Глава 2. Проект экспериментальной части исследования

Цели, задачи, проект методики экспериментального исследования

Цель: Доказать, что создание народной игрушки - это эффективное средство в работе с детьми, для формирования поликультурного воспитания младших школьников на уроках технологии.

Задачи:

1. Выявить исходный уровень поликультурного воспитания у детей принимающих участие в эксперименте;

2.  Апробировать методику в условиях учебного процесса применения народной игрушки на уроках технологии;

3. Проанализировать результаты экспериментального исследования и сделать вывод о состоятельности выдвинутой гипотезы.

Изучив теоретические исследования, мы сможем перейти ко II главе нашего исследования, которое будет состоять из 3 этапов:

1) Констатирующий этап

2) Формирующий этап

3) Контрольный этап

Методы:

- Анализ методической, психолого-педагогической и учебной литературы по теме.

- Наблюдение.

- Анализ полученных результатов и их математическая обработка.

- Изучение опыта работы учителей.

 

На основе полученных результатов мы сможем доказать или опровергнуть состоятельность выдвинутой темы.

 

 


 


Вывод

 

Актуальность, заявленная в курсовой работе, определяется потребностью общества в творческих, активных людях и недостаточным использованием на уроках технологии различных средств, направленных на развитие творческих способностей. В процессе выполнения курсовой работы использовались психолого-педагогическая, научная и методическая литература, а также результаты педагогической практики. Данная курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы.

Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в трудах Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Н.С. Лейтеса, педагогов Ш.А. Амонашвили, Г.И. Щукиной, В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова, И.Ф. Харламова и других. Среди разнообразных средств развития творческой активности младших школьников особое место занимают уроки технологии в начальных классах.

Результаты методик показали, что творческие способности детей находятся на низком уровне. Поэтому, на основании полученных результатов, были рекомендованы уроки технологии и составлены методические рекомендации педагогам и родителям по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии.

Таким образом, изучение теоретических основ проблемы и практические результаты говорят о том, что на развитие творческих способностей младших школьников влияют уроки технологии.

Ориентация современной педагогики на народную культуру, приобщение к которой становится условием стабильности личности и общества в целом, идея этнокультурного воспитания актуализируют поиск педагогических механизмов использования воспитательного потенциала народного опыта в образовательном процессе. В этом объективном процессе заметное место занимает развитие народных традиций, в которых аккумулируются духовные идеалы и нормы, приобретают устойчивость формы взаимодействия. Однако традиции имеют не только сохранительную, консервирующую, но и динамическую, развивающую функцию, что превращает их в фактор социализации личности.

Для воспитания важна проблема выявления действительных возможностей народной игрушки в социализации индивида, а также механизма передачи социального опыта посредством различной деятельности с народной игрушкой. Поэтому необходим исторический подход, позволяющий вскрыть как первоначальный смысл народной игрушки, так и ее сегодняшнюю социальную значимость. В современных условиях, когда философия в числе ключевых ценностей называет радость, понятен интерес к игре и игрушке, ведь именно на получение радости «направлено интрогенное, или игровое» удовлетворение духовных потребностей как свободная игра человеческих сил, а игрушка – радость детей.

Школа заметно меняет свой облик, который приближается к уровню современных социальных, политических, педагогических требований. Прогресс воспитания немыслим без тесной связи теории и практики. При этом диалектически отмирает устарелое и нарождается новое, воспитание наполняется иным содержанием. Поликультурная педагогика - сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом. Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур. В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики. Цель, поставленная на начало работы достигнута. Задачи решены.

 


 


Литература

 

1. Абакумова И.В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании [Текст] / И.В. Абакумова // Возрастная психология. - 2003. - №3. - с. 78-82.

2. Барканова, О.В. Методики диагностики одаренности и креативности: психологический практикум / авт.-сост. О.В. Барканова [серия:Библиотека актуальной психологии]. - Вып. 3. - Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2011. - 196 с.

3. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки [Текст] / В.П. Борисенков // Педагогика. - 2004. - №4. - с. 6-10.

4. Воскресенская Н.М. Образование и многообразие культур [Текст] / Н.М. Воскресенская // Педагогика. - 2000. - №2. - с. 3-10.

5. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6т. - М., 2003.-Т.З.-328 с.

6. Гомырина Т.А. Развитие творческих способностей первоклассников на уроках художественного труда / Т.А. Гомырина. - М.: ВЧГК "Русский Центр". – 2003.

7. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. — изд.: «Культура и традиции», 2003. — 128 с.

8. Гусинский Э.Н. Образование личности: пособие для преподавателей [Текст] / Э.Н. Гусинский. - М.: Интерпракс. - 2004. - 134 с.

9. Давыдов В.В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. Вопросы психологии./ В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман. - М.: Просвещение, 2002. - 620с.

10. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. — 120 с.

11. Дайн Г.Л. Лоскутные мячики из Хотькова — Сергиев Посад: Весь Сергиев Посад, 2008. — 96с.

12. Данилов М.А. Дидактика /Под общей ред. М.А. Данилова, Б.П. Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518с.

13. Данилов М.А. Умственное воспитание / М.А. Данилов. Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - 176 с.

14. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 124 с.

15. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения / Л.В. Занков. - М., Просвещение, 2007. - 152с.

16. Зинченко, Татьяна Петровна. Память в экспериментальной и когнитивной психологии / Т.П. Зинченко. - СПб.: Питер, 2002. - 320 с.

17. Иванова Н. В поликультурном мире [Текст] / Н. Иванова, И. Мнацаканян // Высшее образование в России. - 2003. - №1. - с. 41-47.

18. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. — М.: Просвещение, 2000. — 357с.

19. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просвещение, 2008. - 288с.

20. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З.И. Калмыкова. - М.: Педагогика, 2001. - 200с.

21. Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. [Текст] / М.В. Кларин. - М.: Генезис. - 2007. - 230 с.

22. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности [Текст] / Е.Ю. Клепцова // Педагогика. - 2004. - №5. - с. 10-23.

23. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. — СПб.: «Паритет», 2005. — 240 с.

24. Крупенин А.Л. Эффективный учитель [Текст] / А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. - Ростов на Дону. - 2005. - 132 с.

25. Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы [Текст] / В.В. Макаев, З.А. Малькова // Педагогика. - 2008. - №4. - с. 14-21.

26. Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы [Текст] / В.В. Макаев, З.А. Малькова // Педагогика. - 2007. - №4. - с. 3-10.

27. Мещеряков Б. Большой психологический словарь. / Б. Мещеряков, В. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.

28. Монографическая и учебная литература.Бондаревская Е.В. Современные концепции воспитания в отечественной педагогике [Текст] / Е.В. Бондаревская. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

29. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 640 с.

30. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2002. 640 с.

31. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб.пособие / под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование, 2006.- 732 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: