 

[194] С «Исповеданием веры Схолария» можно ознакомиться также в известном труде профессора И. Кармириса "Τα Δογματικα και Συμβολικα μνημεια της Ορθοδοξου Καθολικης Εκκλησιας" (Τομος Α'. σελ. 429-436). Прим. авт.

 

[195] Эта обитель находится на горе Меникио, неподалёку от г. Серры в Македонии. Здесь Геннадий Схоларий провёл остаток дней своей земной жизни и был похоронен. Прим. перев.

 

[196] Никодим Святогорец (до пострига Николай Калливурси; 1749-1809) — преподобный. Родился в Греции на о. Наксос. В 26 лет пришёл на Афон и принял постриг. Занимался литературно-богословской деятельностью: подготовил к изданию рукопись «Добротолюбия», обнаруженную в 1777 г. в Ватопедском монастыре; редактировал труды Симеона Нового Богослова. Память совершается 1/14 июля. Прим. ред.

 

[197] Архидиакон Стефан († ок. 33-36) — святой Апостол и Первомученик, старший среди семи диаконов, поставленных самими апостолами. Он был христианским Первомучеником и пострадал за Христа в возрасте около 30 лет. По выражению Астерия, «это был начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал своей крови за Евангелиста». Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов (см.: Деян. гл. 6; гл. 7; гл 8, 2). Память совершается 4/17 января, 2/15 августа, 15/28 сентября, 27 декабря/9 января. Прим. ред.

 

[198] Константин Идрийский, Родосский (родом из Идры, 11800) — мученик, мирянин, насельник скита Иоанна Крестителя Афонского Иверского монастыря. Память совершается 14/27 ноября. Идра — остров неподалёку от Пелопоннеса. Прим. перев.

 

[199] Συναξαριστης Νεομαρτυρων, εκδ. "Ορθοδοξος Κυψελη", Θεσσαλονικη 1989, σελ. 149-150. Прим. авт.

 

[200] Святой Никодим († 1722) — преподобномученик. Славянин из Албании, родился в местечке Эльбасан. Был женат, имел детей. Увлёкшись чувственными обещаниями Корана, отрёкся от веры Христовой. Несмотря на убеждения и слёзы домашних, сделал причастными исламу своих детей, кроме одного, которого христиане тайно переправили на Святую Гору. Разыскивая на Святой Горе своего сына, он был потрясён увиденной жизнью иноков и пережил глубокое раскаяние и, не выходя со Святой Горы, принял на себя ангельский образ с именем Никодим. Три года он оплакивал своё богоотступничество и решил непременно искупить грех свой страдальческой кровью, получив благословение у старца Акакия, подвизавшегося в Кавсокаливском скиту. Со Святой Горы Никодим прибыл в Албанию и торжественно перед знавшими его турками исповедал Христа Истинным Богом, а Магомета уничижил как льстеца и обманщика. После долгих мучений был обезглавлен. Прим. ред.

 

[201] Скит Святой Анны — это самый старый и самый большой скит на Афоне. Основан в XVI в., насчитывает 50 келий и калив, где обитают 85 монахов. Собор, посвященный святой праведной Анне, был построен патриархом Дионисием Вардалисом в 1606 г. Скит принадлежит Великой Лавре. Прим. ред.

 

[202] Συναξαριστης Νεομαρτυρων, εκδ. "Ορθοδοξος Κυψελη", Θεσσαλονικη 1989, σελ. 812-813. Прим. авт.

 

[203] Акилина Закливерийская (1746(?)-1764) — святая, мученица. Претерпела мучения в г. Закливери, расположенном недалеко от Фессалоник. В те времена христиане в Греции терпели от турок жестокие и беспощадные гонения. Отец Акилины в ссоре убил соседа-турка и, чтобы избежать смертной казни, принял ислам. Турки склоняли отца-отступника привести жену и дочь к исламу. Даже представ пред судом и понимая, что впереди ждут мучения и смерть, Акилина не отреклась от веры. Была забита до смерти палками. Христиане города погребли останки мученицы в безопасном месте, но до сих пор никто не знает, где они захоронены. В Закливери был выстроен храм в честь святой Акилины. Память совершается 27 сентября/10 октября. Прим. ред.

 

[204] Νεον Μαρτυρολογιον, εκδ. "Αστηρ", Αθηναι 1961, σελ. 186. Прим. авт.

 

[205] Притч. 28:1. Прим. авт.

 

[206] Пс. 118:46. Прим. авт.

 

[207] Συναξαριστης Νεομαρτυρων, ενθ. ανωτ. σελ. 150. Прим. авт.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: