Das Tier hat darum auch einen besonderen Verstand, wie es eine besondere Seele hat; es unterscheidet sich nicht bloss durch ein Minus von dem menschlichen Verstande. Es bleibt darum fьr den Menschen unmцglich, eine angemessene Vorstellung von den Zustдnden der Tierpsyche zu erhalten2!.
370
Инстинкт
В Англии подобные теории развиваются в иной социальной атмосфере. Зачатки их появляются впервые в демократических религиозных сектах, и учения этих сект об энтузиазме дают начало позднейшим учениям о бессознательно-творящем гении (о бессознательной разумности гения). И здесь мы можем проследить параллель: «классы общества — стороны индивидуальной души — животные, как члены общества». В античном и в новоевропейском рационализме животное и раб превращались в вещи, выкидывались за сферу культуры, или наоборот рассматривались в очки чистого интеллекта. Английские секты особенно настойчиво в противовес «ученым книжникам» выдвигали роль людей, одаренных наитием непосредственного вдохновения. В противовес учившимся, наученным выдвигались люди, которых научил сам дух. Из общественных групп получала таким образом положительную оценку новая группа, заявляла о своих правах в противоположность интеллектуальному аристократизму совершенно новый строй психологии. Рука об руку с оправданием этих научаемых свыше, не в школах учившихся людей шло оправдание соответствующих пластов в индивидуальной психике: если на общественную значимость заявлял претензии вдохновенный, безотчетно-действующий пророк, то и в индивидуальной душе особый интерес стала привлекать темная сторона ее — сторона пророческого вдохновения. Один из писателей XVII века весьма показательно сближает пророческое исступление Пифии с исступлением английских квакеров26. В каком-то смысле действительно античная мантика, английское квакерство и английские учения о гении сходны. Здесь всюду профессионалу-жрецу, профессионалу-художнику, вышколенным, выученным, противопоставляется непосредственно наученный самой природой, инстинктивно-творящий пророк, художественный гений. Первые теории гения, творящего чисто инстинктивно — это рефлексия (иногда только искры рефлексии) над пророчески-мантическими процессами. Как механика и химия возникают из рефлексии над производственными, техническими процессами, обобщения ремесленника оказываются зародышами позднейших обобщений ученого27, так обобщение мантической практики, обобщения, возникающие вокруг пророческих исступлений экстатиков, противоположных культовым лицам — жрецам, дают первые теории гения. Но здесь возникает и третья параллель, о которой мы говорили. Это параллель пророчески-вдохновенных наитий с инстинктивными действиями животных. Пророческие, темные, неясные, инстинктивные стороны человеческой души и члены общества, удел которых непосредственная пророческая одержимость, — им коррелят в ясновидении и пророческом даре животных. Если для рационалиста — животное прежде всего рабочее животное, работающая машина — автомат Декарта, или такой же, только разумный человек, то здесь и у человека, и у животных в инстинкте — особое вдохновляющее начало, наряду с разумом. Достаточно напомнить о птицегадании, о легендах, касающихся языка птиц и дара разумения этого языка, получаемого отдельными людьми28. «Kavi Индии, vates римлян, μήνης греков одновременно означает певца и мудреца; соответственным же образом пернатые певцы вместе с тем являются и всеведающими пророками»29.
|
|
|
|
В этом понимании бессознательная целесообразность, своего рода разумность в действиях животных, должна получить свое объяснение. Проблемы нет там, где животное — автомат или где животное — то же, что человек, одаренный разумом. Эта проблема только там, где признается своеобразие инстинктивной силы.
У большинства так называемых примитивных народов бессознательно-инстинктивные действия связываются с представлениями о воздействии какой-то
____________ ^___________________ J I 1
посторонней силы. Разумность бессознательно-целесообразных действий объясняется из воздействия разумного высшего существа — из одержимости. В инстинкте действует или разумная природа, понимаемая как душа мира — т. е. персонифицируемая, — или разумное божество. Так, по Цицерону (Ν. D. II, 51) животные действуют sine magistro duce natura. Он же замечает, что все инстинктивные, т. е. бессознательно-целесообразные действия животных — «действия заботливой и творческой природы». По-видимому, в кругу именно этих представлений, шамански-пророческих, и вводится первоначально термин «инстинкт».
Что в самом деле значит слово «инстинкт»? Исчезнувший родоначальный глагол, stinguo, соответствующий греческому στίξω — значил: «колоть». Отсюда существительное instinctus (a также stinulus) означает между прочим то, что по-французски называется aiguillon — колючее орудие погонщиков скота, орудие, особенно употреблявшееся для понукания рогатого скота (волов, на которых пахали землю, а также, заметим, применявшееся для понукания рабов). Глагол instinguere значит возбуждать, подстрекать30. Необыкновенно ярко воскрешает этот образ понукания, чего-то погоняющего, лежащего в основе понятия инстинкта — Бодлер в строках:
Pendant que des mortels la multitude vile, Sous le fouet du Plaisir, ce bourreau sans merci, Va cueillir des remords dans la fкte servile и т. д.31
Надо заметить, что страдательное причастие instinctus, как и вообще глагол instinguere, встречается в древности гораздо чаще, нежели существительное instinctus. Страдательное причастие instinctus — возбужденный — предполагает ablativus — чем или кем. И действительно мы часто встречаем такие выражения как
instinctus furore et audacia (Cic.) — яростью и смелостью
tibiarum cantu (Cic.) — напевом флейт
vocibus (Liv.) — речами.
У Курция встречается выражение belua instincta rabie — зверь, возбужденный бешенством.
Но можно спрашивать не только «чем», но и «кем» возбуждается животное, человек. Поэтому говорится instinctus furiis (Liv.) — возбужденный фуриями, instinctus divino spiritu — божественным духом (Liv.). Соответственно существительное instinctus, us означает акт возбуждения кого-то кем-то, но непременно кем-то. Говорится
instinctu Musarum (Lact.) instinctu daemonum (Lact.)
что можно было бы перевести «наитием» Муз, демонов. У Тацита встречается выражение instinctu decurionum.
Едва ли не впервые мы находим существительное у Цицерона. Oracula quae instinctu divino affatuque funduntur — Оракулы изрекаемые под влиянием божественного воздействия и вдохновения32. Кроме instinctus, instinguo есть существительное instinctor, которое обозначает возбудителя, виновника — instinctor belli (Tac.) sceleris (Tac.) dissensionum (Amm.) (ср. французский юридический термин instiqateur — подстрекатель).
|
|
Мы заключаем, что древнеримский instinctus существенно отличается от нашего Понимания тем, что когда мы спрашиваем себя «ней инстинкт», то подразумеваем Инстинкт самого животного или человека, действующего инстинктивно. Римлянин
372
Инстинкт
Инстинкт
будет мыслить всегда instinctus, как понуждение, исходящее от instinctor'a, потому и говорится instinctus Musarum, daemonum и т. п. Во французском языке этот термин раньше применялся совершенно так же, и только так. Боссюэ, например, говорит об instinct du St. Esprit, qui souffle oщ il vent33. Заметим, что и там, где говорится об инстинкте природы, нет противоречия описанному воззрению. Вспомним, что в античности и средневековье (и даже частично в новое время) природа мыслится как индивидуальное существо, разумно руководящее ходом вселенной, а термин «закон природы» первоначально применяется совершенно в таком же смысле, как «закон правителя, закон сената и т. п.». Если поэтому у Корнеля встречаем «instinct de nature», то это совершенно однотипно с instinctus Musarum34.
Но ведь это первое и самое первоначальное учение об инстинкте, вытекающее непосредственно из обычного и обиходного словоупотребления, не что иное как воззрение шаманизма и мантических верований — где в инстинкте непременно какое-то существо руководит бессознательной целесообразностью — инстинктивной деятельностью. Первоначально в инстинкте всегда кто-то толкает, колет, побуждает — закон природы φύσις, божество, демон, гений, бес. Этот «кто-то» вводится для объяснения телеологичности инстинктивных действий (бессознательной телеологии, т. е. квази- или псевдо-человеческой телеологии)35. И когда позднее отказываются от этого «кого-то», сохраняя все же термин «инстинкт», то мы имеем здесь обычное в истории терминологии явление: традиция школы сохраняет слово, которое перестает значить то, что оно значило, и которое все же где-то влияет своими старыми смысловыми обертонами на новые представления. Если бы не было переноса старого слова для обозначения новых представлений, а изобреталось новое слово, то ряд недоразумений не имел бы места. Но неологизмам без меры всегда противостоит сила обычая. Поэтому-то еще в неовитализме мы узнаем старые представления, круг шамански-мантических идей, но в значительной мере неосознанно-туманных, а поэтому и недоговоренных. Эту метафизику, порою глубоко скрытую за термином «инстинкт», чуяли многие. Борьба с метафизикой не раз заставляла начинать борьбу против самого слова «инстинкт». Бужан пишет:
|
|
Je serais mкme tentй de croire que ce que nous appelions instinct, n'est qu'un кtre de raison, un nom vuide de rйalitй, un reste de philosophie pйripatйticienneJ6.
Материалисты (Бюхнер, Фохт) ополчались на термин (и понятие) инстинкта за сохранившиеся в нем метафизико-теологические следы. О более новых нападениях на термин «инстинкт» будет сказано дальше.
Важно отметить, что описанное воззрение на инстинкт, в котором бессознательно-целесообразные действия объясняются из воздействия повелевающего разумного существа, генетически первое: из него развиваются теории инстинкта, как явления только природы, характерного для рационализма. «Толчок» сверхъестественного существа заменяется толчком «природы».
Всмотримся теперь ближе, как мыслится этот толчок природы, толкание природой в первоначальном своем виде. Учение об инстинкте природы в значительной мере уже удалилось от инстинкта, как побуждения или толчка, исходящего от сверхчеловеческого существа. Но неспроста даже здесь первоначальная разработка этого воззрения принадлежит стоикам — интерес которых к вопросам дивинации и мантики известен. Греческий первоисток учения о естественном инстинкте, об инстинкте естества — в стоическом учении об ορμή. 'Ορμή термин не стоический. По свидетельству Теофраста (De sensu 71) Демокрит уже говорил об ορμή της
φοράς, свойственной элементарным телам. Здесь ορμή, как видно, термин механики. Стоики употребляют тот же термин психологически. Но не следует забывать, что античная и особенно стоическая психология гораздо ближе к физике, чем можно было бы думать сначала, и возможно, что в психологической ορμή нет даже метафоры, в особенности если вспомнить стоическое учение о телесности всего сущего, о пневме и тоносе пневмы. Даже привычка (ΐξις), одно из наиболее близких инстинкту понятий, трактуется у стоиков как особое напряжение материальной пневмы38. То, что стоики первой ορμή считают не стремление к наслаждению, а стремление к самосохранению39, указывает на то же: сдерживающая сила пневмы, являющаяся принципом сцепления частей тела и созидающая таким образом телесную индивидуальность — дает полный аналогон инстинкта самосохранения. Virtutes, vires, δυνάμεις души — это все в контексте античной механики «позитивно», «физично». Даже «движения души» в античности были не так далеки от движений механики, но механики полуанимистической и телеологической. У Плутарха в диалоге семи мудрецов один из собеседников прямо аналогизирует стрелу, выпускаемую скифом из лука, и животных, получающих толчок (инстинкт) от божества или природы. Это вполне гармонично с анимистической механикой древности. Впрочем, еще в новое время, при новой механике, деисты считали возможным говорить о божестве как о чем-то дающем первый толчок материальной вселенной, как о чем-то рождающем или передающем телам этот толчок, который позволяет телам двигаться затем самостоятельно, без постоянной поддержки. Если взглянуть на античную и в особенности средневековую динамику, то анимистическая теория impetus'a, державшаяся в механике от Филопона до Галилея и игравшая большую роль в выработке представлений о законе инерции, напомнит нам многие черты старинного учения об инстинкте как толчке, полученном от природы40. Суть теории impetus'a заключается в следующем. Для всякого движения, даже прямолинейного и равномерного, потребна сила. Как же объясняется движение брошенного тела, когда тело отрывается от причиняющей движение силы? Кто движет, например, летящую стрелу? У Аристотеля роль движущего начала играл воздух. Филопон говорит о другой теории: телу сообщается «движущая сила», «движущая энергия», которая и движет его дальше. Через араба Аль-Битроги теория Филопона становится известной Западу, где ее развивает Альберт Саксонский. Николай Кузанский, находящийся под влиянием Альберта, приравнивает этот impetus к душе. Аналогично Кеплер истолковывает impetus как движущую душу. Если в механике говорилось о душах, то естественно, что в психологии говорилось о том же, о чем в механике. 'Ορμή камня не так уже отличалась от ορμή животного. Показательно, что Шенье41 прямо сближает инстинкт самосохранения У стоиков с текстом Спинозы (Exh. III, 6): «Unaquaeque res quantum in se est in suo esse perseverare conatur» — текстом, явно близким к проблемам инерции. Вспомним, что в популярных учебниках физики не так давно можно было встретить такую формулировку закона инерции: «всякое тело стремится сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения». Вся древняя психологическая теория ορμή, таким образом, больше, чем простая метафора, больше, чем иносказательное, образное перенесение. Рассуждая об impetus'e, ορμή в душевной жизни человек средневековья и античности указанное из интроспекции облекал в образы внешнего мира и законы своей своеобразной механики применял к «внутреннему» миру совершенно так же, как человек просвещения, говоривший об l'homme machine, строил механику души по образцу существовавшей в его время механики. Может быть больше того, вся структура данного интроспективно
374 |
Инстинкт
сознания определялась тем физическим (а в конце концов социальным) бытием, которое давалось извне.
Теория άρμη у стоиков это такая же физика, как физика Декарта с его учением об автоматизме животных, хотя и физика телеологическая в противоположность механической Декарта. Царство животных у стоиков и у Декарта — φύσις, хотя самая φύσις и понимается существенно различно. В своем трактате «О гневе» Сенека занят особенно тщательным проведением границ между миром разумно-человеческого и миром природы, к которому принадлежат инстинктивные действия животных. У животных нет гнева, потому что гнев — понятие социальное, гнев там, где обида, оскорбление, несправедливость. А в животных не общество, а природа.
Impetus habent ferae, rabiem, feritatem, incursum... Muta animalia humanis affectibus carent: habent autem similes Ulis quosdam impulsas.
Стоический физицизм, обособляющий животных от человека, в его конечных тенденциях очень четко разглядел Плутарх. Пытаясь редуцировать стоическую теорию до абсурда, Плутарх предвосхищает Декарта (De solert. anim. 3): «если мы скажем, что животные обладают не памятью, а как бы (ώσαν«) памятью, не гневом, а как бы гневом, не страхом, а как бы страхом, то почему не говорить, что они как бы видят, а не видят, как бы слышат, а не слышат и в конце концов не живут, а как бы живут». В мануфактурный период и делается этот вывод, наметившийся уже в Греции в эпоху развития денежного хозяйства. «Декарт с его определением животных как простых машин, — говорит Маркс42, — смотрит глазами мануфактурного периода в отличие от средневековья, которое смотрело на животное как на помощника человека». Родство картезианства со стоицизмом в отношении подхода к животным, выражающееся в перевесе объективно-физической точки зрения, может быть выявлено еще на одном примере. Предшественником Декарта обычно считается испанец Pereira43. Но на самом деле, давая чистую физику животного поведения, то есть лишая животных самопроизвольных действий, Перейра проводит физический детерминизм не механический, а детерминизм в духе античной физики: он кладет в основу движений «физически необходимые» законы симпатии и антипатии, понимаемых в смысле основных, управляющих всем физическим миром сил44. На переходном этапе Перейры особенно ясно выявляется все сходство Декарта и стоиков, заключающееся в подчинении инстинктов законам природы в противоположность законам общества.
Утверждение, что природа руководит инстинктивными действиями, что разумность этих действий объясняется из разумности уже не сверхъестественного существа, а природы, понимаемой как разумно-руководящее существо, имело одно важное последствие. Инстинктивное действие исключало возможность личной инициативы, обезличивалось: инстинкт объяснялся из общих законов природы. За действия животных оказывался ответственным у стоиков πΰρ ηχνικόν — огонь-ми-родержец, а картезианцам приписывали воззрение, что Deus est anima brutorum· В противоположность разнообразию индивидуальных привычек, навыков, обычаев, инстинктивные действия совершаются по определенному, раз навсегда установленному шаблону, который дает учащая природа. Выражения, обозначающие природу как верховную учительницу, бесчисленны45. Научение природой для всех одинаково в противоположность индивидуальной лично-приобретенной искусности. Это четко выражает Сенека: «Incertum est et inaequale, quidquid ars tradit: ex aequo venit, quod natura distribuit» (Ep. 121). Здесь нет места личной или индивидуальной
375 |
Инстинкт
свободе. Этот железный закон природы — управляет индивидуальными существами с непреодолимой властностью и всех учит тому же. В этом сходство стоиков и картезианцев: хотя законы природы у тех и других разные и детерминизм одних телеологический, а других — механический, тем не менее и здесь и там между брошенным телом, летящей стрелой, животными инстинктами — в смысле подчинения естественной закономерности нет существенной разницы.
Детерминированность инстинктивных действий животных характерна не только для картезианства. И в других течениях подготовляется тоже воззрение. Монтень говорит о loy vraiment naturelle или инстинкте qui se voit universellement et perpйtuellement empreint aux bкtes et en nous (II, 69), Аддисон определяет инстинкт как immйdiate impression from the first Mover and the Divine energy acting in the crйatures4б, Булье (1728) говорит об инстинкте как искусстве, que la nature enseigne а chaque animal et qui lui est infus par le crйateur и благодаря которому
sans le secours de l'habitude et de l'art, chaque animal suit une certaine tablature de mouvements industrieux pour parvenir а une fin propre а l'espиce dont il est47.
Еще для Шеллинга48 в действиях своих животные суть лишь
Ausdruck oder Werkzeug der im AH wohnenden Vernunft, ohne selbst vernьnftig zu sein. Bios in dem was sie tun, ist Vernunft, nicht in ihnen selbst. Sie sind vernьnftig durch blossen Zwang der Natur, denn die Natur ist selbst die Vernunft.
Из этих примеров мы видим, что в новом деизме и пантеизме продолжают существовать те же натуралистические представления стоиков о природе и ее необходимости, управляющей инстинктивными действиями.
Когда пантеизм переходит в материализм, а пантеистический детерминизм — в механический, тогда указанное учение об инстинкте переходит в новую фазу своего развития. Интерес с вопроса об общей предопределенности инстинкта законом природы переходит на конкретное объяснение инстинктивных действий из законов природы. У Ламеттри мы находим окончательно сформулированной новую точку зрения: «L'Instinct consiste dans des dispositions corporelles purement mйchniques, qui font agir les animaux sans nulle dйlibйration»49. У Бюффона мы находим подобные же попытки «рефлексологического» толкования инстинкта. Здесь родоначальники того направления, которое стремится свести инстинкты на рефлексы и тропизмы. Заметим, что теория тропизмов, разработанная Лебом, опирается на Фарадееву теорию силовых линий50, и в ней, может быть впервые, биологический детерминизм инстинкта находит развитое и всестороннее физико-механическое выражение. Этому позднему развитию механических картин инстинкта способствовало много причин. Хотя картезианство, физиологи Борелли, Haies и др. много дали уже в XVII веке для механики организма, однако следует помнить, что лишь постепенно происходило расслоение явлений на механические и биологические, позволившее некоторые биологические функции, а затем и все, трактовать механически. Если в древности даже дыхание и кровообращение предполагали низший вид душевной деятельности, их регулирующий, то ведь только в середине XVIII века анатом и физиолог Галлер различает раздражительность мускула и чувствительность нерва (irritabilitas и sensibilitas). Это различение, дающее повод к эмансипации мускульной деятельности от психической деятельности, вызывает большие споры, а шеллингианцы воскрешают опять учение о душе, регулирующей дыхание и кровообращение. Только картезианцы и материалисты XVIII века содействовали развитию механических представлений об инстинкте,
376
Инстинкт
Инстинкт
но известно, что как раз картезианские идеи автоматизма встречали наибольшее сопротивление, даже в среде картезианцев, а философский материализм, часто дававший программу, а не резюме эмпирического исследования, не мог в XVIII веке во всех пунктах преодолеть сопротивления тех идеологических течений, которые господствовали в эмпирической науке, вернее в среде работников науки того времени. Даже в XIX веке движения иногда делили на импульсивные, рефлективные и инстинктивные, и если физика первых двух развивалась успешно, то теория инстинкта обособлялась от них или удалялась в царство субъективной психологии. Нельзя однако не признать, что какая-то непрерывная нить связывает теолого-метафизический и пантеистический детерминизм картезианцев и рефлексологические теории инстинкта, сводящего его к тропизмам. Во всех случаях инстинкт — сфера физики, хотя физика и понимается в каждом случае совершенно различная.
Понятие о природном инстинкте, постепенно освобождающееся от анимистических представлений, связывается весьма естественно с одним понятием: прирожденного. Знаменательно, что природа и прирожденное — слова одного корня не только по-русски: φύσις — ίυφυτον, natura — innatum, nature — innй указывают на одно и то же. Природный инстинкт — прирожден, это прирожденное искусство. Nascitur ars ista, non discitur, говорит Сенека (Ер. 121). Многие авторы говорят об инстинкте как art innй. Чему же противопоставляется эта природа, этот инстинкт? Прежде всего тому, что индивид приобретает лично. В отличие от лично приобретаемого в течение индивидуальной жизни инстинкт — «родовое наследие», то, что индивидуум получает от других — от рода или вообще от общества уже при своем рождении на свет. В споре о врожденности идей, инстинктов, который возникал уже в древности и возникает в классической философии нового времени с неслыханной силой, характерны две общественные установки: по одной человек ничего не получает даром, уже при рождении, и все свое познавательное богатство приобретает извне в течение своей индивидуальной жизни (tabula rasa 1-й книги Локка, статуя Кондильяка), по другой — человек рождается на свет уже одаренный каким-то наследием, либо в виде надела (монады наделены врожденными идеями), либо пользуется в течение своей индивидуальной жизни коллективным — общим — родовым достоянием (идеи, как трансцендентные, всем данные, но никому не принадлежащие данности). Уже та настойчивость, с которой эта основная антитеза прирожденного, предопределенного предшествующими поколениями, с одной стороны, и лично приобретенного, с другой, появляется в самых разнообразных областях знания, тот пыл, который одушевляет споры о преформизме и эпигенези-се, например, — показывают, что мы имеем здесь нечто большее, чем распри школьных теорий, и действительно всем этим установкам в отдельных областях знания обще одно противопоставление: φύσις и νόμο?, прирожденные способности, с одной стороны, и индивидуальная выучка, взаимодействие среды и индивидуума, с другой. Это противопоставление, всегда возникающее с развитием денежного хозяйства, упирается в противопоставление исторической традиции и сознательно-рационального организования общества. Кардинальное противопоставление естественно возникшего (в обиходе, в быту, по традиции, по природе) и искусственно выученного одинаково существенны для развития как биологического, так и психологического учения об инстинкте. Теории инстинкта разбиваются на две группы: одна группа теорий выводит инстинкт из индивидуального опыта, сводит инстинктивные действия на привычки, другая выводит инстинкт из наследственной передачи. Характерна борьба против наследственных инстинктов, которую
в 70-х годах прошлого столетия вел А. Уоллэс51. Сводя инстинктивные действия к подражанию. Уоллэс в области вопроса о пении птиц ссылается на опыты Бэр-рингтона52, автора 2-й половины XVIII века, то есть эпохи борьбы с априоризмом в Англии. Замечательно, что однажды Уоллэс53 очень ясно проговаривается о той связи, которая существует между учением об инстинкте и тенденциями общефилософскими: «инстинкт заключает в себе врожденные и совершенно определенные идеи, и если бы это было подтверждено, тогда бы он перевернул сенсационализм Милля и все понятия современных философов об опыте», то есть, добавим, догму английского буржуазного феноменализма. Что речь идет здесь не о фактах, а об общефилософских предпосылках истолкования фактов, видно из того, что даже при явлениях, где главную роль играют явления подражания, находят возможным говорить об инстинкте подражания. Если наблюдение Беррингтона над коноплянкой, которая, усвоив первоначально пение жаворонка, сохраняет его даже тогда, когда попадает в общество коноплянок, говорит, казалось, против инстинктивности процесса пения у птиц, то и здесь однако можно говорить о наследственном инстинкте подражания. Заметим также, что последовательные эмпирики-ассоциани-сты в психологии естественно выступали против инстинкта. Достаточно напомнить о походе против инстинкта, предпринятом А. Бэном и другими английскими психологами.
Определенный строй мысли определенных эпох не ограничивается простым противопоставлением естественного и искусственного (традиционного и рационального). Он чаще всего с неизбежностью тяготеет к истолкованию «естественного» по образцу рационального, тяготеет к сведению исторических форм жизни на рациональные. Φύσει — для него разновидность θίσει, инстинкт — возводится к индивидуальным, произвольным действиям, к привычкам и т. п. Инстинкт, как наследственное a priori, возводится к когда-то произвольно, сознательно совершавшемуся действию. В целой группе теорий инстинктивные действия рассматриваются как потомки определенных действий, когда-то совершавшихся сознательно, то есть родоначальным оказывается индивидуальное действие θέσει, которому можно научить, — пусть даже потом оно становится наследственным (таково воззрение Копа, Уорда, Вундта, Титченера). Точно так же, как, учась кататься на велосипеде, мы сначала производим сознательные действия, которые затем становятся бессознательными и только потому, что раньше были сознательными, могут быть опять доведены до сознания, так точно даже автоматические движения сердца и внутренностей ведут начало от прежних сознательных движений. Мотив ясен — область бессознательного превращается в аналогон сознания, в аналогон действий, производившихся так же, как действия при обучении велосипедной езде. Праотцем этой теории оказывается рационализм XVII-XVIII века. Леруа, уже упоминавшийся нами, в своих «Философских письмах о разуме животных» (1764) весьма отчетливо формулирует ее основную мысль: